Main Menu

Ты и я — инвесторы. Пассивные

Повышение в разы зарплат учителям  и медицинским работникам не поспевает за хищной инфляцией, сжирающей на корню все финансовые добавки. Здесь впору говорить об индексации, а не трезвонить на весь белый свет о якобы солидных   суммах, выплачиваемых государственным и муниципальным служащим, хотя правительство  выполняет  все взятые на себя социальные обязательства.

Беда не в том, что наш бюджет  дефицитный. Ни одна развитая страна   в Европе или Америке не может похвастать, что решает все свои социальные проблемы  за счет налогоплательщиков. Такого просто не бывает. На одну голую заработную плату в цивилизованном обществе никто не живет, рыночная стихия с ее  кризисами, непостоянством  заставляет людей  самим заботиться о себе: покупать  государственные и корпоративные  ценные бумаги, иметь стабильный  дополнительный доход.
Кыргызстан — не исключение. В программе правительства на 2011 год и среднесрочную перспективу целый раздел посвящен развитию  фондового рынка: «… выпуск и размещение через фондовые биржи государственных  муниципальных ценных бумаг для решения вопросов финансирования дефицита бюджета, национальных и локальных инвестиционных проектов».
Мы много говорим  о необходимости создания благоприятной инвестиционной среды для иностранцев, прилагаем усилия, чтобы привлечь в страну зарубежных капиталистов. На самом деле хороший инвестиционный климат — это взаимосвязанная и  согласованная поддержка внутренних и внешних  финансовых потоков, возможность населения  вкладывать  свои сбережения  в развитие отечественных предприятий.
Эти два процесса должны взаимодействовать, их нельзя разрывать. А чтобы механизм срабатывал, необходимо повысить надежность и привлекательность  фондового рынка, а главное — покончить с финансовым невежеством наших граждан.
Почему кыргызстанцы  пренебрегают возможностью получать стабильную прибыль от вложения кровных в экономику, остается тайной. С одной стороны, не приучены, всего боятся, с другой  — в республике отсутствует элементарная финансовая культура.
Нелли Симонова, главный идейный вдохновитель  создания    программы финансовой грамотности  для населения, предлагает свою концепцию  повышения инвестиционной активности и развития небанковского финансового сектора в Кыргызстане.
Кстати, возглавляемая ею  финансовая компания  лидирует  по количеству проведенных сделок на Кыргызской фондовой бирже. Ей удалось возродить рынок корпоративных облигаций  в нашей стране. В ушедшем году осуществлены два успешных проекта по выпуску и размещению облигаций  ряда компаний.
Благодаря рынку  долговых ценных бумаг у наших предприятий и компаний появились новые возможности заимствования финансов для развития  бизнеса, а у населения  — выгодно размещать  свои сбережения.
— Сегодня ресурсы внутренних инвесторов практически не используются для финансирования экономики, — говорит Нелли Симонова. — Ежегодно внешний долг Кыргызстана увеличивается. За последние 10 лет он вырос почти вдвое. В прошлом году  — до 2,7 млрд. долларов США, в то  время как  внутренние  инвестиции  мы используем  слабо, они составляют  лишь 7-8% от общего объема государственного долга  страны.
Опыт же государств  с быстрорастущей экономикой показывает, что  финансирование дефицита  бюджета за счет внутренних источников   гораздо  эффективней. К примеру, в Казахстане внутренний долг в 4 раза превышает внешний. В Российской Федерации размер внутренних заимствований составляет более 55% от общего объема государственного долга.
Основной причиной того, что в нашей стране  практически не используются внутренние инвестиции, является низкий уровень финансовой грамотности населения,  считает Н. Симонова. А ведь  сбережения наших граждан, по данным Госфиннадзора КР, оцениваются в  4-5 млрд. долларов США. Деньги  хранятся «в чулках», вместо того чтобы поступать в реальный сектор экономики и развивать отечественные предприятия.
Многие наши компании не представляют  всех возможностей фондового рынка. В Кыргызстане на сегодняшний день существует больше 1 100 открытых акционерных обществ с суммарным уставным капиталом  57 млрд. сомов. Многие из них нуждаются в инвестициях, но возможности фондового рынка в Кыргызстане ими практически не используются. Одними из главных причин низкой активности эмитентов на фондовом рынке являются недопонимание преимуществ фондового рынка и слабая информированность.
Тенденция эта сложилась, исходя из объективных экономических и политических причин. Государство практически не уделяло внимания развитию фондового рынка, ограничиваясь лишь разработкой регулятивных мер. Так у людей родилось недоверие к рынку капиталов. Факт этот  подтверждают исследования Международной финансовой корпорации (IFC) по корпоративному управлению. Из опрошенных акционерных обществ только  3,3% процента  хотят привлекать финансовые средства за счет выпусков облигаций и дополнительных эмиссий своих акций.
В развитых странах 80% денег приходят в  экономику  через рынок ценных бумаг. В Кыргызстане в настоящее время около 90% финансового рынка приходится на банковский сектор. При этом основная часть кредитов коммерческих банков (более  40%) направляется в сферу торговли. «Купи-продай» приносит банкам максимальную прибыль за счет  быстрого оборота денег. В то же время большинство крупных отечественных предприятий не может себе позволить привлекать кредиты под такие высокие процентные ставки, и это  тормозит развитие реального сектора Кыргызстана.
Компании нуждаются в «длинных» деньгах под низкие процентные ставки. Фондовый рынок может дать возможность отечественным предприятиям за счет выпуска ценных бумаг (акций и облигаций) привлекать дешевые инвестиции на длительный период и тем самым обеспечивать рост отечественного производства.
Еще одной серьезной проблемой, тормозящей экономическое развитие Кыргызстана, является значительная доля теневого сектора.  Компании предпочитают скрывать свои финансовые показатели. Если  создать благоприятный климат, чтобы им выгодно было работать на свету, становиться прозрачными, эту проблему можно  решить.
Фондовый  рынок предоставляет  такую возможность. Компании, которые хотят получить доступ к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам, начнут понимать преимущества выхода из теневого сектора. Поэтому с развитием фондового рынка доля теневых компаний значительно уменьшится.
Реальные деньги  принесет бюджету продажа части принадлежащих государству акций. Для сохранения полного контроля над предприятием необходимо владеть 67% акций. Доля же государства в крупнейших компаниях Кыргызстана, таких, как ОАО «Международный аэропорт «Манас», «Кыргызтелеком», «Кыргызнефтегаз», компаниях энергосектора и т.д., доходит до 90%.
Реализация от 5 до 15% принадлежащих государству акций в этих компаниях позволит, не теряя полного контроля над предприятиями, привлечь деньги в государственный бюджет, оживить фондовый рынок и повысить инвестиционную привлекательность Кыргызстана.  Участие государства в сделках на фондовом рынке станет  гарантом  исполнения обязательств,   привлечет  инвесторов.
Начинать следует с  формирования класса частных инвесторов,  «экономического» менталитета и мировоззрения людей. Проблема  финансовой грамотности населения актуальна не только для Кыргызстана, но и для стран с развитой экономикой. Правительства этих государств  вынуждены принимать  срочные меры.   Еще в 2002-2003 годах такие державы, как США, Великобритания, Австралия, запустили национальные  проекты в целях повышения качества финансового образования, а в 2006 году национальную стратегию в этой сфере приняла Чехия. Серьезную работу  по повышению финансовой грамотности населения ведут  в России и соседнем Казахстане.
В руках населения на сегодняшний день сконцентрирован значительный объем денежных средств,  которые  хранятся  в основном на депозитах и вложены в  недвижимость. Примерно столько же  «мертвых» денег кыргызстанцы  хранят дома.
Депозиты физических лиц в коммерческих банках весной прошлого года  представляли приличную сумму — 12,7 млрд. долларов. Если вести грамотную и целенаправленную просветительскую работу с населением, часть денег из банковского сектора может поступать в бюджет государства и реальный сектор экономики.
Почувствовав конкуренцию, коммерческие банки  вынуждены будут  снизить комиссионные по кредитам.
Реализация программы  принесет  и косвенные результаты:      возрастет количество частных инвесторов, активно пользующихся финансовыми инструментами для хранения и преумножения своих сбережений; количество денег населения, вовлеченных в инвестиционные проекты, значительно  увеличится, в стране наконец будет создана  комфортная среда  для деловых людей, в том числе для зарубежных инвесторов; финансовые  потоки станут  прозрачными.
Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при правительстве  совместно с Министерством финансов  необходимо в 3-месячный срок разработать программу повышения инвестиционной активности и развития небанковского финансового сектора на 2012-2015 годы, документ  передать на рассмотрение  кабинета министров.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий