Main Menu

Азамат АБДРАХМАНОВ: «Не пугайте милицией детей!»

Азамат АБДРАХМАНОВ: "Не пугайте милицией детей!"

Указом главы государства 2017-й объявлен Годом нравственности, воспитания и культуры. Поставлены конкретные задачи всем госорганам и профильным структурам, занятым в образовательной, информационной, культурной и воспитательной сферах. Один из ключевых аспектов этой многогранной деятельности — достойное воспитание нравственных начал, патриотизма, толерантности и законопослушания у подрастающего поколения. Важная роль в процессе отводится институту инспекторов по делам несовершеннолетних (ИДН) органов внутренних дел. Как считает наш компетентный собеседник, начальник отдела ИДН Главного управления общественной безопасности МВД полковник милиции Азамат Абдрахманов, проблема правонарушений в подростковой среде и их профилактика сегодня, как никогда, значима и актуальна.

— Азамат Амангельдиевич, какие стратегические задачи вы решаете в этом направлении?

Азамат АБДРАХМАНОВ: "Не пугайте милицией детей!"Азамат АБДРАХМАНОВ: "Не пугайте милицией детей!"— Основополагающими документами, регламентирующими нашу деятельность, являются Кодекс о детях, Закон «О профилактике правонарушений», другие нормативные акты и внутриведомственные инструкции. Одна из главных задач — охрана прав детей, их интересов, неприкосновенности и права на образование. Родители и школа нередко пугают нами детвору. Однако, подчеркну, ИДН отнюдь не карательный орган, а необходимая в современном воспитательном процессе структура. В поле нашего зрения находятся дети от нулевого возраста до 18 лет. Таких в республике 2 млн. 143 тыс. Безусловно, особое внимание уделяется детям-подросткам. За каждой школой закреплен инспектор ИДН. Его рабочее время — весь учебный день школьника, и проводит он его в специально оборудованном кабинете школы. Практика показала, что присутствие человека в форме существенно дисциплинирует детей. Так, в результате принятых организационно-практических и других мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростковая преступность в прошлом году по сравнению с 2015-м снизилась на 24,1% (с 1 071 преступления до 812). Кроме того, значительно сократилось число фактов школьного рэкета. Добавлю, что по нашей инициативе в учебных заведениях созданы советы профилактики, куда входят директора школ, педагоги и учащиеся.

— Расскажите подробнее о воспитательных проектах, упомянутых вами ранее.

— В этом направлении, без преувеличения, проделана колоссальная работа. Основная ее цель — остановить ребенка у опасной черты. Здесь действеннее не окрики и унизительная опека, а простое человеческое участие и искреннее желание помочь. Дефицит внимания со стороны родителей, учителей и в целом всего общества толкает подростков на необдуманные поступки, граничащие порой с преступлениями. Лекции, которые инспекторы ИДН проводят с несовершеннолетними, носят форму диалога в поисках ответов на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо? К образовательным мероприятиям привлекаем также детских психологов и ведущих специалистов в области ювенальной юстиции. При поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке Главное управление общественной безопасности МВД выпустило несколько красочных буклетов, где в доступной форме прописаны нормы поведения детей в сложных жизненных ситуациях, а также памятки для сотрудников ИДН и родителей. Повысить качество и результативность профилактической работы помогает взаимодействие с профильными министерствами и другими госорганами, в частности с айыл окмоту, в функции которых входит профилактика правонарушении среди несовершеннолетних. Отмечу, что, как психолог с высшим образованием, не приемлю формулировку «трудный подросток». На мой взгляд, эти дети просто педагогически запущены.

— Но только ли школа виновата в этом?

— Конечно же нет. Основные причины запущенности детей — субъективные. Это социально-экономические процессы, происходящие в обществе, недостаточная воспитательная работа в области общечеловеческих ценностей, неблагополучная обстановка в семье, отсутствие надлежащего контроля и внимания со стороны родителей, незанятость подростка вне школы, ограниченный доступ к занятиям по интересам, пропаганда культа насилия в социальных сетях и, наконец, влияние плохой компании.

— Что касается неблагополучных семей. К каждой из них милиционера не приставишь. Утрачены основные жизненные ориентиры, отсутствует модель семьи как пример для подражания молодого поколения…

— Вы совершенно правы. Проводимые нами постоянные мониторинги в этом направлении обнажают массу проблем, которые необходимо срочно решать, чтобы не потерять целое поколение.

В Указе Президента заложена глубокая мысль, что нравственность и воспитание впитываются с молоком матери, а основы закладываются в семье. Здесь уместно привести слова ученого-педагога А. Острогорского: «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой родительский долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя». А что мы имеем на сегодня? В поисках заработка родители уезжают и бросают своих чад родственникам, а то и совершенно чужим людям, которые не принимают никакого участия в судьбе ребенка и не интересуются его проблемами. Наши рейды все чаще выявляют семьи, в которых пьянство стало повседневным занятием. Более того, тревожат участившиеся факты семейного насилия в отношении детей, в том числе и сексуального. Выявляя такие случаи в ходе повседневной работы, мы не скрываем их, а, наоборот, стараемся придать им общественный резонанс. О каком полноценном психическом развитии ребенка можно говорить, если он постоянно находится в положении жертвы? В нашем отделе создана единая база таких семей, в которой зафиксированы и возможны случаи насилия. Они находятся под особым контролем. Но этого явно недостаточно. Требуется пристальное внимание всего общества. Падение семейных нравов приводит к непредсказуемым последствиям.

— И последний вопрос, Азамат Амангельдиевич. Не кажется ли вам, что правонарушения в подростковой среде — это и результат отсутствия каких-либо идеологических механизмов и инструментов?

— Я с вами согласен. Сегодня нам приходится разгребать тяжелое наследство, доставшееся от двух правящих семейно-клановых режимов, когда людей заставляли жить по извращенным законам и понятиям о нравственности. Последние шесть лет предпринимаются попытки создания государственной идеологии, отвечающей демократическому развитию страны. Главными идеалами должны стать гуманность, честность и патриотизм. Это самая благоприятная среда для достойного воспитания молодого поколения. Без ложной скромности отмечу, что активное участие в этом принимают инспекторы по делам несовершеннолетних. Во всех регионах страны для детей проводим военно-патриотические акции с участием ветеранов войны в Афганистане и воинов-баткенцев, тесно сотрудничаем с военными комиссариатами, отделами семьи и детей райгосадминистраций. В то же время существенным препятствием для эффективной профилактики правонарушений является неорганизованный досуг детей и подростков. Многим родителям не по карману направить кипучую энергию своих чад в нужном направлении. Кроме того, практически невозможно проконтролировать, сколько времени подростки проводят в Интернете. Бесспорно, губительно и негативно влияние Всемирной паутины на неокрепший разум ребенка.

Сергей СИДОРОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий