Main Menu

Мир без Фиделя Кастро

Мир без Фиделя Кастро

Как будут выстраивать отношения с администрацией США государства Латинской Америки и Карибского бассейна, продолжат ли курс на свободу? Перестанет ли Белый дом воспринимать этот регион как «собственные задворки»?

КонЧина Фиделя Кастро — лидера и вдохновителя самой яркой народной революции ХХ века западной цивилизации, революции, явившейся крупным рубиконом национально-освободительного процесса на всем американском континенте, — будет еще долго вызывать в международном общественном мнении поток политических и общечеловеческих размышлений и комментариев, в том числе и неоднозначных. Однако неоднозначные оценки уже либо тонут на фоне доминирующего в мире авторитета Фиделя, либо всплывают на поверхность, как все то, что не имеет ни содержания, ни веса, ни привлекательности. Отторжение имени и дела этой легендарной фигуры современности, пожалуй, заслуживало бы внимания лишь для того, чтобы вскрыть, как его недруги, в том числе из состава нынешней российской политической элиты, пытаются изобрести явно поверхностные, сугубо субъективистские доводы и толкования того, в чем они мнят себя «стратегами», видя бой со стороны.

Мир без Фиделя КастроВнимание, скорее, привлекает то значение кубинской революции (оно давно по достоинству оценено историко-политической мыслью), которое, надо полагать, теперь будет переосмысливаться в свете новой, постфиделевской, американо-латиноамериканской политической конъюнктуры. Вся общественно-политическая жизнь и действительность индейских племен и народов Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) с доколумбовской эпохи и по сей день — это одна историческая полоса национально-освободительной борьбы коренных народов континента (с короткими передышками) сначала против испанской конкисты, а теперь — за окончательную независимость от американского капитала и засилья. О возможном переосмыслении свидетельствуют и сюрприз дяди Сэма — визит на Кубу Президента Обамы, и новая перспектива кубино-американских отношений. Тем самым на конкретных примерах подтверждается вывод многолетнего лидера Коммунистической партии Уругвая Роднея Арисменди о том, что «…Куба одним своим присутствием заставляет осуществлять переоценку всех континентальных проблем».

Мир без Фиделя КастроНа упомянутой исторической «тропе грома» оставили крупными отпечатками свои имена лучшие сыны индейского населения: Монтесума, король ацтеков, архитектор Мехико, ХV век; Идальго, вождь мексиканских племен, руководитель народного восстания за независимость от испанской короны в ХIХ веке, захвачен и расстрелян; Тупак Амару, инк, организовавший выступление соплеменников против Испании, по решению наместника испанского монарха в Перу — Толедо — казнен; Эмилиано Сапата, Панчо Вилья, мексиканские «бунтари», руководители массового крестьянского движения за независимость в ХIХ-ХХ веках, схвачены, убиты; Атуэй — лидер кубинских индейцев, борец за независимость от конкистадоров, казнен в 1515 году, и многие другие.

Более организованный, общелатиноамериканский, характер национально-освободительное движение на этом континенте приобрело в середине ХVIII-XIX веков, когда в исторической антиколониальной борьбе выдвинулась плеяда лидеров, военачальников и армейских генералов, поднявших на всем пространстве от Чили до Колумбии, от Аргентины до Венесуэлы, от Эквадора до Перу свои народы, значительная часть которых до их государственного размежевания объединялась в рамках так называемой Новой Гренады. Крупнейшей фигурой среди этих предводителей по праву является генерал Симон Боливар (венесуэлец), получивший прозвище Либертадор (Освободитель) за свой талант и успешную освободительную миссию в странах Южной Америки. В ходе одной из тактических операций С. Боливар «по-суворовски» совершил переход своей армии через Андские Кордильеры в направлении Колумбии и в результате разгрома роялистских войск победоносно вступил в Боготу и провозгласил новую Республику Колумбию, став ее первым президентом. Вокруг Либертадора и сплотились, воюя за общую цель, генералы Сан-Мартин (аргентинец), О. Хиггинс (перуанец), Сукре (ближайший сподвижник С. Боливара) и другие.

Мир без Фиделя КастроОтдельная территориально, но единая по духу антиколониальная борьба небезуспешно развивалась на Кубе, идеологом которой проявил себя поэт, апостол независимости страны Хосе Марти, основавший в 1892 году Кубинскую революционную партию…

Свободолюбивые действия индейских племен, а также освободительная кампания собственно латиноамериканских народов в эпоху испанской конкисты заложили прочную основу той свободолюбивой идеи в латиноамериканском и карибском регионах, которая впервые была сформирована в известном историческом документе — письме С. Боливара к соотечественникам, а также в последовавшем за ним проекте первой Конституции, декларировавшей процесс объединения разрозненных до этого странообразований. Победа латиноамериканской армии во главе с указанными генералами при Аякучо и Хунине (Перу) над испанскими королевскими войсками в 1824 году положила конец многовековому владычеству Испании в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Мир без Фиделя КастроОднако это не означало полной и абсолютной свободы латиноамериканцев в выборе своего дальнейшего независимого пути развития. Вскоре испанцев успешно заменила политическая администрация США — как путем массового внедрения американского крупного капитала и международных финансовых механизмов в финансовую систему и экономику слабых стран региона, так и при помощи системных структур и обязательств, «одобренных» самими латиноамериканцами в рамках Организации американских государств. Основные цели этой организации ни сомнений, ни подозрений как бы не вызывают: поддержание мира между государствами-членами, взаимная помощь в случае иностранной агрессии, разрешение любых проблем, затрагивающих благополучие американских народов, содействие взаимному культурному, социальному и экономическому развитию. Однако среди прочих содержится и пункт, предусматривающий рассмотрение так называемых срочных проблем, а также вопросов «специфического характера», на основе которого, как показала практика, администрация США решает любые сложности, затрагивающие их национальные интересы. Формально каждое государство ЛАКБ — член ОАГ — может поднять в организации «срочную проблему» и вопрос «специфического характера», но на деле оно не в состоянии предпринять что-либо значащее, потому что его попытки блокируются мощным финансовым, экономическим и военным потенциалом Соединенных Штатов.

Мир без Фиделя КастроТем не менее отдельные государственные деятели континента стремились и стремятся, невзирая на американский диктат, проводить у себя качественные экономические преобразования, за что многие поплатились. Так, генерал и президент Мексики Л. Карденас в соответствии с Конституцией страны 1917 года осуществил национализацию нефтяной промышленности (1938 г.), а также аграрную реформу (1934-1940 гг.) Президент Бразилии Ж. Гуларт (1961-1964 гг.) за реформы в общественно-экономической жизни страны и развитие взаимовыгодных отношений с Советским Союзом был свергнут с поста (не без воздействия американских спецслужб) путем реакционного государственного переворота. Президент Панамы О. Торрихос, проявивший себя как твердый самостоятельный лидер, проводивший расширение государственного сектора промышленности, аграрную реформу и настаивавший на возвращении зоны Панамского канала под юрисдикцию своего правительства, в 1981 году погиб в авиакатастрофе. Министр иностранных дел Чили Орландо Летельер — личность передовых внешнеполитических взглядов, сторонник независимой политики в горнодобывающей промышленности страны — был приглашен в 1970-е годы в США на межгосударственные переговоры, откуда так и не вернулся. Наконец, события в крохотной Гренаде (Малые Антильские острова Карибского бассейна). Там в 1979 году конституционным путем было создано суверенное государство во главе с Президентом М. Бишопом, деятелем также независимого мышления. Однако в 1983 году страна подверглась вторжению вооруженных сил США. В результате операции под кодовым названием «Вспышка ярости» Президента М. Бишопа казнили, а его независимое государство подавили. Аналогичные антиамериканские выступления с таким же трагическим концом происходили в 1960-е годы в Доминиканской Республике, Гватемале и других карибских и центральноамериканских государствах.

Мир без Фиделя КастроТаким образом, в ХIХ-ХХ веках Соединенные Штаты Америки практически полностью установили контроль и влияние на всем латиноамерикано-карибском экономическом и военно-политическом театре, превратив географический регион в «собственные задворки». Главной опорой и проводником политических, экономических и военных интересов Вашингтона на всем континенте служила целая система управляемых им структур, объединенная вокруг Организации американских государств, названной Министерством колоний США, — органа подавления любых национально-освободительных движений. В целях дальнейшего более успешного осуществления своего господства Белый дом создал так называемый Союз ради прогресса — новый курс, объявленный Дж. Кеннеди в 1961 году при вступлении на пост президента. Его основное острие было направлено против кубинской революции, на «уничтожение тирании в этом полушарии» и предотвращение возникновения в регионе «второй Кубы». Тем не менее решительным протестом против монопольного диктата мощной системы власти на латиноамериканском континенте и в зоне Карибского бассейна стала именно революция, совершенная на Кубе Фиделем Кастро.

Не менее десяти лет кубинская революция не без поддержки стран социализма утверждала себя и свое будущее в сложном мире двух противоборствующих политических систем. Пользуясь своим информационным влиянием на международное общественное сознание, в данном случае на латиноамериканском континенте, Белый дом постоянно осуществлял враждебную антикубинскую пропаганду в духе полного отрицания режима Кастро и даже предупреждения развития отношений и сотрудничества с ним любой другой страны ЛАКБ.

Мир без Фиделя КастроС тех пор как в 1979 году национально-освободительная борьба никарагуанского народа под руководством Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) добилась внушительной победы и на центральноамериканском политическом направлении возникло независимое государство Республика Никарагуа, «международное одиночество» революционной Кубы в ЛАКБ начало завершаться. Отметим, СФНО назван в честь никарагуанского национального героя генерала Аугусто Сесара Сандино (1893-1934 гг.), возглавлявшего движение антиамериканского сопротивления своего народа. Связи между Гаваной и Манагуа, командой Фиделя и Президентом Д. Ортегой стали обретать неразрывный солидарный характер и пользоваться постоянной международной поддержкой.

Два братских латиноамериканских государства — кубинское и никарагуанское — стали увереннее выступать на международной арене, региональных форумах ЛАКБ с твердых антиамериканских позиций, предметнее зазвучало требование прекратить антикубинскую блокаду и предоставить Кубе суверенитет на всей без исключения национальной территории страны. Кубинский резонанс стал слышнее на всем континенте.

С начала 2000-х годов на американском геополитическом направлении поднялась совершенно новая, достаточно бурная волна открытого протеста против администрации США и ее претензий на непогрешимое доминирующее господство. На гребень этой волны уверенно взошел проявивший себя ярким оратором и смелым неординарным политиком Президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес, который с трибуны Генассамблеи ООН высказал США откровенное презрение. В таком же духе высказались и некоторые другие латиноамериканские лидеры: Президент Боливии Эво Моралес, а также главы Бразилии, Аргентины, Никарагуа, Уругвая, Эквадора и другие. Они вынесли во главу угла своих заявлений непреложный факт длительной экономической и политической блокады Кубы и требование ее безоговорочной отмены. Таким естественным образом на почве общего для многих латиноамериканцев противодействия администрации США в последнее десятилетие в регионе ЛАКБ наметилось условное единение прокубински настроенных государств, которое в дальнейшем, вероятнее всего, будет только консолидироваться. Доказательство тому — случай с Президентом Эво Моралесом, когда по пути домой с международного форума стран — экспортеров газа в Москве ряд европейских государств (Португалия, Франция, Италия) под давлением США отказали в аэродромном обслуживании его борта, и жизнь главы Боливии подверглась серьезной опасности. Тогда практически все лидеры ЛАКБ как один резко осудили услужничество европейцев и грубый акт произвола Белого дома. По оценке Кубы, Эквадора и некоторых других стран, действия против Э. Моралеса — «это нападение не только на Боливию, но и на все страны региона».

К сожалению, из-за смерти У. Чавеса созыв экстренного саммита стран Латинской Америки и Карибского бассейна по поводу международного инцидента с Президентом Э. Моралесом с целью дать согласованную адекватную оценку произошедшему не состоялся. Но стало вполне очевидным, что, если каким-нибудь образом возникнет обстановка, которая глубоко тронет чувство национального достоинства либо создаст реальную угрозу безопасности руководителей и народов региона, или какое-нибудь внешнее действие будет оценено как явно враждебное и взрывоопасное, общественность континента не заставит себя ждать и выступит единым фронтом в собственную защиту даже перед лицом могущественного северного соседа. Разумеется, речь может идти только о политическом или дипломатическом выступлении, потому что в военном отношении государства ЛАКБ еще не в состоянии что-либо противопоставить потенциалу США. Огромный опыт Пентагона в достижении своих целей и решении так называемых специфических проблем континента будет использован без промедления и, естественно, оправдан его жизненными политическими интересами. Словом, своими «задворками» американцы хорошо научились управлять. С этой точки зрения ближневосточный либо сирийский военно-политический синдром, заключающийся в том, что США рассматривают себя в одной из главных ролей, но в силу испещренности политических, этнических, религиозных и военных аспектов не в состоянии управлять ситуацией (здесь присутствуют и другие серьезные игроки), для латиноамериканской действительности маловероятен. Существенными факторами в данном случае являются латиноамериканское единство вообще и роль формирующейся новой группы стран в лице Кубы, Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, а также Бразилии, Аргентины, Уругвая, Эквадора. Эта группа государств в случае появления смелого лидера, подобного У. Чавесу, в состоянии максимально укрепить единство и сорганизоваться вокруг общей цели.

Джумакадыр АТАБЕКОВ,

Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики.

Снимки из предоставленного автором фотоальбома «Сильные женщины Латинской Америки».



« (Previous News)



Добавить комментарий