Main Menu

Безопасность в «коробочке». Транспортные проблемы ЕАЭС

Безопасность в "коробочке". Транспортные проблемы ЕАЭС

Как писала наша газета, в Кыргызстане побывала делегация экспертов и консультантов Евразийской экономической комиссии. Специалисты разъяснили положения 18 технических регламентов Таможенного союза, вступающие в силу на нашей территории с 12 августа т. г.

По просьбе дальнобойщиков, регулярно выезжающих за пределы страны, «СК» сообщает о новых требованиях к водителям фур, грузовиков, автомобилей, маршрутных такси, чтобы, оказавшись в затруднительных обстоятельствах вдали от дома (снегопад, оледенение проезжей части дороги, сильный ветер, отсутствие врача, полицейских, эвакуатора), наши граждане могли оперативно послать SOS службам спасения, МЧС, скорой помощи, пожарным и т. д.

Экстренное реагирование гарантирует особое устройство — «коробочка», в которую вмонтированы кнопки вызова, позволяющие связаться с нужными людьми, сообщить свое местонахождение. Без такого оборудования вас теперь никуда не выпустят, так как, по меткому выражению одного из водителей, интеграция начинается сразу от дверей склада, где загружается самосвал или фура.

Есть тонкости, их немало. К примеру, что делать с прицепами? Их тоже нужно регистрировать? А что представляет собой «идентичная транспортная среда»? Как быть с завозом авто из третьих стран? Там производители выпускают новенькие модные марки машин без всяких «коробочек», это наднациональное требование лишь Евразийской комиссии…

Известно, что в Кыргызстане техосмотр отменен, теперь это дело добровольное. Тогда где покупать «коробочки»? Какова их цена? К тому же дополнительные расходы бизнесмен вынужден включить в стоимость перевозимой продукции, сделав ее менее конкурентоспособной в сравнении с Казахстаном и Россией.

— Важно, чтобы водитель, пересекающий границу, мог документально подтвердить выполнение всех процедур по безопасности передвижения, иначе его ждет штраф в России, Беларуси, в лучшем случае в Казахстане, — говорит наш гость Илья Новиков.

Но ведь технологии развиваются быстро, в том числе и в автомобилестроении. В Швейцарии набирают популярность машины-беспилотники, там у руля с внешней стороны авто отсутствует зеркало, все изображения заднего плана выведены на экран перед лицом водителя. Европейцы утверждают, что такой транспорт — самый безопасный…

Что и говорить: регламент сложный, требований — целые четыре страницы. Московские консультанты ссылаются на Женевские глобальные соглашения ООН, ведь подобных правил прежде не существовало ни в одном национальном регламенте. Ничего не поделаешь, надо переходить на международные стандарты, это требование ХХI века.

Илья Новиков привел положительные примеры перестройки: при локальном контроле передвижения по новой схеме аварийность на российских дорогах не сократилась, но и не выросла. По словам эксперта, раньше ежегодно на трассах Российской Федерации погибало свыше 27 тысяч человек, из них 10% — дети. За прошедшие 25 лет независимости россияне приобрели в собственность машин различных марок вдвое больше, чем покупали, находясь в Советском Союзе. Представляете, какие выстраивались «пробки» в городах-миллионниках! Но благодаря наличию «коробочек» российские гаишники не зафиксировали резкого скачка ДТП. Из 120 тысяч вызовов только 372 оказались экстренными, потребовавшими срочного вмешательства.

Как видим, кнопка вызова сыграла свою положительную роль в обеспечении безопасности на российских дорогах. Отныне подобный ГОСТ обязателен и для других государств — членов ЕАЭС.

Касаясь положения кыргызстанских водителей, нужно сказать, что великое множество наших маршрутных такси — машины далеко не новые, часто свои бусы владельцы приспосабливали для пассажирских салонов, используя при этом б/у оборудование.

Придется менять психологию, в скором будущем на таком авто не поедешь даже по Бишкеку и Ошу, не говоря уже о путешествиях по России или странам Европейского союза.

Кстати, новые требования Евразийской экономической комиссии коснулись также регламента предельного уровня объема выхлопных газов крупногабаритных автобусов и находящегося в них холодильного оборудования. Это важно для сохранения озонового слоя атмосферы, экологии того государства, по территории которого транзитом следует экспортер.

Транспортные стандарты на территории ЕАЭС планируется вводить поэтапно. (В Беларуси, Казахстане и России они действуют с января 2015 года.) И. Новиков утверждает, что для определения наличия «коробочки» в авто достаточно одного представителя от каждого государства — члена ЕАЭС: сертификаты получит вся партия машин.

В связи с этим кыргызстанцы спрашивают: а если «коробочка» окажется неработающей? Кто ответит за это — водитель или производитель нового оборудования?

Настораживает, что не только экспортеры и импортеры плохо ориентируются в новых требованиях Евразийской экономической комиссии, но и сами лаборанты не знают критериев выдачи документов соответствия. И если владельцам частных лабораторий это простительно — не подготовятся, отечественные водители поедут за нужными справками в соседнее государство, в Алматы, там и уплатят за них свои кровные, то уполномоченные государственные учреждения обязаны крепко задуматься. Время работает против них, до установленного Евразийской комиссией срока введения на территории Кыргызстана нового регламента остаются считанные месяцы.

Налогоплательщики, к их числу принадлежат и водители транспортных средств, по роду своей работы часто пересекающие границу, вправе требовать от государства качественного и своевременного исполнения своих обязанностей: помогать отечественным предпринимателям безболезненно входить в интегральный рынок.

СПРАВКА «СК». Водители, чьи машины зарегистрированы до принятия Евразийской комиссией новой нормы, вправе на них работать еще два года. Это в полной мере относится и к праворульным машинам, которых у нас очень много. Новый стандарт требований коснется лишь автовладельцев, которые приобретают машины в текущем году. С России берут пример государства Евросоюза.

Галина ЛУНЕВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий