Main Menu

Забыв прошлое, не построишь будущее

Мир на пороге инноваций. Они наступают широким фронтом и внедряются невероятно быстро. К примеру, в мобильной связи, в производстве новых продуктов питания, которые уже есть на рынках Кыргызстана. И все-таки есть вопросы, на которые мы не всегда  находим правильные ответы.

В 70-80-е годы ХХ века в СССР и Советском Кыргызстане бурное развитие получили исследования по изучению и оценке взаимоотношений природы и общества, естественного, искусственного и социального прогнозирования будущего. В нашей республике  инициатором и «мотором» исследований являлся известный в СССР  учёный, профессор, член-корреспондент НАН, доктор философских наук Табылды Абдылдаев.
Т. Абдылдаевым проводилось оригинальное  комплексное исследование, были привлечены к работе такие одаренные ученики, как А. Бакаев, М. Жумагулов, О. Тогусаков, Б. Кенжебаев, Р. Апасов, Ж. Саякбаев,  выявлены и обобщены формирующиеся к концу ХХ века тенденции во взаимоотношениях природы и общества.
Между этими субстанциями расширяется третий, «искусственный» мир, транзитный и пока неустойчивый — динамический, поведение которого не укладывается в рамки классического, однолинейного представления о взаимоотношениях природы и общества.
Одной из замечательных особенностей прежней советской системы высшего образования (при всех её плюсах и минусах)  является её фундаментальность. Будущие специалисты получали высшее образование на трёх этапах — по узкой специальности, по общенаучной  и философско-мировоззренческой базе. Этим преследовалась цель заложить фундамент баланса взаимообогащений между «технарями» и «гуманитариями». Руководствуясь данным принципом, Т. Абдылдаев усиленное внимание уделял преподаванию студентам, аспирантам, соискателям логико-методологического основания современного естествознания. Будучи сам биологом, то есть представителем конкретной науки, он достиг понимания обязательной необходимости овладения мировоззренческими и логико-методологическими основаниями современной науки.
Результатами многолетней исследовательской и педагогической работы стали научная школа «Диалектика естественного, искусственного и социального», успешная защита кандидатских и докторских диссертаций его учениками в период 1977-1988 годов.
Впоследствии приобретенная интеллектуальная подготовка позволила некоторым из них стать видными государственными и научными деятелями. Так, А. Бакаев был выдвинут на должность руководителя Министерства национальной безопасности республики, Б. Кенжебаев — на руководящие посты Компартии республики, О. Тогусаков — директором Института философии и права НАН, избран член-корреспондентом НАН, М. Жумагулов заведует кафедрой в вузе, оба продолжили тему исследования научной школы своего учителя.
Профессор Т. Абдылдаев считал непродуктивными бинарные методы противопоставления преобразующей деятельности человека и процессов природы,  убедительно обосновывал тезис о неограниченных возможностях науки и технологии и др. Практическое значение рекомендаций школы профессора Т. Абдылдаева можно показать на следующих примерах сегодняшнего дня.
Возьмем строительство в республике завода химических удобрений. Становится понятным, что сооружение  крупного химического объекта, пусть даже и прибыльного для инвесторов и приносящего доход в бюджет страны, несёт постоянную опасность для здоровья людей,  природной среды. Такой проект больше подходит к условиям больших продуваемых ровных пространств с устойчивой сейсмикой, например в Центральном Казахстане. В то же время искусственные удобрения необходимы для восстановления элементного состава искусственного плодородия почв, теряемого с отчуждением урожаев.
Потому целесообразны небольшие предприятия по выпуску удобрений для части земледельческих оазисов с безвредной современной технологией. Необходимо начать производство экологически чистых продуктов питания и сырья, дефицит которых остро ощущается на внешнем и уже на внутреннем рынках. Экологические продукты дороже продуктов, выращенных на обильных удобрениях, но люди начинают отдавать большее предпочтение здоровью и готовы платить за него.
Другой пример. В настоящее время специалисты признают, что на семенном рынке на грани исчезновения «родные», местные сорта овощей, фруктов, плодов. Рынок заполонен «чужим», с непонятными свойствами семенным материалом, из которого вырастают невкусные, но большие красивые плоды картофеля, помидоров, огурцов, яблок, персиков и т. д.
Как это явление оценить и что делать? Применяя методологию взаимодополнения естественного и искусственного, полагаем, что тот или иной сорт, разновидность продукции сориентированы на конкретную цель. Скажем, сорта картофеля только для чипсов, сорта помидоров — для технической уборки, консервирования и временного употребления в зимний период и т. д.
Особенно это касается применения искусственно созданных различных пищевых добавок, обозначаемых определённым номером с буквой «Е», биологически активных добавок -БАДов, генетически модифицированных продуктов — ГМО. Образовалась целая отрасль в пищевой индустрии, производящая эти искусственные добавки и агрессивно внедряющая их в производство продуктов питания. Дело в том, что и у естественных продуктов, и у искусственных имеются свои преимущества и недостатки. Поэтому, к примеру, БАДы нужно применять в случаях, когда организм человека испытывает их недостаток в период  своего ослабления. В результате химических превращений Е-добавок в организме образуются вещества, которые могут вызвать аллергию у детей, сбои в иммунной и эндокринной системах. Ещё сложнее дело с ГМО-продуктами. Современная наука пока не даёт ответов. Под давлением экономики и нехватки продовольствия в бедных регионах мира производители, торговцы и политики реализуют эти продукты, а «эксперты» в такой затруднительной ситуации нашли выход, рекомендуя производителям предупреждать потребителя о том, что это ГМО-продукт, но потребителю самому принимать решение. Есть они и на рынках Бишкека. Однако потребители не знают  о природе этих продуктов.
На земле достаточно сельскохозяйственных угодий, на которых, применяя эффективные методы обработки почв, орошения, удобрений, надлежащей экономической организации, возможно получить достаточно продовольствия для нынешнего и грядущего населения планеты. Не хватает ресурсов, средств доставки, хранения, переработки и т. п. — это да, но это скорее вопрос рациональной организации экономики, а не оскудения  природы. Экономические аппетиты бизнеса надо регулировать государству и обществу, у которых зачастую мутнеет рассудок от  предполагаемой 200-процентной прибыли.
В более поздний период, с началом перестройки в 80-х годах, логико-методологический потенциал школы Т. Абдылдаева был вовлечен в водоворот процессов трансформации советского общества. Методология исследования была использована при анализе и выявлении тенденций трансформации (перестройки) общества. При этом преобразовательная роль новых лидеров (М. Горбачёва, Б. Ельцина и др.) представлялась как их степень искусства,  способность перестройки общества. Анализируя начальные процессы перестройки, Т. Абдылдаев отмечал, что в преобразовании общества, как и природы, стал доминировать бинарный, двуполярный метод противопоставления прежней и новой политических систем, полный негатива и отрицания первого и абсолютизации второго.
Так, экс-президент Акаев и его команда на волне разрушения Компартии провозглашали беспартийную (?!) структуру общества и этим затормозили политическое развитие Кыргызстана лет на десять. Они ошибочно экстраполировали физические закономерности, а также теорию естественного отбора Ч. Дарвина на общество. Непродуктивность такой экстраполяции уже описывалась в европейской науке начала ХХ века, однако рецидив «заболевания» случился в Кыргызстане в конце ХХ — начале ХХI веков.
Наша республика  не первая и не последняя, переживающая трудности. Южная Корея, Сингапур прошли такой же путь. По-мнению теоретика менеджмента П. Друкера, нет изначально богатых или бедных стран, есть хорошо или плохо управляемые страны. Искусство, умение управлять процессами в государстве, наполнение интеллектуальным содержанием политического менеджмента способны ускорять или тормозить темп развития страны. Пока же теоретическая и методологическая «профнепригодность» вышеназванных и неназванных экс-рулевых страны посеяла шатание и разброд во взглядах на устройство общества.
Так, из прессы последних лет видно, что продолжает иметь место мнение о том, что «партийная система не подходит Кыргызстану» (В. Богатырев), демократия приводит к ещё большей бедности в бедных странах, в т. ч. в Кыргызстане (Т. Жумабекова). В противовес им более компетентно утверждается, что «надо выстроить сильную партийную систему. Власть имущим недостаёт образованности, не видят наступающих угроз, рисков» (З. Курманов). И как результат на практике — ошибки в действиях по выстраиванию всего базисно-надстроечного «каркаса» государства.
Одним из показателей силы и мощности влияния общественных наук на политические процессы является появление в новой истории Кыргызстана так называемых политтехнологов, которые разрабатывают для применения различные методы, сценарии отдельных политических событий, таких, как государственные перевороты, демонстрации и т. п. И определенная часть населения считает, что она далёка от политики, не хочет связываться с ней через законное право голоса, но как раз-таки эти люди являются наилучшим бездумным «мясом» для политтехнологов, политиканов.
Многострадальное пространство СНГ, наша республика стали своеобразной лабораторией, показательным полигоном, на котором произведены масштабные эксперименты по «накачке» в общество излишней идеологии, утверждению командно-административного метода управления в государстве,  равно как и диаметрально противоположного «сброса» всей идеологии вместе с мировоззренческими, духовно-нравственными ориентирами, внедрения невыверенной демократии в управлении обществом в течение ближайших 20 лет. Из крайности в крайность.
Т. Абдылдаев не успел масштабно и глубоко приступить к исследованиям нового кыргызстанского общества — тяжелая болезнь не предоставила ему такой возможности. Но вклад  профессора Т. Абдылдаева значителен. Становится возможным предвидеть и спрогнозировать будущие модели роста, без которых трудно выстраивать развитие страны. И без повышения роли и значения общественных наук невозможно «зарядить» общество новой энергией, выработать направления и механизм перезагрузки всех базисно-духовных отношений.

Рыспек АПАСОВ,
кандидат философских наук, доцент.

 






Добавить комментарий