Main Menu

Эффект домино, или Что ждет Россию и Кыргызстан

В последнее время СМИ России, в частности радио «Спутник», активно обсуждают исследования ученых о последствиях глобального изменения климата в арктической области этой страны.

Исследования с применением самых современных методов проводятся международным коллективом ученых из России, Франции, Германии и Японии под научным руководством Жана Жузеля — всемирно известного климатолога, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Как видим, работает весьма компетентный коллектив специалистов. Они пришли к выводу, что если нынешний тренд повышения глобальной температуры сохранится, то вследствие таяния на Земле вечной мерзлоты и арктического ледяного панциря восемь регионов севера России через 50 лет уйдут под воду: Архангельская и Мурманская области, Республика Коми, Ямало-Ненецкий округ, Красноярский край, Якутия, Чукотка, Алтай. Разрушится вся нефтегазодобывающая инфраструктура, все нефтяные и газопроводы, дороги и т. д. и т. п. Главный вывод из всего: России придется вносить существенные коррективы в стратегию развития севера, Западной и Восточной Сибири.

Читатель может задаться вопросом: а при чем здесь Кыргызстан, расположенный далеко на юге от северных широт России? Как это ни парадоксально, аналогичный процесс (таяние вечной мерзлоты), но с иными последствиями вполне может произойти и в нашей республике. Не в порядке самопиара, а для сведения: на примере изучения последствий изменения климата в Кыргызстане автор данного материала несколько лет назад в ряде статей, в том числе в «СК», и в своей монографии предсказал для России те последствия, о которых говорит вышеназванный международный коллектив специалистов высочайшего класса.

Итак, о нашей стране. Отличительная особенность территории республики как высокогорной страны — ярко выраженная вертикальная климатическая зональность. Почти в каждом районе республики можно наблюдать переходы от знойных полупустынь и степей долин до арктических снежников и ледников на обрамляющих их горных хребтах. Следовательно, по климату Кыргызстан можно рассматривать как микромодель северного полушария планеты, и поэтому в результате глобального потепления в его районах следует ожидать расширения зон пустынь, как, например, в Узбекистане, южном Казахстане, на юге России, севере Китая, и таяния ледников и вечной мерзлоты, как за полярным кругом России.

Позвольте напомнить некоторые факты, известные многим просвещенным людям нашей страны. Ледники и снежники Кыргызстана, как доказано отечественными и зарубежными учеными, интенсивно тают. По данным Каталога ледников СССР, в Кыргызстане имелось 8 208 ледников общей площадью 8 076,9 кв. км и объемом 494,7 куб. км. В настоящее время осталось 1 454 ледника. Согласно математической модели эволюции ледников, выполненной нашим ученым М. Кузьмиченком, к 2100 году их количество уменьшится до 238, площадь их — до 783,2 кв. км, объем — до 65,4 куб. км. Оледенение может сохраниться лишь на высотах выше 5 000 м. Это о ледниках. К сожалению, мало данных о вечной мерзлоте — занимаемой ею площади, объеме и др. Известно только, что она широко распространена на склонах гор и в высокогорных долинах нивальной зоны. Между тем потепление вызовет также деградацию и вечной мерзлоты. В результате верхний замороженный слой склонов гор в буквальном смысле поплывет и резко возрастет количество оползней, селей, паводков, обвалов.

Деградация ледников, снежников и вечной мерзлоты горного Кыргызстана приведет ко множеству крайне серьезных и разнонаправленных (положительных и отрицательных) экологических, социально-экономических и политических последствий (в том числе межгосударственных). Но о них — отдельная тема. Пока скажу, что главным следствием станет трансформация всех экосистем страны по принципу эффекта домино, и первой падающей костью в ряду будут ледники, снежники и мерзлота, за которой последует падение всех других костей — экосистем, в том числе и соседних стран.

Понятно, что в свете изложенного нам, так же как и россиянам, необходимо внести существенные коррективы в социально-экономическую и экологическую стратегию развития страны, хотя бы до 2030 года. Лучше, если критической для всего Среднеазиатского региона ситуацией проникнутся наши соседи и примут кооперативные меры.

Выше я анонсировал, что, вероятно, возникнет еще ряд проблем, и они — отдельная тема. Так вот: совместно с коллегами из Казахстана и Словакии мы подготовили к изданию книгу «Экологическая безопасность Кыргызской Республики — фактор устойчивого развития государств Средней Азии», в которой будут освещены и другие актуальные проблемы. Надеемся, что она выйдет в свет в апреле-мае текущего года и, возможно, персоны, принимающие решения, сочтут нужным ее прочесть и организовать широкое обсуждение, дискуссию с приглашением отечественных и зарубежных экологов, экономистов.

Кулубек БОКОНБАЕВ,

профессор.



« (Previous News)



Добавить комментарий