Main Menu

Турне по южному полукольцу

Поездка в Бишкек была частью турне Сергея Лаврова по Южному Кавказу и Центральной Азии. Перед прибытием сюда он провел переговоры с Ереваном и Баку, а из Бишкека проследовал в Астану на саммит министров иностранных дел государств-участников ОДКБ и СНГ. По официальной версии, вояж был приурочен к
20-летию установления дипломатических отношений России  с Азербайджаном, Арменией и Кыргызстаном. Однако, учитывая насыщенность тематики переговоров, состоявшихся в  столице каждого  из государств, становится ясно, что не только юбилейной датой и не только географической близостью этих стран объясняется тот факт, что  Россия связала их  цепочкой в одном турне. Это скорее свидетельство   внимания, которое она уделяет своим тылам на южных рубежах, а также  приобретению союзников в решении современных глобальных и региональных проблем безопасности, связанных с Афганистаном,  Сирией, Ираном и в целом с Ближним Востоком и Северной Африкой.

В Ереване и Баку прежде всего рассмотрели вопросы урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. В Азербайджане также обсудили каспийскую проблематику и работу по подготовке конвенции, определяющей правовой статус Каспийского моря. Кроме этого, затронули комплекс вопросов, связанных с углублением многопланового взаимодействия в региональных и международных организациях, в том числе с учетом членства Азербайджана в Совете Безопасности ООН в 2012-2013 годах.
В Бишкеке  С. Лавров не один раз подчеркнул важность  сверки позиций России и Кыргызстана в международных организациях (ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ).  Более конкретное представление об этом дает текст совместного заявления, подписанного по итогам переговоров. В частности,  государства отметили общность своих взглядов  на происходящие в современном мире фундаментальные изменения, характеризующиеся ускорением процесса формирования полицентричной международной системы. Подтверждено стремление к созданию более справедливого и демократического миропорядка, базирующегося на верховенстве  права, многосторонних, коллективных подходах к решению глобальных и региональных проблем, развитии широкого, недискриминационного и взаимовыгодного партнерства в интересах  безопасности и процветания всех стран и народов.
Обе страны выразили обеспокоенность ситуацией вокруг Сирии и Ирана и отметили недопустимость развития событий по силовому сценарию, чреватому дальнейшим ростом нестабильности не только в сопредельном регионе, но и во всем мире.
Договорились также о сотрудничестве в рамках принятых соглашений в ОДКБ. В частности, о борьбе против транзита наркотиков. Как сказал С. Лавров, «у нас есть видение того, как сделать это лучше, не распыляя усилия, а концентрируя их».

В «Ала-Арче»
Перед прилетом С. Лаврова в Бишкек в некоторых зарубежных СМИ появилось предположение, что таким образом Кремль  разряжает определенную напряженность, возникшую в отношениях между нами. В частности, Deutsche Welle писала, что эта напряженность появилась после февральского визита А. Атамбаева в Москву, когда он открыто заявил о долгах России за аренду военных объектов  в Кыргызстане. Ссылаясь на аналитиков, издание пишет,  что Россия тоже сыграла в этом процессе некую роль, потребовав пересмотра старых договоренностей по акциям  «Дастана» и строительству гидроэлектростанций.
Однако и гость, и министр иностранных дел КР Руслан Казакбаев с первых же минут выхода к прессе в Госрезиденции «Ала-Арча», где состоялись их переговоры в расширенном формате, опровергли сам факт наличия напряженности. «В лице Кыргызстана Россия имеет в Центральной Азии верного друга и надежного союзника», — сказал Р. Казакбаев. «Наши государства и народы доказали, что и в новых геополитических условиях мы хотим быть вместе», — заявил С. Лавров.
Совместная пресс-конференция министров  была короткой. Но если добавить к ней то, что прозвучало в этот же день из уст  С. Лаврова в стенах КРСУ, где он пообщался с преподавателями и студентами, то вырисовываются ответы на все острые вопросы, существующие в поле взаимных интересов двух государств.

О трудовых мигрантах
Первым гостю задали вопрос о положении кыргызстанцев в РФ, не от хорошей жизни подавшихся туда на заработки. Однако  Сергею Викторовичу не понравилось, что корреспондент информагентства связал его  с нахождением  российской авиабазы в Канте. По его мнению, эти два вопроса нельзя класть на чаши одних весов. Посему последовало по-русски решительное и  незамедлительное отделение «бешбармака» от «пельменей».
Российская база в Кыргызстане — это не одолжение кому бы то ни было, она  не имеет скрытых целей и отвечает  интересам стран Центральной Азии,  и в первую очередь Кыргызстана, заявил он.
Что касается трудовых мигрантов, то, по данным министра,  300 тысяч кыргызстанцев уже получили российское гражданство, еще несколько сот тысяч работают  на законных основаниях, т.е. имеют  вид на жительство и разрешение на работу. Но очень много и нелегалов. Зачастую они проживают и работают в нечеловеческих условиях. Тому подтверждение —  недавний пожар, унесший жизни нескольких кыргызстанских рабочих. Поэтому МЧС предложило посетить  вместе с посольством  Кыргызстана  все точки, где компактно проживают трудовые мигранты. «Мы уважаем трудолюбивых  кыргызстанцев, — заявил С. Лавров, — и все наши действия направлены на то, чтобы подвести прочную правовую базу под каждого из них, не допускать случаев, когда недобросовестные предприниматели заманивают их, не платят  зарплату как положено, дают в конвертах мизерные деньги и не обеспечивают  никакими страховками».
Как стало известно, на переговорах в «Ала-Арче» МИД КР вновь обратился к россиянам  по поводу открытия дополнительных консульских учреждений в РФ и попросил  облегчить процедуры регистрации, разрешения на работу, а также получения гражданства. «Россия заинтересована в том, чтобы нормализовать  очень важную сферу миграции, —  подчеркнул в связи с этим  С. Лавров.  — У нас есть двустороннее соглашение по вопросам облегчения трудовой деятельности и обеспечения социальной защищенности трудовых мигрантов. В рамках этого документа действует совместная рабочая группа. Мы договорились, чтобы она встречалась чаще». Но, как выяснилось далее из его слов, дело за кыргызской стороной, так как  в нашем правительстве произошла очередная структурная реформа и пока неясно, кто же будет заниматься проблемами  миграции.

О русском языке
На вопрос о дискуссиях вокруг статуса  русского языка в Кыргызстане Руслан Казакбаев ответил, что сам факт такого спора вызывает у него сожаление: «Изменение статуса русского языка у нас  не должно обсуждаться. Он является официальным, и это закреплено в Конституции». Далее он подчеркнул, что страна  приобщилась  к мировой культуре и науке именно благодаря этому богатому языку: «Мы, наоборот, поддерживаем инициативу его развития в государствах, где есть такая возможность».
Сергей  Лавров добавил, что возможность граждан Кыргызстана изучать и пользоваться русским языком отвечает интересам общества. Это существенно повышает их шансы, в том числе и на трудоустройство, не только в России, но и в других странах, включая дальнее зарубежье. Особенно учитывая перспективу наделения русского языка статусом европейского. Такая инициатива уже внесена на рассмотрение Европарламента.
Кстати, как сообщил журналистам Руслан Казакбаев, положение русского  языка отражено и в заключенном в  тот день в «Ала-Арче» межправительственном соглашении о сотрудничестве в гуманитарной сфере.

«Манас» и Ульяновск
Сергей Викторович также не согласился с постановкой вопроса: «Почему  Россия, выступая против нахождения в Кыргызстане авиабазы сил коалиции, в то же время предоставляет американским военным территорию  аэропорта в Ульяновске?» (цитируем корреспондента).
«Говорить, что Россия открыто выступает против  Центра транзитных перевозок  в аэропорту  «Манас»,  некорректно, — заявил дипломат. — Мы с уважением относимся к озвученному Президентом  А. Атамбаевым заявлению о том, что соглашение о ЦТП  не будет продлено после 2014 года. И сегодня  мы с ним подтвердили, что наши страны привержены решению Совета глав государств ОДКБ о порядке размещения авиабаз на территориях стран-участниц ОДКБ».
Поясним для читателя: названное  российским министром  решение «семерки», заключенное в декабре  в Москве, предусматривает, что государство-участник ОДКБ дает «добро» на размещение на  своей территории группировок войск и объектов военной инфраструктуры третьей стороны только после проведения  неотложных согласований  с партнерами по ОДКБ  и при отсутствии их официальных возражений.
Далее С. Лавров сказал, что ни о какой военной базе в Ульяновске речи не идет вообще. НАТО обратилось к России с просьбой о размещении комбинированной базы (железная дорога, авиасообщение и автодорога) для транспортировки невоенных грузов в Афганистан. После этого было рассмотрено предложение использовать аэродром Восточный в Ульяновске. Там будут задействованы исключительно гражданские объекты, а транзит станет осуществляться под контролем российской таможни. Никаких военных НАТО, подчеркнул министр, в Восточном не будет.

Кто перетянет?
С возможными инвестициями России в гидроэнергетику и нефтегазовую промышленность Кыргызстана вырисовывается такая  ситуация. Отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, Руслан Казакбаев сообщил, что после 15 апреля состоится очередной раунд двусторонних переговоров. После них уже можно будет «более четко сказать», в какие проекты и сколько вложат  средства российские инвесторы. Речь идет о строительстве «Камбар-Аты-1», Верхненарынского каскада ГЭС и нефтегазовой промышленности. «Мы ждали и ждем российских инвесторов», — подвел черту министр.
Однако сутки спустя из интервью Президента А. Атамбаева «Коммерсанту» стал известен другой срок: 10 апреля. В этот день от Министерства энергетики РФ ждут ответа, в какие энергетические объекты оно готово вкладывать капиталы  и на каких условиях.
Кстати, глава государства  пояснил, что спор о пересмотре ранее достигнутых соглашений и об увеличении доли российской стороны  идет на уровне министерств и ведомств: «Каждая сторона тянет одеяло на себя». Но президенты двух стран в Москве решили, что все-таки нужно сначала  выполнить старые договоренности.
К слову, 10 апреля наступило сегодня.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Игоря КОВАЛЕНКО (предоставлено МИДом КР).






Добавить комментарий