Main Menu

«Цифра» — не всем доступна она

Вот уже вторую неделю в Кыргызстане полностью перешли на цифровое телевидение (ЦТВ). Этой теме мы решили посвятить еще один «Перекресток мнений». Перед отключением аналогового эфира мы уже выходили на улицы и проводили свой небольшой соцопрос, чтобы узнать, подготовились ли люди к смене телеформата и довольны ли качеством «цифры»? Тогда большая часть опрошенных оказалась недовольна изображением: зависала картинка, оно распадалось на сегменты. Изменилось ли что-то за это время, все ли приобрели приставки или современные телевизоры, поддерживающие нужный стандарт? — с такими вопросами мы обратились к нашим респондентам на этот раз.

"Цифра" - не всем доступна онаКудайберды ПАРМАНОВ, горняк:
— Я живу в Баткенской области, в Кадамджайском районе, селе Булак. Из-за горных склонов телесигнал у нас не ловится. Телевидения не было даже в советские годы. В девяностых сельчане стали покупать спутниковые тарелки и смогли смотреть телепрограммы. Сейчас среди прочих каналов у нас есть и то, что показывают по цифровому телевидению. Радует, что каналов стало больше, появились разнообразные программы, стали доступны сериалы, кинофильмы.

 

"Цифра" - не всем доступна онаИльсиор Бариевна СУПРУНЕНКО, пенсионерка:
— В Чолпон-Ате, в доме, где я живу, пока только три квартиры подключились к цифровому телевидению. Я тоже еще не купила ресивер. Для нас, пенсионеров, стоимость приставки представляет значительную сумму. Но думаю, все равно нужно приобретать необходимую технику, мы, люди старшего поколения, привыкли к телевидению. Здесь в Бишкеке живу у подруг, одна из них жалуется, что качество цифрового сигнала плохое, есть помехи.

"Цифра" - не всем доступна онаРустам, адвокат:
— Я пользуюсь больше Интернетом, но маме купил цифровую приставку. Пока качество изображения оставляет желать лучшего, зависает картинка, распадается на сегменты, особенно ухудшается эфир в плохую погоду.
Если учесть, что в семье несколько телевизоров, то теперь, после отключения аналогового сигнала, чтобы они могли работать, люди вынуждены к каждому покупать приставку, и в итоге это выливается в большую сумму.

"Цифра" - не всем доступна онаДжылдыз ДЖАНЖИГИТОВА, инженер-технолог:
— Подключилась к «цифре» недавно. Приобрела ресивер, антенну. Наняла людей для установки, в общем сложностей не было. До этого мы подключались к кабельному каналу, сейчас отказались, зачем платить, если сейчас по обычному телевизору можно увидеть большое количество каналов в хорошем качестве.

 

"Цифра" - не всем доступна онаВиталий ПИЛИПАС, мастер по ремонту оправ:
— Купил ресивер еще год назад, работает без поломок, качество изображения хорошее. Так что у меня претензий к работе цифрового телевидения нет.

 

 

"Цифра" - не всем доступна она

 

Талант, юрист:

— Купил ресивер и антенну, но приставка не принимает сигнал цифрового ТВ. Вызывал мастеров, говорят, что мой дом находится у самой телевышки, из-за этого глушится сигнал. Звонил по телефону горячей линии 1212, но действенных советов не получил. Буду покупать новый ресивер, надо искать специалистов, которые смогут мне помочь. Без телевидения оставаться не хочется.

 

P.S. Общаясь с респондентами «Перекрестка мнений», заметил интересную тенденцию: молодые люди в большинстве своем всю информацию получают из Интернета. Телевидение интересно людям среднего и старшего возраста. Между тем пока масштабной господдержки малоимущим семьям и одиноким пожилым людям с низкой пенсией не произошло. Хотя изначально деньги на бесплатную закупку ресиверов для этой категории сограждан направлялись приличные. На сайте sanarip.kg, освещающем кампанию перехода на ЦТВ, среди прочего упоминается: «Выделено 20 млн. сомов на приобретение ресиверов для бесплатной выдачи мало- имущему населению». Как пояснили в пресс-службе Министерства труда и социального развития, здесь по запросу составили списки малообеспеченных семей, живущих в приграничных районах страны, для бесплатной передачи им ресиверов. А как же быть остальным подобным семьям, проживающим не вдоль границ? По этому вопросу на том же сайте можно найти следующее: «Распределение бесплатных ресиверов для малоимущих граждан будет осуществляться на основании решений местных государственных администраций. При райгосадминистрациях и акимиатах созданы соответствующие комиссии из числа представителей госадминистраций и Министерства соцзащиты. На данном этапе уточняются списки лиц, которые войдут в категорию получателей бесплатных ресиверов. Критерии, по которым будет осуществлен отбор граждан, установлены местными органами власти. В данную категорию войдут особо нуждающиеся мало-обеспеченные семьи». Эта информация больше вызывает недоумения, чем что-либо объясняет. Кампания по переходу на «цифру» идет несколько лет, закуплено оборудование, проложены линии, действует сайт, выделены средства для тех, кто сам не имеет финансовой возможности купить необходимую приставку, но специально списков таких лиц за это время так и не составляли. А начали работу только после отключения аналогового телевидения, когда эфир исчез и люди оказались в информационной изоляции. И если учесть, что малоимущий человек и так вынужден во многом себя ограничивать, жить при постоянной нехватке средств, то эта ситуация только прибавит ощущение беспомощности. А ведь, как правило, уязвимы пожилые люди, которые создали всю инфраструктуру, экономику страны, поднимали сельское хозяйство, или многодетные семьи, где растут дети — будущие граждане страны. То есть те категории, которые требуют особой защиты правительства и в юридическом, и в чисто человеческом понимании.

Как скоро смогут местные власти определить нуждающихся, составить списки, выяснить, есть ли у них человеческие ресурсы для такого объема работы? И если учесть, что в сельской местности на быстроту исполнения будут влиять большие расстояния между населенными пунктами, то сколько же эта процедура займет времени? И всех ли нуждающихся смогут учесть в спешке? Всем ли хватит приставок? На том же сайте sanarip.kg сообщается по поводу благотворительного распределения ресиверов следующее: «На выделенные из государственного бюджета 20 млн. сомов по результатам тендера закуплено 8 000 единиц цифровых приставок». И снова в голове масса вопросов. Ну, во-первых, вряд ли на восемь тысяч приставок, стоимость которых на рынке варьируется от 800 до 1 500 сомов, ушли все выделенные миллионы. Во-вторых, если не все средства затрачены, то почему только 8 тысяч закуплено, тем более что списков нуждающихся лиц до сих пор нет? А если потребуется больше? Между тем проблема уже назрела. Мы обратились в Общественное объединение социальной защиты населения им. Л. Фомовой. Как рассказала глава этой организации Ирина Полити, звонит немало пожилых бишкекчан, оставшихся без телевидения. Как правило, это одинокие старики, которые из своих небольших пенсий, а они составляют три-пять тысяч сомов, не в состоянии выделить тысячу на приставку.

— Об обеспечении приставками социально уязвимых граждан мы не раз говорили на встречах с чиновниками, но нас так и не услышали, — говорит И. Полити. — Чтобы докричаться до властей, хотим устраивать пикеты, писать петиции.

Весь процесс перехода на ЦТВ достаточно открыто освещался правительством через СМИ: и приобретение первого оборудования, и запуск первого цифрового сигнала, активно проводилась информационная кампания. Но один из самых важных моментов — распределение бесплатных приставок, количество людей, охваченных этой помощью, — все время замалчивался чиновниками. Сегодня этот процесс требует прозрачности, ведь цена вопроса ни много ни мало, а 20 миллионов сомов?

На «перекрестке мнений» стояли Дмитрий АЩЕУЛОВ и Игорь САПОЖНИКОВ.






Добавить комментарий