Main Menu

ТРАМПЛИН ДЛЯ ВЗЛЕТА

Завершилась краткосрочная правительственная  программа «100 дней»


Марафон длиною  в 100 дней  преследовал главную цель — обозначить четкие ориентиры дальнейшего движения, маяки экономического роста, заявленные  в среднесрочной программе «Стабильность и достойная жизнь». Много усилий ушло на работу с бумагами, ряд  законопроектов внесли на рассмотрение в Жогорку Кенеш, ведь обновленному Кыргызстану требовалась  принципиально другая, нацеленная на результат концепция политического курса. «…Устранить недостатки косметическим ремонтом,  своего рода «латанием дыр» не удастся, —  неоднократно говорил на заседаниях правительства премьер Омурбек Бабанов. —  Необходим комплексный системный подход». Чтобы защитить частную собственность от рейдерства и криминала,  пришлось  дополнить   Уголовный и Административный кодексы.
Несомненная заслуга  нового кабинета министров — решительный переход от  бытовавшего ранее административного давления на бизнесменов  и чиновников к  экономическому стимулированию их труда,  результат  мы должны  скоро ощутить.

НАЧНИ РЕФОРМЫ С СЕБЯ

Многострадальный народ Кыргызстана за двадцать лет суверенитета пережил не одно правительство. В исполнительную власть приходили   разные политики, ставили амбициозные задачи, декларировали высокие цели. Нынешний кабинет министров, сотканный из коалиционного большинства,  сразу взялся за  конкретные дела:  пересмотрел функции министерств,  сократил  госслужащих.  В истории  нашей страны   ни один кабинет министров  сам себя  не реформировал, в прошлом году на содержание чиновников  тратили 5 млрд. сомов, в этом — 3,2 млрд.  в национальной валюте.
Клерки отказались от служебных  автомобилей (сэкономлено 100 млн. сомов). А  премьер-министр теперь обходится  без сопровождающей эскадры сотрудников ГАИ.
Новые управленцы поставили перед собой сложную  задачу:  вернуть доверие к власти, силовым структурам —  после  перенесенных двух революций  у многих осталась только надежда:  теперь будет по-другому. Предстояло сделать соотечественников   союзниками  намеченных   преобразований, важно было  ощутить  поддержку  снизу.
Свою деятельность власть намеренно поставила  в ограниченные жесткие рамки, приняв  план  деятельности на ближайшие сто дней:  «…хотели продемонстрировать результативность первых шагов,  неформальные подходы  к решению поставленных задач». Из более полусотни  намеченных к реализации мер львиная доля досталась Министерству экономики и антимонопольной политики.  Здесь тоже  урезали штатных сотрудников, хотя  дел у этого ведомства  стало  больше,  ему передали  управление   госимуществом, департамент по банкротству.
Напомним: план первоочередных  мероприятий включал реформу  государственного управления, создание  компактной, мобильной, профессиональной команды  менеджеров.  Вторая  цель — сделать экономику  конкурентоспособной, речь шла о преобразованиях в приоритетных отраслях — горнодобывающей, энергетической, транспортной, агропромышленной, предстояло также  научиться  рационально  управлять государственными  предприятиями.
Третья задача —  поддержка  образования и здравоохранения. В начальных классах на 9 часов  снизили   нагрузку на учащихся. Омурбек Бабанов  акцентировал внимание  на приобретении молодежью технических профессий, востребованных рынком. «Государство будет оплачивать  учебу тем,  кто придет на инженерные и медицинские  факультеты,  в сельскохозяйственные вузы».
В республике наконец начались реформы в правоохранительных органах, борьба с коррупцией обрела системный характер: чиновников лишали   надзорных  функций,  переведя их работу  в электронный формат, убрали  дублирование, навели порядок в госзакупках и  платных  ведомственных услугах, сократив их в тридцать раз.
В республике  будет действовать единая  патрульно-дорожная служба, мы приступили к реализации программы «Безопасный город» с системой видеонаблюдения в населенных пунктах. Отныне кыргызстанцы могут подавать заявления и жалобы  в  любое  подразделение  МВД независимо от места проживания.
С целью снижения уровня коррупции разработан проект закона, предусматривающий отмену техосмотра на индивидуальные транспортные средства,  известно, что его проводили формально. Сумма взяток зашкаливала  за 50 млн. сомов ежегодно  при официальной стоимости процедуры всего   25 сомов, что составляет  около 8 млн. сомов в год. Теперь деньги  поступают на спецсчет ГУБДД. В предлагаемом проекте закона техосмотру подлежат наземные транспортные средства, используемые в предпринимательской деятельности, и спецавтомобили. Другой транспорт может  пройти техосмотр в добровольном порядке.

Помнится: вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев  на презентации  правительственной программы «100 дней»  назвал предпринимателей не попутчиками,  а соавторами. Он   хотел увидеть реакцию бизнеса,  получить от деловых людей  замечания и предложения. Краткосрочная программа реформ  подверглась  резкой критике со стороны бизнеса и  гражданского общества. Деловые люди назвали ее  «хаотичным набором приоритетов», в документе  ни слова не говорилось о  новом административно-территориальном   делении, которого давно ждут кыргызстанцы, чтобы  осуществить декларируемую  властями  финансовую децентрализацию.

Ничего не было сказано  и о развитии  телекоммуникаций в регионах, создании мобильных банков. Отсутствовал  план действий правительства по трудоустройству торговцев из «Дордоя» и «Кара-Суу», которые потеряли работу в связи  с изменением доступа на  рынки  основных стран-партнеров — Казахстана и России (начал действовать Таможенный союз).

Вице-премьер-министру  указали на  недостатки и ошибки правительственной  программы.  Уже пять лет  как кыргызское мясо официально не экспортируется в другие страны,  ветеринарный запрет  не дает развиваться  животноводству, где кардинальное решение проблемы?

«В своих речах  чиновники  часто употребляют слово «реформа», но коренных изменений  как не было, так и нет, — заявил независимый эксперт К. Измайлов. — Власти   хотят увеличить  дотации  регионам, построить дорогостоящую  альтернативную автодорогу юг-север. Начинать надо с главного: прежде всего создать рынок земли, привлечь в сельское хозяйство  эффективного собственника, перейти наконец от натурального  мелкотоварного производства   к  производственным кооперативам,  крупным земледельческим  крестьянским хозяйствам».

Джоомарт Оторбаев  воспринял критику, ответил на все   вопросы: «Давление на власть, это, конечно, хорошо, — сказал он,- а конкретные предложения  все же лучше. Чем  чаще будем совместно обсуждать  выдвигаемые правительством идеи,  тем  быстрее придем к консенсусу. Правительство не свернет  с пути реформ, и намерено проводить их оперативно, времени на раскачку нет».

ПОЧИНИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МАШИНУ

Так что же  все-таки удалось осуществить за 100 дней? Началась реализация крупных инфраструктурных проектов, в частности,  строительство подстанции «Датка» и линии электропередачи на юге страны,  финансирование предоставил китайский Энексимбанк.
Аэропорт в Караколе приобрел статус международного, возобновились авиарейсы в Баткенскую область.

Уважение вызывает то, но новая власть обратила особое внимание на  регионы. Прежние управленцы позабросили их, отодвинув на задний план, сконцентрировав усилия  в Бишкеке и Оше, вот и получили митинги и шествия, ведь жизнь в айылах  не сравнить со столичной.

С первых дней нового, 2012 года премьер О.  Бабанов объявил  о реализации проекта «Доступные кредиты  фермерам-2», инициированного  в прошлом году главой правительства. Нынче комиссионные по льготным ссудам уменьшились с  9% годовых до 7%, к тому же взять  такой кредит этой весной позволили  не только дехканам, но и тем, кто разводит и выращивает скот, — животноводам, чабанам:  до 300 тысяч сомов.

«Когда мы говорили  о возможности выдачи кредитов для сельхозпроизводителей, никто не верил, но это станет реальностью. На эти цели из  бюджета выделено 1 млрд. сомов, для растениеводства   можно взять заем на один год, для разведения скота — на 2 года», — отмечал в начале года   глава кабинета министров.

Оперативно решались полеводческие проблемы: правительство активно поддержало сельчан, обеспечив крестьян льготной соляркой,  помогли и с семенным материалом. На время весенних работ запретили вывозить  минеральные удобрения из республики,   через Министерство  молодежи, труда и занятости 1 млрд. сомов  распределили среди  малообеспеченных семей.

Правительство  активно  внедрялось  в отечественный кредитный рынок, что в сложившихся условиях имело весьма положительный эффект, ведь коммерческие банки производство практически не кредитовали, боялись рисков. На этом фоне  весьма перспективным  видится  создание государственного банка развития, проект закона  уже находится в Жогорку Кенеше. В перспективе  наши предприниматели смогут получать дешевые и длинные деньги, которых сегодня им так не хватает.  Средства   направили и на  создание в глубинке микрокредитных компаний, пользующихся огромной популярностью у сельских товаропроизводителей.

Навели порядок в рациональном использовании  природных богатств, это  принесло пользу  не только инвесторам, но и местным жителям. Отныне они  обеспечены гарантированным социальным пакетом, это означает, что районы, где шли интенсивные разработки, будут  всегда иметь средства для своего дальнейшего  развития. Установили также четкие  требования соблюдения горнодобытчиками экологических требований,   обязательной рекультивации земель, возврата их в сельхозоборот.

Если в прежние времена раздавали лицензии  на  разведку и добычу золота за бесценок, затем эти документы   многократно перепродавались по спекулятивной стоимости, то теперь  этой порочной практике пришел конец.

Выдавать лицензии на разработку и эксплуатацию стратегических месторождений полезных ископаемых будет не одно ведомство, а  коллегиальная межведомственная комиссия через открытые конкурсы и аукционы. Кроме того, за удержание лицензий и «ничегонеделание» предусмотрена  плата. Новая редакция Закона «О недрах» закрепила эти новшества,  к тому же  ввели налог на доходы золотодобывающих компаний с прогрессивной ставкой  в зависимости от роста цен на золото.

Помощь пришла семеноводческим и племенным хозяйствам, на эти цели в бюджете предусмотрительно заложили 350 млн. сомов. А чтобы привлечь в регионы инвестиции, бизнесмены получили  нехилые преференции:  необходимое для предприятий и сельских домохозяйств оборудование завозилось без  таможенных пошлин, льготы предоставили лизинговым  компаниям, а также  лицам,  открывавшим частные  школы и детские сады.

Средства,  направленные в муниципалитеты,  теперь будут аккумулироваться  в айыльных инвестфондах, что и заложит основу для привлечения  сюда капитала из государственных субсидий, донорской помощи, а также добровольных  пожертвований местных «олигархов» — физических и юридических  лиц.

БУДЕМ ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

Укреплению финансовой самостоятельности регионов   способствует и принятый двухуровневый бюджет, депутаты Жогорку Кенеша утвердили  проект, предложенный правительством. Свои усилия  исполнительная власть  направила на финансовую децентрализацию. Пересмотрели   порядок расщепления налогов,  поступающих в общую казну, за пользование недрами,  подоходный,  а также налог на основе обязательного патента. Теперь больше денег будет оставаться  в малых городах и айыл окмоту, практически  каждая сельская управа получит дополнительные средства из госказны на развитие, а дотационные районы —  льготы для  промышленных, сервисных и  перерабатывающих предприятий.

Принципиально то, что в дальнейшем  мы собираемся тратить  на социальные нужды только то, что заработаем, деньги будем брать  исключительно из внутренних источников,  поступающих в бюджет от налоговых и таможенных  платежей. А то, что нам предоставят  международные доноры, пойдет  на развитие инфраструктуры:  строительство дорог и коммуникаций,  это и есть улучшение инвестиционного климата.
Одним словом, если раньше внешняя помощь банально проедалась, то  теперь она  направляется на развитие страны.

Во главу угла поставлены   предприниматели, которых Президент страны Алмазбек Атамбаев назвал элитой страны. В  самом  этом  слово заключен глубокий смысл: это те, кто предпринимает  усилия, что-то делает, чтобы улучшить жизнь. Предпринимательство — самое ценное качество, заложенное в человеке природой, его необходимо всячески  поддерживать и развивать. Благополучие кыргызстанцев зависит от того, насколько  комфортно  чувствуют себя в родной стране талантливые,  умеющие работать люди.

Правительство убирает бюрократические барьеры, стоящие  на их пути. Вместо многочисленной армии проверяющих теперь будут действовать  всего две  госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности, а также  по экологической и технической.  Продолжается  работа по  модернизации лабораторно-испытательной базы страны, чтобы выпускаемая и ввозимая в страну продукция проходила надлежащий, принятый во всем цивилизованном мире контроль.

Мы в корне изменили фискальную политику,  отныне налоговые инспекторы проверять  станут только те предприятия,  в которых  высокая степень риска  неуплаты платежей. Это
шаг в сторону  демократии. Кроме того, утвержден   упрощенный  порядок возмещения НДС, что повышает  шансы  предпринимателей  разморозить неработающие  деньги, пустить их на развитие. Проект правительства, исключающий  отчисления в Фонд оздоровления трудящихся в размере 0,25%, направлен в парламент. Если законодатели его примут, то  бремя  соцстрахования, которое несли работодатели, уменьшится на 150 млн. сомов в год.

Ликвидировали  потерявшую доверие людей  финансовую полицию. Комиссию по отбору новых сотрудников  возглавил Джоомарт Оторбаев. «Финансовые полицейские станут  образцом  чистоты и профессионализма», — заверил  вице-премьер-министр, — тендеры пройдут в несколько этапов».

Из существующих   20 тысяч различных видов государственных услуг  осталось 300 типов, госаппарат  в ближайшие три года  уменьшится еще на 40%, на его содержание  будет уходить не более 1% к ВВП (к примеру, в прошлом году расходы чиновников вылились в приличную сумму — 5 млрд. сомов)

ДЕРЖУ ОТВЕТ

К тому же должностные лица  теперь обязаны отчитываться перед обществом  каждые три месяца. Пример показал министр экономики и антимонопольной деятельности Темир Сариев,  первый среди коллег  выступил с критическим анализом собственной деятельности. По его словам,  из запланированного на 100 дней не создана  государственная ипотечная компания для реализации  обещанного правительством проекта  «Доступное жилье».

Причина — не определены  источники финансирования. Если их свяжут с запуском государственного Банка развития, то  вопрос будет решен положительно. А пока сроки  запуска проекта «Доступное жилье» перенесли на вторую  половину года.

Не утвержден и проект нового Трудового кодекса, поскольку он  вызвал  большой резонанс среди  бизнесменов, трудящихся и  профсоюзных объединений, документ нуждается в дополнительном широком обсуждении, он будет существенно доработан с учетом  рекомендаций заинтересованных сторон.

Темир Сариев обратил внимание на существующие с советских времен  тяжеловесные согласовательные процедуры, которые тормозят  ход реформ. «Нужен  сценарий, регламентирующий процесс решения краткосрочных задач правительства, — считает министр,-  можно организовать  оперативную коллегиальную площадку, в рамках которой кабмин  будет два раза в неделю собираться и оперативно принимать решения  по реализации намеченных задач. Для начала следует хотя бы сократить  количество министерств по согласованию проектов документов с 12 до пяти-шести ведомств».

Невозможно  пока  создать  единую  электронную информационную систему в  стране, как того требует бизнес. В министерствах и ведомствах  действуют локальные  сети на разных платформах, сегодня трудно их гармонизировать.

Министра экономики дополнила  замечаниями  президентАссоциации поставщиков, производителей и дистрибьюторов страны Гульнара  Ускенбаева. Она, в частности, напомнила, что, помимо Фонда оздоровления, необходимо решить вопрос  о едином отчете по социальным отчислениям и подоходному налогу. Нужны  активные действия со стороны правительства  по упрощению административных процедур для малого и среднего бизнеса. «Мы не требуем  низких ставок,  — заявила она, — просим  упростить отчеты по налогам!»

Вот-вот вступим в Таможенный союз, но предприниматели так и не знают  о тарифах, кто пострадает, а кто выиграет от вхождения в  единое экономическое пространство с Россией, Белорусью и Казахстаном.

В отношении налога с продаж так и не принято никаких решений, а  ведь он носит явно дискриминационный характер, производители платят 2%, а торговля — всего 1. Мораторий на плановые  проверки никому не нужен, бизнес в основном страдает  от внезапных  визитов  контролирующих инспекторов: директору предприятия, скажем, нужно ехать в командировку,  а он вынужден ее отменить и сидеть с проверяющими. К плановым проверкам у бизнеса нет претензий.

Премьер-министр  О. Бабанов как-то нагрянул  в магазин «Народный» и, не найдя на полках отечественных  продуктов, сделал  замечание  розничным сетям относительно маркетинговой политики. Торговцы  пообещали исправить положение, даже  написали об этом в газетах. Ведь по правилам 10-15% мест в торговом зале необходимо предоставить  под отечественные товары,  членство Кыргызстана в ВТО не запрещает это делать.

Печально, что мы так и не научились исполнять принятые нами же законы и  указания первых лиц страны. Премьер  покинул «Народный», а через несколько недель  импортные товары благополучно вернулись на свои «красные» места.

«Любые реформы  и нововведения, как бы красиво они ни выглядели на бумаге, теряют смысл, если в результате  не улучшается жизнь простых людей, —  подчеркивал  в своих выступлениях Омурбек Бабанов. —  Мы докажем гражданам, что у нашей страны есть хорошие перспективы, что имеет смысл трудиться ради своего будущего. Кыргызстан может и должен в кратчайшие сроки  попасть в категорию экономически  самостоятельных и успешных стран».

Правительственная  стодневная программа — всего лишь трамплин  для дальнейших действий, ведь сегодня закладывается будущее Кыргызстана. Главное — не останавливаться на полпути, продолжать  начатую кропотливую работу, чтобы  у предприимчивых кыргызстанцев   никогда не угасала страсть  начать свое дело, попробовать себя в бизнесе.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий