Main Menu

Слушать дыхание металла

Наверное, это основной момент в творчестве одного из самых интересных скульпторов Казахстана, народного художника республики, профессора, лауреата независимой премии «Платиновый «Тарлан» Еркина Мергенова, представившего экспозицию скульптурных  произведений «Эркиндик» в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

Его металлические герои  давно живут своей жизнью в мире, созданном из зыбкости воображения и воплощенном в  его собственную  реальность, которую можно определить как мергеновскую. Они не просто дышат, они мыслят и, кажется, о зрителях знают гораздо больше, чем сами о себе;  по-роденовски ощущают философию космоса, чуть грустно смотрят  куда-то в глубь неба, протягивают руки ввысь, готовые взлететь в неведомую даль; или мчатся  на резвых скакунах по раздольной степи, греются в лучах утреннего солнца,  наблюдают вечерний закат, но мир этот слишком хрупок.
Монстры  сродни персонажам  из фильмов культового мастера хоррора Гильермо дель Торо — а это, скорее всего,  ложь, недоверие, жестокость,  коварство,  страх, унижение — подстерегают на каждом шагу, готовые внезапно напасть и уничтожить то, что было дорого и привычно.  Напрягают мускулы бронзовые воины,  готовые сразиться не только со злыми силами, но и с равнодушием, их породившим; вот-вот расправит спину и сбросит с себя ярмо рабства-чудовища простая женщина, достойная человеческого счастья…
Металл — субстанция изначально холодная — в руках   харизматичного ваятеля Еркина теплеет, как глина, из которой по легенде когда-то Творец создал человека. Может, поэтому  скульпторы стоят к высшим силам ближе остальных собратьев по творчеству, кто знает. Из всех материалов — а он работает в технике терракоты, шамота, с деревом и гипсом — Мергенову металл  ближе всего: бронза и алюминий — а зачастую в одной композиции он использует  их вместе — невероятно  точно передают  внутреннее напряжение, динамику, экспрессию, разрушая  и преломляя привычные стереотипы образов,   наделяя их особой мифологией, где   древний стиль говорит языком современной пластики настолько убедительно, что его искусство  становилось понятно людям тех стран, где путешествовали его выставки.
Это не первая экспозиция мастера в Кыргызстане. Отрадно было узнать, что самая первая его персональная выставка прошла во Фрунзе (так назывался Бишкек)  в  1980 году и  наш город оказался причастен к его боевому крещению; потом было невероятное количество показов  во всем мире, наград,  почетных званий.  Его работы можно встретить в музеях и частных коллекциях по всему миру, на всех континентах. В 2009 году Еркин Мергенов  по приглашению посетил Великобританию и передал в  художественную коллекцию Нью-колледжа   Оксфордского  университета   скульптуру «Эко».  Работы мастера вдохновили искусствоведов, культурологов, историков Оксфордского университета на создание 14 эссе, посвященных его произведениям.
Ну а кыргызстанцам Еркин Тлекович подарил не одну, а несколько работ, которые, несомненно, пополнят сокровищницу Национального музея изобразительных искусств и обрадуют поклонников скульптурного творчества. На вопрос журналистов, какая же из работ у него любимая, скульптор ответил, что все нелюбимые он просто уничтожил. Хотя, может, это и не так: как и рукописи, которые не горят, не исчезает навсегда настоящее творчество,  которому сопутствуют любовь, сила, страсть, нежность, сострадание,  бережность, чувство памяти, так необходимые нам всем, живущим в такое непростое и неспокойное время.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий