Main Menu

Хранители природы горного края

Хранители природы горного края

Когда на широкий экран вышли «Особенности национальной охоты» и фильмы этой серии, классическим образом егеря стал герой Кузьмич с 13-го кордона. Но каков же на самом деле современный егерь и что входит в круг его обязанностей, об этом мало кто знает.

 

КОРДОН

Вечер. Семь часов. А кажется, что ночь. В горах быстро темнеет, особенно зимой. Горная дорога, за бортом — минус 15 с порывистым ветром. Машина встала. Водитель почувствовал, что руль тянет. Остановились на пригорке, выходим проверить колеса. Дорога обледенела и стала гладкой, как зеркало. Все скользят на ней, кто-то упал. Достали инструменты, передвигаемся мелкими шажочками. После теплой кабины очень неприятен обжигающий лицо ветер. Мороз пробирает до костей, хотя вроде одеты все достаточно тепло. Кругом кромешная тьма, внизу, в долинах, светятся села, а на дороге, кроме нас, — никого. Застрять ночью зимой в горах, хоть и недалеко от людских жилищ, — перспектива удручающая. Но ничего. Проверили колеса, подкачали — и дальше в путь, только снег в лучах фонарей искрится бриллиантовыми россыпями, как в сказке. Спускаемся в долину, и машину укутал туман. Спрашиваю: «Это что такое?» Отвечают: «От реки испарение». Едем дальше.

Приехали на место. Ищу глазами дом егеря, нечто стереотипное — бревенчатый дом, хозпостройки, но не нахожу. «Где кордон?» — интересуюсь. «Да вот же!» — показывают. Передо мной стоит дом как дом, только надпись на калитке: «Дом егеря».

Само слово «егерь» пришло из немецкого (нем. Jаger — охотник). В армиях IХХ века это были ловкие и меткие стрелки, способные действовать по одиночке и набиравшиеся из детей охотников и лесников.

Постучались. Встречать вышел хозяин Александр Михайлович Зуев.

«Ну чего встали? В дом идите греться, сейчас чаем и кофе напою», — пригласил он.

Маленький кирпичный дом в дачном поселке с миниатюрной кухонькой и крохотной столовой, где двоим-то тесно, а нас четверо. Ребята, с которыми приехал к егерю, его добровольными помощниками, привезли Александру Михайловичу припасы. Сам он с кордона нечасто выбирается — много забот.

Когда-то ему, заядлому охотнику, друзья предложили стать егерем и работать в Кыргызохотрыболовсоюзе.

«Думал на годик — два, а получилось, уже 25 лет будет. Выдали удостоверение, предоставили старый вагончик, который надо было ремонтировать. Сначала восстановил его, а оттуда все пошло-поехало», — рассказал Зуев.

Всего в Чуй-Бишкекском обществе охотников и рыболовов (ЧБООиР) 13 егерей, за каждым закреплен участок. Самый западный в Чуйской долине находится в ущелье Белогорка. Участок Зуева — самый восточный и расположен в живописном Иссык-Атинском Туюке. Места эти обладают лечебным воздухом и минеральными источниками. Сравнительно недалеко от кордона находится известная здравница «Иссык-Ата».

 

РАБОЧАЯ ЗОНА

Места работы егерей делятся на верхнюю и нижнюю зоны. Их отличие в том, что верхняя — горная, а в нижней — озера и пруды. Где водоемы, там уже другие флора и фауна, нежели в предгорной и горной местностях. Вода — место обитания пресмыкающихся, земноводных, рыб. На озерах Чуйской долины гнездятся чайки, цапли, журавли и утки. Свои норы обустраивают выдры и нутрии.

Участок Александра Михайловича относится к верхней зоне. В его ведении — территория 32 000 гектаров (320 км2), это вдвое больше площади Бишкека. Сначала тянутся поля, затем появляются предгорья и, наконец, горы с журчащими на дне ущелий реками. По дороге тебя сопровождают парящие высоко в небе орлы, беркуты, соколы. В этих местах водятся практически все животные, обитающие на территории республики в горной зоне. В низинах и на полях — зайцы, суслики, сурки, барсуки, фазаны, кеклики, куропатки, лисы, волки, дикобразы, шакалы. Поднимаясь в горы, поросшие густыми хвойными лесами, попадаешь на территорию медведя, рыси и кабана. На крутых склонах и отвесных скалах пасутся стада горных козлов. Тут изредка встречается властелин вековых снегов и грозных скал — снежный барс. Он скользит по снегу и правит тяжелым хвостом, как рулем корабля. Карабкается по скалам и ледникам, словно альпинист, его когти — не меньше шипов на “кошках” покорителей вершин. Бесшумно подкрадывается пятнистый хищник на мягких лапах к осторожной и пугливой добыче. Только ему под силу гоняться по заоблачным кручам за горными баранами и козлами. Единственный, кого не встретишь в окрестностях Иссык-Аты, это самый крупный представитель диких баранов — памирский архар, или горный баран Марко Поло.

Егерь Зуев — штатный работник ЧБООиР, ведает охотой и охраной животных. В отличие от лесника, к его заведованию относится фауна (животный мир) участка. Для регулирования численности животных егери проводят биотехнические мероприятия: подкормку птиц и зверей, выносят соль, высаживают саженцы. И это круглый год, изо дня в день.

«Обход хозяйства — дело хлопотное, где на машине приходится, а где и пешком. Есть места, куда авто не пройдет, а на себе столько подкормки не донесешь, тогда несколько дней в седле по горам разъезжаешь, хорошо, добровольные помощники есть», — пояснил Александр Михайлович.

На территории нашей страны обитают различные представители фауны, некоторые виды животных, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики. Это млекопитающие: горный баран Марко Поло, марал, джейран, медведь, барс, рысь, манул, дикобраз, тушканчик. Птицы: беркут, балобан, сапсан, кречет, шахин, пустельга белокоготная, голубь белогрудый, тетерев, коростель, серпоклюв, савка, чирок белоглазый. Согласитесь, список невелик, но из-за урбанизации и браконьерства в скором времени он может сократиться, особенно из-за ловли птиц в большом количестве петлями.

Кроме того, егерю вменяется проведение мероприятий по регулированию численности диких животных, наносящих вред охотничьему и сельскому хозяйству. В Чуйской долине это шакалы. Они, по рассказам старожилов, пришли к нам в середине — конце 1970-х следом за сайгаками из степей. В те годы стояли на редкость холодные зимы и сайгаки в поисках пищи мигрировали в Чуйскую долину, а следом за ними — и шакалы. Поначалу за реку Чу шакалы не совались. Но, видимо, им понравились климат и изобилие добычи, и они постепенно перебрались за реку, в предгорья. По словам егеря, лет десять назад шакалы стали появляться и в его хозяйстве. Очевидцы видели их даже на перевалах в долине Суусамыр.

ШАКАЛ

Этот представитель семейства псовых теплолюбив, но его расселение во все более северных районах Кыргызстана, по мнению некоторых ученых, свидетельствует об изменении климата планеты. Шакал хитер, ловок и нахален. Он не боится селиться рядом с человеком. Питаясь на помойках, он попутно разоряет курятники и, что интересно, очень любит наведываться в сады и на бахчи. Шакалы выбирают самые спелые и сладкие плоды, портя при этом много недозревших, которые, пробуя на вкус, бросают. Шакал наносит огромный урон поголовью ценных охотничьих тугайных (тугай — разновидность густой растительности вдоль берегов рек полупустынной и пустынной зон Средней и Центральной Азии) птиц, таких как фазаны, не говоря уже об остальных мелких животных. Кроме того, шакалы являются источниками опасных заболеваний — бешенства и чумки. В населенных пунктах шакал — типичный «помоечный» зверь, разносчик заразы и паразитов.

Сейчас выносится предложение о полном запрете на охоту, так как снижается число диких животных и птиц. Даже егерям запретят бить того же шакала, а он прожорлив и может вытеснить волка и лису с их исконной территории обитания, так как тем попросту нечего станет есть. Да и браконьерство только возрастет.

За природой надо следить неустанно. Егери это знают, как никто, и работают сообща.

Егерь один на участке, территория у каждого большая, местами труднопроходимая, поэтому в работе помогают добровольные помощники. Они совместными усилиями проводят рейды для выявления нарушений правил охоты. Это должно быть очень занятно — «охота» на нарушителей и браконьеров.

«Ну как сказать, собираемся с егерями у кого-нибудь одного и проводим мероприятия», — говорит Зуев.

Когда попадается нарушитель, егерь составляет акт о нарушении, выписывает штраф, изымает ружье, и передает его в милицию.

На участке Зуева есть лесничество, лесники тоже весь день в хлопотах: высаживают деревья против оползней, рубят больные и гнилые (санитарная вырубка). Проверяют склоны на предмет оползней и осыпания. Представьте, гора сползло и перекрыла русло реки, если вовремя этот факт не выявить и не принять меры, получим прорывоопасное горное озеро, а в долинах-то находятся села!

Егери и лесники стоят на переднем крае защиты природы. Им часто приходится преодолевать большие расстояния с грузом корма и провизии на лошади и пешком по нескольку дней в трудно проходимых местах. Техническое обеспечение наших защитников природы слабое — машина, лошадь, сотовый телефон. Других средств связи у них нет, в отличие от коллег из стран ЕАЭС. Автор сам видел, как в горах Заилийского Алатау туристы развели под сосной костер и минут через десять приехал мощный внедорожник с несколькими серьезными вооруженными мужчинами. Они выписали незадачливым туристам солидный штраф и провели разъяснительную работу о подземных, низовых и верховых пожарах. Потом эти люди заглянули в туристский лагерь, стоявший неподалеку. Еду мы готовили на газе, и они не имели к нам претензий, лишь проверили отметку о пребывании. На вопрос, каким образом они так быстро смогли отреагировать, ответили что дым засек вертолет, который каждые пару часов делает облет и сообщает координаты по спутниковой связи.

Что касается туристов, то отмечаться у егеря или лесника, ставить в известность администрацию парков — обычная мировая практика. И она помогает избежать многих проблем, в частности, встречи с дикими животными или при необходимости экстренного получения помощи. Но у нас так почти никто не делает, а ведь для этого у того же егеря заведен специальный журнал, где ставится отметка не только о прибытии на отдых, сроках и месте его проведения, но и об инструктаже по технике безопасности. Поэтому, планируя отдых, нужно заранее побеспокоиться и обзавестись координатами и данными егерей, лесников, администраций парков и ставить их в известность о пребывании в их хозяйствах, благо такую информацию можно свободно найти в Интернете. И помните, если егерь или лесник, а уж тем более администрация просят отдыхающих что-то не делать, в частности, не разводить костер где вздумается, то это вполне обоснованно, ведь они охраняют и берегут природу — наше наследие. Если не сбережем ее, то передать потомкам будет нечего.

Павел РЯЗАНОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий