Main Menu

Воспитанием решается участь человека

Воспитанием решается участь человека

Общаясь с тем или иным собеседником, мы отмечаем в нем прежде всего воспитанность или отсутствие таковой. При этом имеем в виду навыки поведения, которые привиты ему семьей, детским садом, школой, вузом или средой, проявляющиеся в общественной жизни.

«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются теми, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию», — утверждал еще английский педагог и философ Джон Локк, один из величайших мыслителей эпохи Просвещения. И сколько бы воды ни утекло в реке Жизни с той поры, сколько бы ни сменилось поколений на Земле, задача воспитателя остается прежней:

— Помочь ребенку усвоить: что такое хорошо и что такое плохо, — говорит методист столичной дошкольной образовательной организации №127 Жылдыз Керимбековна Калманбетова.

Детский сад — первое и самое важное звено образования. Без преувеличения можно назвать его фундаментом всей системы, пожалуй, даже государства. Ведь именно здесь происходит начальное формирование будущего гражданина Кыргызстана, поскольку детство есть великая пора жизни, когда закладывается основание всему будущему нравственному человеку. К сожалению, редкая семья сегодня может позволить себе, чтобы мама не работала, а занималась воспитанием детей. Женщины наши заняты на работе большую часть дня. А между тем в раннем детстве, по мнению педагогов разных эпох, важнее именно материнское воспитание. В сложившейся ситуации ответственная роль отводится работникам ДОО, которым мы вверяем своих чад. От них в огромной степени зависит, как и каким они воспитают вверенного им ребенка, какие качества в нем взрастят, научат ли его любить родную землю и свой народ, уважать при этом других. Каждый день сотрудникам детских садов, кроме привития ребятишкам перечисленных качеств, приходится решать и множество других непредвиденных задач, отвечать на сотни «почему?»

— Если уж вы в определении цели воспитания прибегли к помощи поэзии Владимира Маяковского, давайте порассуждаем не о лирическом, а о практическом смысле распространенного выражения «Дети — цветы жизни», — предлагаю собеседнице. — Согласитесь, что ваша работа во многом похожа на заботы садовника. Он ухаживает за цветами, кустарниками и деревьями, подкармливая и поливая их. Окапывает, подравнивает, удаляя лишние стебли и ветки. Оберегает растения от вредителей и болезней.

Воспитанием  решается участь  человека— Причем каждую операцию проводит в определенные сроки, а не тогда, когда есть желание и свободное время, — подхватывает методист. — В развитии детей тоже есть периоды, когда они легко учатся чему-то новому, и это усвоение происходит без особого труда. В воспитательной работе важно знать особенности каждого возраста ребенка и не пропустить нужного момента. Кстати, еще Константин Ушинский обратил на это внимание педагогов. Он подчеркивал, что своевременность — один из главнейших принципов обучения. В нашем детском учреждении, готовя детей к школе, мы работаем по программе, разработанной Лилией Усенко, которая как раз и учитывает психологические возрастные особенности ребятишек.

Сегодня в обществе все чаще звучит в обсуждениях тема пробуксовки реформ в образовании, что не может не отражаться на духовности и нравственности народа, снижении общей культуры. И эффективным средством в изменении ситуации, по мнению профессора Т. Уметова и его единомышленников, видится сохранение национальных традиций — народной педагогики, проверенной веками, вобравшей в себя лучшие достижения предков. Это исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, соблюдения обычаев. Через последние ребенок естественно приобщается к духовной культуре.

Воспитанием  решается участь  человека— При помощи рекомендаций Таалайбека Эгембердиевича мы используем в воспитательной работе традиции кыргызского народа, ведь в них огромное значение придается воспитанию в детях таких качеств, как уважение и почитание старших, трудолюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к природе и результату труда человека, — делится Жылдыз Керимбековна. — Стараемся работать в разных направлениях воспитания: эстетическом, духовном, физическом. Много внимания уделяем ручной работе, знакомя ребят с азами народного прикладного искусства. Используем множество методов и средств, соблюдая принципы воспитательного процесса. Сотрудничаем с учителями младших классов 60-й школы, приглашаем их к себе на занятия.

Коллектив ДОО №127 награжден почетной грамотой за участие в конкурсе «Сердце отдаю детям» в номинации «Лучшее дошкольное учреждение». Команда его воспитанников выступала на городском фестивале народных игр. Ребята подготовительной группы вместе с педагогами в предновогодние дни мастерили чудо фантазии на конкурс «Альтернативная елка». Эта удивительная стройная красавица из роз теперь приветствует ребят, которые идут на музыкальные занятия.

Но главное достояние и гордость этой дошкольной организации — компетентные кадры, преданные своему делу. Более 30 лет ведет по волнам времени этот корабль детства капитан — директор Эльмира Айбашевна Сырдыбаева. Три десятилетия растит и провожает воспитанников Айгуль Токтогуловна Иманкулова, 20 — на счету Марины Васильевны Кожуровой. Здесь работает школа наставничества (незаслуженно забытое прошлое), когда старшие педагоги охотно делятся опытом с молодежью.

— Правда ли, что дети — зеркало, отражающее нас, взрослых? — спрашиваю Марину Васильевну.

— Правда, — не задумываясь отвечает она. — Если утром кто-нибудь из ребятишек замкнут, сторонится ровесников, начинаю расспрашивать, что произошло. Выясняется, реакция на родительскую ссору в присутствии ребенка. Взрослые к концу дня забудут о словесной дуэли, а дитя целый день само не свое. Вечером отвожу в сторонку папу или маму, стараясь не задеть самолюбия, мягко прошу щадить ребенка. На занятии по рисованию тоже вижу, в какой семье нет мира и взаимопонимания. Дети этих родителей рисуют даже солнце черным карандашом. Одну пару я спасла от развода, поговорив с обоими о том, как их решение может сказаться на психике сына. Потом благодарили меня, что уберегла семью от распада. Как-то просили совета в воспитании девочки. А многие родители просто безграмотны в вопросах воспитания. Но если работаем тандемом, результаты получаются хорошие. Мне часто при встречах говорят спасибо родители бывших воспитанников. Да и давно ставшие взрослыми ребята признаются, что помнят, как 7 заповедей Манаса, мои слова о том, что нельзя обижать слабых и маленьких, следует уважать старших, любить и беречь родную природу, нехорошо врать и тому подобные.

Возвращаясь в редакцию, по обыкновению прокрутила мысленно все услышанное и увиденное. Первой была мысль: поистине героические женщины (работать в невероятно перегруженной группе за небольшую зарплату и держать в поле зрения каждого — искусство!) Да и воспитание — вообще искусство. Процесс же этот ни в коем разе не должен быть односторонним. Прав Президент.

Тамара НЕШКУМАЙ.

Фото автора.






Добавить комментарий