Main Menu

ФОМС. Технологиями по коррупции

Всем, кому довелось иметь дело  с услугами медицинских учреждений, знакома чехарда, с которой  приходится сталкиваться, когда речь заходит об оплате таковых. Если вы работающий, законопослушный гражданин, делающий регулярные соцотчисления, то это еще не означает, что у вас будет всё понятно и прозрачно с тем, за что и сколько вам придется заплатить, а за что вы не обязаны «отстегивать» при получении медицинского обслуживания. Постараемся разобраться во всем с помощью нашего сегодняшнего гостя. Наш автор — самый авторитетный человек в этом вопросе:  Гульмира ШАКИРОВА 18 января этого года была назначена на должность директора Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) при правительстве Кыргызской Республики.

Обязательное медицинское страхование — не наше ноу-хау, и это дает надежду на то, что Фонд ОМС при правительстве не одинок в своих попытках решить многочисленные проблемы в вопросах обеспечения застрахованной части населения гарантированными медицинскими и лекарственными услугами. Но эта надежда не дает права на успокоение и беспечность специалистам здравоохранения и ФОМСа.
Не имея ни малейших претензий на авторство идей, тем не менее считаю, что в Кыргызстане назрела необходимость пересмотреть некоторые параметры и традиционные подходы к системе обязательного медицинского страхования. Надо исходить из того, что это настоятельное требование времени и неумолимого процесса развития высоких информационных технологий.
Даже беглый взгляд показывает, что нынешняя система ОМС, оказание медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий и лекарственного обеспечения исчерпали свои возможности. Она выполнила свою временную миссию и на сегодня медленно, но верно отживает свой век, тормозя процесс реформ в сфере обеспечения медицинских услуг и социальных гарантий населения. Если учесть, что система ОМС существует не первый год, программы государственных гарантий принимаются с 2001 года ежегодно постановлением правительства, а принципы предоставления медицинских услуг в ее рамках почти не меняются, нетрудно предположить, что нынешнее состояние не отвечает требованиям времени. Важно ведь, в конце концов, удовлетворяет ли положение дел с медицинским страхованием тех, для кого она создавалась, то есть население страны.
Самый простой пример. Возьмем виды и размеры сооплаты (см. табл.).
В этой таблице нет ничего неясного. Все цифры согласуются с данными очередной программы госгарантий. Но в какое учреждение здравоохранения и сколько пациентов обращаются за помощью, сколько из их числа готовы к максимальной сооплате? Кто попал в стационар по направлению, а кому оказываются услуги без такового? Это всё вопросы, на которые надо искать ответы. Как?
Брать на учет каждое подписанное врачом направление, которое в условиях элементарного дефицита писчей бумаги в клинике (особенно в регионах) часто выглядит невзрачным клочком? Составлять отчеты по каждому полученному в рамках ОМС тыйыну, разделять коэффициенты республиканских и региональных стационаров и т.д.? Это громоздко, сложно и несовременно, не говоря уже о бюрократической волоките. Складывается такое впечатление, что всю эту на первый взгляд удобную и незатейливую систему страхования специально запутали до невозможности. Чем сложнее система, тем  менее она прозрачна, тем больше в ней возможностей для коррупционных схем.
Все стационары в Кыргызстане получают средства Фонда ОМС из расчета на каждый пролеченный случай. Однако вопрос, насколько эти пролеченные случаи обоснованы, остается открытым. Доходят ли средства ОМС до нуждающихся адресно, соответствует ли количество больных отчисляемым деньгам? Принято считать, что система ОМС базируется на принципе так называемой солидарности, то есть здоровый платит за больного. В этом принципе опять же нет ничего непонятного, главное, чтобы он не стал прикрытием для финансовых нарушений.
Правительство Кыргызстана взяло курс на непримиримую борьбу с коррупцией. У правоохранительной системы свои методы, но силовая борьба с коррупцией — не единственный путь. У каждого ведомства есть свои скрытые резервы для противодействия этой эрозии общества. Думаю, один из основных путей достижения успеха в этом направлении — системный пересмотр принятых подходов в решении поставленных перед ведомством задач и создание условий для открытой и прозрачной деятельности.
Мир переживает сегодня технологический бум, расцвет новых информационных технологий. Вот и система обязательного медицинского страхования и здравоохранение сегодня остро нуждаются в использовании новейших достижений информационного века. Необходимо создавать единую информационную систему здравоохранения и Фонда ОМС, общую базу данных застрахованных граждан. И это настоятельное требование времени, даже не сегодняшнего, а уже вчерашнего дня.
Единая информационная система (ЕИС) десятикратно облегчит труд врачей, упорядочит процессы приема, диагностики и лечения пациентов. ЕИС — это взаимодействие разрозненных и отдаленных друг от друга учреждений здравоохранения, взаимопомощь специалистов, консультации, электронный консилиум, если хотите. Единая база данных охваченных обязательным медицинским страхованием граждан даст возможность упорядочить учет пациентов, поможет избежать путаницы и приписок, которые возможны при существующей формуле «деньги — лечение — отчет». Приписки вообще-то неизбежны при участии в системе человеческого фактора.
Сегодня стихийная внутренняя миграция населения вносит свою долю путаницы в систему приписки пациентов на амбулаторном уровне. Люди из регионов перебираются в столицу, а средства на их лечение продолжают отчисляться по месту их проживания. Поэтому нередки случаи вынужденного дублирования финансирования, поскольку и в столице мигрировавшие жители нуждаются в лечении.
Создание единой базы данных подразумевает введение индивидуальных пластиковых карт ОМС. Этот вопрос назрел и требует тщательной детальной проработки и повсеместного внедрения. Пластиковая (индивидуальная) карта ОМС будет носителем данных застрахованного жителя страны, в ней будут заложены информация о состоянии его здоровья, об учетных данных, о страховом полисе и многое другое, что должно быть в общей базе данных. Единая база данных, оснащенные компьютерами кабинеты и стационары помогут врачу и пациенту быстрее и легче понять друг друга, от этого нередко зависят здоровье и жизнь пациента.
Пластиковая карта ОМС позволит застрахованному жителю страны получать гарантированные медицинские услуги в любой точке республики, независимо от места жительства и регистрации, и его не будут отправлять на лечение в свой район или в свою область. Пластиковая карта поможет избавиться от неряшливых бумажек, подписанных врачом, которые мы сегодня называем направлением в стационар. Любой обладатель карты ОМС сможет записаться к любому врачу через электронную регистратуру ЕИС, это снимет социальную напряженность, когда в поликлиниках больным приходится выстаивать многочасовые очереди.
И самое главное, единая информационная система и единая база данных станут основой строгого учета средств ОМС, направляемых на лечение застрахованных граждан, предоставления им гарантированных государственных медицинских услуг и не менее строгой отчетности по этим средствам.
Сегодня обязательным медицинским страхованием охвачено около 75% населения Кыргызстана, и этот показатель необходимо повышать. Но даже из тех, кто застрахован или по закону должен иметь страховку ОМС, многие недостаточно информированы о своих правах и возможностях обязательного медицинского страхования. Работники местных учреждений здравоохранения, судя по всему, не спешат информировать их обо всех льготах программы государственных гарантий и дополнительных программ лекарственного обеспечения. Очевидно, это им невыгодно.
Другой вопрос, который касается сельских жителей. По аграрно-земельной реформе каждый житель села получил свой земельный надел. Впоследствии многие наделы были объединены в общие площади семейных или фермерских хозяйств. Отчисления в Социальный фонд и налоги с них платит тот, на кого зарегистрирована эта земля, то есть глава семьи или фермерского хозяйства. Остальные члены семей часто остаются за рамками социальной системы, хотя отчисления идут с каждого земельного пая. Все они имеют право быть застрахованными ОМС, но из-за недостаточной информированности остаются в неведении и продолжают оплачивать свое лечение в полной мере.
Все эти издержки до сих пор существуют в системе предоставления медицинских услуг. Избавиться от них помогут введение единой информационной системы, создание общегосударственной базы данных застрахованных граждан. Это не только внесет ясность в решение многих сложных вопросов, прольет свет на теневые коррупционные ходы, но и раскроет весь потенциал современной системы здравоохранения.

Записала
Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий