Main Menu

Юные самураи из Бишкека

— Иппономэ, санбонмэ, гохонмэ, — голос тренера звучит четко. Все команды даются на японском языке твердым тоном. Юные ученики в белых кимоно старательно  выполняют заученные движения, делая взмахи деревянными мечами. Лица сосредоточенные — боевое искусство иайдо требует большой концентрации внимания.

Иайдо — самурайское мастерство владения клинком. Основу этого вида боевых искусств составляют техники извлечения меча. Как самостоятельное искусство иайдо появилось в ХVI веке. Создал его японский дворянин Хаясидзаки Сигэнобу. По легенде он готовился   отомстить за смерть своего отца и во время медитации  понял, что сможет победить многочисленных врагов, если быстро выхватит меч из ножен. Разработанный им стиль оказался настолько популярен, что у мастера появилось много учеников. Японцы с их традиционализмом и консерватизмом смогли сохранить боевое искусство владения клинком и с распространением огнестрельного оружия, и с приходом нового времени. После Второй мировой войны иайдо включили во Всеяпонскую федерацию кэндо. Были установлены стандарты и выработан  один стиль. А в 2007 году поклонники этого вида искусства открыли в Бишкеке клуб иайдо «Шисейкан».
Мастерству фехтования учат не только взрослых, но и детвору. В центре детства и юношества «Сейтек» ребятня осваивает науку владения мечом с 5 до 16 лет. Впрочем, на дворе совсем другой век, и, казалось бы, что полезного могут вынести из таких занятий мальчишки и девчонки?
— Кто-то считает иайдо анахронизмом, — рассказывает тренер Наталья Алилекова. — Но в этом учении большой философский смысл. Оно позволяет достичь гармонии с самим собой и окружающим миром. Познавая себя, свои сильные и слабые стороны, человек может укреплять силу духа. Помимо этого, учение дает возможность быстро концентрироваться и всегда быть готовым к критическим ситуациям или отразить неожиданную агрессию. Это в наше неспокойное время важно. Более того, на улице на человека, обладающего навыками иайдо, даже не нападут, потому что энергетика, идущая от него, влияет на потенциальных обидчиков на расстоянии. И в то же время учение позволяет быть открытым, добродушным и общительным.
Сама Наталья занимается спортом с шести лет. В свое время увлекалась таким видом японских боевых искусств, как кэндо. А несколько лет назад на бишкекском фестивале японской культуры «Весенние листья» увидела выступления бойцов иайдо и сразу почувствовала, что этот вид единоборств ей близок. Стала заниматься. Сейчас свое мастерство она пытается передать детворе.
— Этикет очень важен во время занятий, — говорит Н. Алилекова. — Каждое занятие начинается с поклона учителю, воспитанники просят разрешения учиться у  учителя и друг у друга. Потом идет поклон залу, где проходит занятие — по-японски это звучит доцзо, — и поклон священному месту. В данном случае у нас это место, где находится свиток с иероглифами, обозначающими понятие «иайдо». Оно переводится как  «путь нахождения в гармонии».
По словам Натальи, команды в доцзо отдаются четким голосом, это дисциплинирует даже самых маленьких учеников. Вся терминология — на японском языке. Поэтому прежде всего ребята начинают изучать команды: вперед, назад, парирование и прочие. Ну а затем переходят непосредственно к тренировкам, используя деревянные мечи.
К клинку отношение особое. Заточенный называется катана, тренировочный — иайто. У оружия своя энергетика. Если неуважительно обращаться с мечом, можно пораниться. Его нельзя положить на грязный пол. По самурайской традиции, если чужой человек притронулся к лезвию без разрешения хозяина, последний может чувствовать себя глубоко оскорбленным и имеет право вспороть живот нахалу. И хотя это правило уже давно никто не выполняет, все равно современные владельцы клинков неодобрительно относятся к тому, что любопытствующие прикасаются пальцами к лезвию.
Мечи создают в Стране восходящего солнца.  Его форма, закалка, заточка — все изготовляется по особым стандартам, каждый  клинок заносят в реестр и выдают на него документ. Правда, и стоит такая вещь немало — 600 долларов. А вот чтобы получить черный пояс, надо доказать свое мастерство, отправившись на родину этого вида боевого искусства.
Те, кто сегодня учатся у Натальи, еще только постигают основы учения. Н. Алилекова показывает приемы ученикам, сидящим вдоль стены. Мастерству иайдо присущи плавность, внутренняя собранность, каждый взмах мечом отточен многочасовыми тренировками.
— Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой, либо в парирование, если это необходимо. За ним следует один или несколько режущих или колющих ударов, а завершается все ритуальным «стряхиванием крови» с клинка и возвратом меча в ножны, — объясняет во время показа        Н. Алилекова.
С ребятами постарше, помимо физических упражнений, ведутся беседы  на различные темы:  что есть хорошо или плохо, как вести себя в школе, в тех или иных ситуациях и даже как обращаться  с одеждой и хранить ее.
— Важно научить подростков уважать себя, ведь, не уважая себя, невозможно достойно относиться к окружающим. А вообще, ребят сложно переориентировать на вечные ценности. Вседозволенность, эгоцентризм, неуважение к чужому мнению — все, что пропагандируется фильмами, современной неформальной культурой, очень сильно влияет на подрастающее поколение, — считает тренер японского боевого искусства.
Впрочем, на тренировках по иайдо совсем не скучно. Старшие занимаются более целеустремленно, малыши по малости лет не все еще осознают, но очень стараются не отставать от взрослых ребят. Но, как только выдается свободная минутка, юные самураи начинают шалить, гоняться друг за другом. Ведь дружба и радость — это тоже очень важная часть достижения гармонии с этим миром.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий