Main Menu

Требуется бдительность

По оценкам международных и отечественных экспертов в сфере безопасности, осложнение военно-политической ситуации в Афганистане представляет реальную угрозу для стран Центральноазиатского региона, и в частности для Кыргызстана.

Так, по мнению политолога, доктора юридических наук, профессора Кайрата Осмоналиева, серьезную озабоченность вызывают активизация отрядов движения «Талибан» в северных афганских провинциях и приток в эту исламскую республику боевиков запрещенной организации ИГИЛ из зоны сирийского конфликта после ряда сокрушительных поражений от правительственных войск на стратегических направлениях боевых действий. Повод для тревожных прогнозов вызывает также тот факт, что некоторые наши граждане, завербованные эмиссарами террористических и экстремистских организаций, воюют на стороне ИГИЛ в Сирии, а часть из них, вернувшись на родину, пытаются планировать и осуществить различные подрывные акции.

Если вернуться в 2011 год, то ликвидация джихадистов из преступной группировки «Жайшуль Махди», что в переводе с арабского означает «Армия праведного правителя», стала первым тревожным звонком, свидетельствующим об активизации радикальных религиозных организаций непосредственно в Кыргызстане. В планы доморощенных террористов входило позиционировать себя как боеспособную организацию и получить поддержку, в том числе финансовую, у лидеров международных религиозно-экстремистских организаций. В январе 2011 года, после спецоперации в селе Арашан по уничтожению террористов, автору этих строк удалось побеседовать в СИЗО ГКНБ с одним из выживших, как они себя называли, «воинов Аллаха». Демонстрируя вопиющую религиозную безграмотность, свое участие в убийстве трех милиционеров и попытки организации террористических актов он, словно зомби, оправдывал священной войной против неверных и идеями построения халифата, а потом вдруг резко сменил тон и начал жаловаться на тяжелое финансовое положение… Обезвреживание этой группировки можно считать основой установившейся в дальнейшем адекватной реакции государства на террористические угрозы.

По мнению Кайрата Осмоналиева, последние шесть лет вопросам противодействия терроризму и насильственному экстремизму в Кыргызстане уделяется самое пристальное внимание. «Как подчеркивает глава государства, главное в этом направлении — работать на упреждение. Борьба с террористической угрозой стала носить скоординированный и комплексный характер. В ней задействованы не только спецслужбы и правоохранительные органы, но и все гражданское общество и религиозные институты», — отмечает эксперт. Добавим к этому еще ряд достижений в области противодействия терроризму и экстремизму. Так, принята новая Концепция государственной политики в религиозной сфере, стратегической задачей которой являются создание модели светского государства, обеспечение свободы совести и вероисповедания, поддержка развития традиционного ислама, профилактика радикализации верующих, предотвращение конфликтов на межконфессиональной почве, повышение качества религиозного образования и другие. Внесен также ряд изменений и дополнений в законодательство, позволяющих ликвидировать различного рода проявления экстремизма и терроризма. Кроме того, спецслужбы и правоохранительные органы достаточно эффективно научились работать на упреждение, о чем свидетельствуют многочисленные факты обезвреживания спящих ячеек международных религиозно-экстремистских организаций, задержание вербовщиков и ряд успешных антитеррористических спецопераций за последние три года. В целом принимаемые государством меры для противодействия экстремизму и терроризму заслуживают позитивной оценки, но в условиях прогрессирующей динамики роста экстремистской и террористической активности они должны быть более эффективными и носить мощный превентивный характер. Как недавно заявил на одном электронном портале ученый-теолог Кадыр Маликов, «не исключена попытка ИГИЛ дестабилизировать обстановку в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Данные сведения являются пока неподтвержденными, но сигналы об этом нам поступают».

Процессы радикализации общества идут стремительно, и здесь очень важен постоянный диалог всех движений, предполагающий уважение и взаимопонимание чувств верующих и неверующих, светских и религиозных. Об этом, кстати, говорил в прошлом году Президент Алмазбек Атамбаев на заседании Комитета по проведению Года истории и культуры.

С учетом того что только карательными мерами ситуацию в религиозной сфере не исправить, в уже упомянутой концепции ставка делается прежде всего на просветительскую деятельность, процесс этот длительный, поэтому, чтобы поставить заслон радикальным идеям, необходим целый комплекс мер: пропаганда в молодежной среде традиционного ислама, образование, поддержка духовных ценностей, менталитета и обычаев народа.

В выстраивании государственной системы антитеррористической защиты большую роль играют органы внутренних дел. Со спецслужбами они проводят постоянный мониторинг религиозной ситуации в целях своевременного выявления и нейтрализации условий, способствующих насаждению идей радикального ислама. Например, одно из стратегических направлений деятельности 10-го ГУ МВД и его подразделений на местах — информационно-разъяснительные мероприятия среди населения с участием госорганов, представителей духовенства, молодежных организаций, СМИ и экспертного сообщества. В свою очередь Госкомитет национальной безопасности разработал положение об уровнях террористических угроз, условно обозначив их по восходящей синим, желтым и красным цветами. Документ представляет собой до мелочей разработанную для населения инструкцию, как вести себя в случае возникновения террористической безопасности.

Безусловно, в сфере противодействия террористической экспансии в стране сделано немало, а предстоит сделать еще больше. Многое зависит и от граждан: необходимы повышенная бдительность и нетерпимость даже к малейшим проявлениям радикализма.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий