Main Menu

Ордо — ханская ставка

Ордо - древняя двухсторонняя командная национальная игра, которая существует только в Кыргызстане

Буквально «ордо» переводится как «ханская ставка» или «ханский дворец». Это древняя двухсторонняя командная национальная игра, которая существует только в Кыргызстане. 

Играют две команды, в каждой могут участвовать мужчины с 18-летнего возраста, состав варьируется от 5 до 10 человек. Игра как бы воспроизводит бой за захват ставки и представляет собой некую военную карту, с помощью которой воины обучались тому, каким образом и способом можно одержать победу над противником. Не случайно ордо упоминается в знаменитом эпосе «Манас». В нем есть эпизод, когда перед Великим походом воины играют в ордо. Они как бы проводили своеобразную репетицию предстоящего решающего сражения.

Современный состав команды включает восемь участников (семь игроков и один тренер). В 2004 году была создана Федерация ордо КР. Ордо в крови кыргызов: известно, что даже перед колыбелью новорожденного кыргызы подвешивали альчики. На I Всемирных играх кочевников в 2014 году в национальной игре ордо состязались 4 команды из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Победителем стала первая сборная нашей страны. В этом году на Игры приглашен более широкий круг команд и из других стран. Сейчас инициаторы работают над организацией Международной федерации этой популярной игры.

Для проведения игры в ордо на ровной площадке вычерчивают круг диаметром 14 метров и обозначают его известковой линией шириной не более 5 мм. На расстоянии одного метра снаружи круга — еще один круг. В центре первого роют продолговатую ямку глубиной 1 см и шириной не более 2 см. В нее помещают «хана» — круглую роговую пластинку диаметром 6 мм и толщиной 2 мм. Хана защищают воеводы. Ими служат альчики, которые кучей складываются сверху хана. В игре ордо в качестве воевод могут использоваться овечьи или козьи альчики (бабки). Количество воевод зависит от числа игроков, на каждого игрока должно отводиться по пять ханов.

Каждой команде выдается по 7 томпоев (бит), в качестве которых используется коленная кость задней ноги крупного рогатого скота, а также 70 альчиков и номера на спортивной одежде. Для каждого игрока кладется по 5 альчиков и каждый имеет право на три удара. Ханом считаются 2 альчика, а в центре ставятся 68 альчиков. Похожие игры есть в Бангладеш и в Казахстане. Ордо развивается там, где проживают кыргызы. В других странах так азартно, как в Кыргызстане, в ордо не играют.

Игра заключается в том, что каждая команда старается разбить находящееся в центре круга ханское ордо абалаком (битой) и выбить из круга воевод хана и самого хана разрешенными на это четырьмя способами ударов, в зависимости от места нахождения игрока от центра круга и к воеводам.

Выбивают альчики и хана специальной битой — абалаком. Она представляет собой прямоугольную (длина 8 см, ширина 6 см, толщина 2,5 см) пластину из рога козерога.

Один из участников команды, выигравшей жеребьевку, начинает игру. Метанием абалака он должен разбить ханскую орду. После удачного удара — если альчик выбит за линию круга, — игрок получает право на дополнительный удар. Количество их не ограничивается. Если после удара альчик не выбит за круг, игрок уступает место другому члену своей команды.

Ордо - древняя двухсторонняя командная национальная игра, которая существует только в КыргызстанеВ начале игры каждый участник имеет право на три удара. Причем в зависимости от игровой ситуации используется один из шести видов удара (дальний удар — «ура атмай»; удар наискосок — «кынкай ат-май»; удар вблизи — «кадоо»; удар с тыла — «тоо-руу»; удар сбоку — «чачмай» и удар щелчком — «чертуу»).

Очень важным для победы является прием, при котором игрок входит в круг. А войти в него можно лишь в том случае, если альчик при ударе выбит из круга, а абалак остался лежать от какого-нибудь ближайшего альчика, находящегося в круге, или центра на расстоянии не более 40 см или же в 20 см от хана (если он вылетел из центра, но не вышел за пределы круга). В круге игрок выбивает альчики и хана только ударом чертуу, то есть щелчком, стоя на одном колене. Причем, после того как выбит один альчик, абалак должен лежать на расстоянии не менее 40 см от ближайшего альчика, находящегося в круге.

Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд останется меньше чем по одному альчику на каждого члена команды (по древним правилам, когда остается 7 альчиков и хан, если играют 10 и более человек, или 2 альчика и хан, если играют менее 10 человек). Затем игроки начинают выбивать хана. При этом разрешенным способом удара является только чертуу. Хана выбивают поочередно по одному из игроков каждой команды.

Если хана выбил член команды, которая выиграла все альчики, то победа присуждается ей. Когда хан выбит командой, у которой нет ни одного альчика или она имеет минимальное их количество, игра продолжается. Игроки данной команды получают право начинать игру, но члены ее могут ударить только по одному разу. Команда, которая проиграла хана, но имеет максимальное количество альчиков, в центр кроме 7 альчиков и хана складывает по 5 альчиков на каждого члена команды и вступает в игру, после того как первая команда использует все свои удары.

Когда одна из команд, начав игру, выбивает сразу все альчики и хана, то для второй команды ордо строится заново и она первой начинает игру. В случае если и она добивается успеха, очередь начинать игру переходит к первой и т. д. Команда, которая, использовав все свои удары, не смогла выбить из круга все альчики, считается проигравшей.

По современным правилам игра продолжается не более двух часов. Если за это время ни одна из команд не добилась успеха, победа определяется по количеству выбитых альчиков. Случается, что отведенное время истекло, а команды только приступили к выбиванию хана. Тогда игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выведет хана за пределы круга. Хана можно выбивать и в игре, когда игрок вошел в круг и получил право на удар чертуу. Однако правилами оговорено: хана можно выбивать только после того, как, войдя в круг, участник выбил 3 альчика или же ударом в кучу раньше, чем выбит один альчик.

К участникам игры предъявляются очень строгие требования и жесткие правила. За несоблюдение их игрок лишается права на удар. Так, не разрешается: игрокам, не производящим удар, находиться в круге; отрывать абалак от земли во время удара способом чертуу; перед ударом хана из кучи в центре способом чертуу переставлять колено; выходить из круга до потери удара; при игре в круге касаться земли какой-либо частью тела (за исключением стопы и колена).

Участник игры теряет право на удар, если: после удара любым из способов альчик не вышел из круга; бьющий игрок просит замерить расстояние (для входа в круг) и окажется явное несоответствие; после удачного удара не может взять абалак, не нарушая положения ног; после удачного удара остановится, задев альчик, хана, центр и т. д.

Динамичная и захватывающая игра ордо всегда привлекает множество зрителей, которые, как и участвующие в ней, внимательно следят за ее ходом. Ордо зародилась в очень давние времена, и в ней выразилось стремление народа избавиться от всяких ханов и его воевод. Игра включена в программу Всемирных игр кочевников 2016 года и является особенно популярной на севере Кыргызстана и менее распространенной на юге республики.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий