Main Menu

Вперед, с ускорением

Программа правительства «Стабильность и достойная жизнь»

В ее  основу заложены  общечеловеческие и традиционные ценности народа Кыргызстана. Документ  разработан в соответствии со статьей 84 Конституции КР. Программа  определяет  политику правительства в текущем году, а также в среднесрочной  и дальнесрочной перспективе. В ней   учтены планы  исполнительной ветви власти на 2012-2014 годы, утвержденные в сентябре прошлого года, а также  программы партий, вошедших  в  коалицию  большинства Жогорку Кенеша,  и  предвыборная программа Президента Кыргызской Республики.

Нынешнее  положение  нашей страны  требует быстрой и адекватной  реакции на быстроменяющуюся социально-экономическую ситуацию, поэтому  стратегический документ  в течение года может   дополняться  конкретными  деталями. Главное — правительство приступает к системным изменениям  и берет на себя всю ответственность за их исполнение, это принципиальное отличие от всех предыдущих  планов.
Программа опирается на достигнутые  в прошлом году положительные результаты, напомним о некоторых из них: приток  прямых иностранных инвестиций увеличился на 80%;  выросли бюджетные доходы; снизились потери электроэнергии; мы заключили  выгодные контракты на ее продажу с Казахстаном и Узбекистаном; средства Пенсионного фонда  начали наконец работать: их удалось  разместить в банках  под 12% (ранее деньги стариков  наращивались   всего на 4%  в год.)
Для обеспечения достойного уровня жизни кыргызстанцев, роста их благосостояния необходима эффективная экономика. Надо развязать руки бизнесу, обеспечить  максимально комфортные условия для работы  предпринимателей. Правительство намерено свято охранять  частную собственность, продолжать бороться с коррупцией, бросить силы на решение  таких проблем, как   неоправданно низкие по сравнению с другими государствами доходы населения, нивелирование  резких различий жизни в  столице  и регионах,  рост экономики не менее 7-8% в год.

Наши приоритеты
Целью на ближайшие пять лет станет создание надежных основ государственности: сохранение национальной культуры, построение демократического государства с рыночной экономикой, способной обеспечить  стандарты социальных гарантий, справедливую и эффективную власть, возрождение моральных устоев, патриотизма.  Ибо все  реформы теряют смысл, если  жизнь простых людей не становится лучше.
Повысить ее качество можно  через  укрепление здорового инвестиционного климата в стране, предоставление бизнесу экономической свободы, снижение бюрократического давления на деловых кыргызстанцев.
Достижение указанных целей планируется обеспечить в 3 этапа:
в течение 2012 года  следует сформировать  мобильный  управленческий аппарат, вывести  республику  на путь стабильного экономического развития, обеспечить безопасность жизни людей и функционирования государства;
затем  (2012-2014 гг.) приступить к модернизации,  начать строить  самодостаточную национальную экономику, участвовать  в региональных и глобальных интеграционных альянсах;
к 2015-2017 гг. войти в режим развития, обеспечить людям средний по евразийскому региону уровень жизни.
При реализации каждого из этапов правительство будет придерживаться  следующих приоритетов: безопасность граждан, защита их  прав, политическая и экономическая свобода, приверженность национальным интересам и ценностям.
Кыргызстанцы во всех регионах, независимо от пола, этнической принадлежности, вероисповедания, должны иметь равные возможности для работы, получать доходы, иметь доступ к качественным услугам здравоохранения и образования.
Основой процветания страны  должна стать экономическая свобода,  когда  каждый  гражданин  сможет реализовать себя, проявить свои способности.  Наша экономика будет  опираться преимущественно на собственные потенциал и ресурсы.
Во внешней политике  в соответствии с национальными  интересами мы будем  держать курс на  стратегическое партнерство с Россией, развитие взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами, а также международными организациями.

Видение будущего Кыргызстана
Целостность и единство территории страны, ее границы являются незыблемыми;
развитая транспортная инфраструктура (автодороги, ж/д, аэропорты), перемещение  в любую точку республики в течение одного-двух часов;
качественные связь, Интернет и цифровое телевидение на всей территории страны, во всех регионах;
разумное и эффективное использование природных ресурсов с соблюдением экологических норм;
бесперебойное снабжение энергоресурсами по справедливой цене;
широкая поддержка искусства и культуры, традиций и обычаев народа;
выпускники школ должны  свободно владеть кыргызским, русским и английским языками, чтобы быть конкурентоспособными  на рынке труда;
в  областных центрах нужно построить современные клинические больницы,  оборудовать их и укомплектовать профессиональными кадрами;
пенсии должны превышать уровень прожиточного минимума, а так называемый средний класс — гарант стабильности общества — через несколько лет, по прогнозам, должен  составлять не менее 80% населения;
каждый  гражданин КР  будет иметь электронный паспорт, этого  документа  достаточно для получения всех государственных и социальных услуг.
Правительство — компактная команда  государственного управления —  будет работать так, чтобы   его понимало и поддерживало население. За коррупционные схемы и злоупотребление служебным положением  чиновников  будут карать по жестким законам, заработают  реальные механизмы наказания.
У нас будут компактная профессиональная  армия, сильные пограничные войска.

Рациональная экономика
Предстоит так вести дела, чтобы  инфляция оставалась на низком уровне — не выше 10%, а бюджетный дефицит  — не более 3-5 процентов.

Уменьшим налоговую нагрузку на предпринимателей, дадим возможность  шире развиваться  малому и среднему бизнесу.
Защита прав собственности станет одной из главных задач  в работе коалиционного правительства. При этом вся деятельность государственных органов будет основана на неукоснительном соблюдении конституционной нормы: «Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества».
Правительство примет меры по ужесточению ответственности за попытку рейдерского захвата недвижимости, внесет законопроекты по усилению контроля за судебным рассмотрением дел о незаконном изъятии собственности.
Среднегодовые темпы роста ВВП Кыргызстана  оказались самыми низкими среди стран СНГ. По индексу экономической свободы республика находится на 83-м месте (из 183 стран).
Несмотря на принятые меры по наведению порядка в горнодобывающей отрасли, обеспечению прозрачности в проведении тендеров, сохранились прежние принципы неэффективного управления недрами. Страна имеет подтвержденные запасы угля — 1,3 млрд. тонн, но при этом угольная промышленность находится в кризисном состоянии;  запасы нефти составляют 97,4 млн. тонн, а нефтеперерабатывающий завод в Джалал-Абаде загружен местным сырьем только на 15%. У нас есть запасы олова и вольфрама, но мы их не добываем, имеем 25 месторождений золота, а разрабатываются только 5.
Ресурсы — это общее достояние всего народа, и деятельность по их разработке должна быть направлена прежде всего на благо кыргызстанцев, считают в кабинете министров. Пути решения  дальнейшего  развития горнодобывающей отрасли власти  видят  в создании условий для инвестиционной привлекательности разработки природных богатств Кыргызстана.
Для обеспечения прозрачности и предоставления равных возможностей  инвесторам будет внедрен конкурсно-аукционный принцип выдачи лицензий на разведку и разработку полезных ископаемых.
Процедура оформления прав недропользования будет осуществляться по принципу «единого окна».
Правительство будет вносить законодательные инициативы по применению налогов на сверхприбыли в зависимости от роста биржевых цен. Подобная практика широко применяется в дальнем и ближнем зарубежье.
В целях справедливого распределения доходов  подготовят  трехсторонний договор  взаимодействия государства с недропользователем и местным сообществом.
Горная отрасль станет открытой и прозрачной.

Топливно-энергетический комплекс
Задача правительства в развитии этого важнейшего сектора экономики заключается в устойчивом обеспечении энергией населения и предприятий  по приемлемым ценам, достижении  топливной независимости и наращивании экспортного потенциала.
Кыргызстан будет активно участвовать в  межгосударственной интеграции со странами ЦА, СНГ и ШОС в области электроэнергетики как в многостороннем, так и  в двустороннем форматах, а также привлекать партнеров для строительства новых энергогенерирующих объектов с участием государства в уставном капитале предприятий.
Строительство ЛЭП «Кемин-Датка»  свяжет юг и север страны, а для развития экспортного потенциала отечественной энергетической отрасли  протянут линию электропередачи «Кемин — Датка».
Также в рамках межгосударственного проекта  CASA-1000 будет протянута ЛЭП между Кыргызстаном и Пакистаном.
Правительство ускорит начало строительства верхнего каскада Нарынских ГЭС, а также гидростанций на реке Сары-Джаз.
В  перспективе создадим конкуренцию в электроэнергетике, сместим акцент на внутренний рынок. Для этого планируется развивать энергоемкие и высокотехнологические производства с  высокой добавленной стоимостью,  создающие спрос  на высококвалифицированные кадры.

Агропромышленный  комплекс
Сдерживающими факторами в достижении продовольственной безопасности страны остаются слабая развитость кооперативных хозяйств и агропромышленных предприятий, низкая производительность труда и изношенность основных фондов.
Правительство рассматривает сельское хозяйство  как направление с множеством ответвлений. Предстоит укрупнить фермерские и крестьянские хозяйства, создать для этого соответствующие условия, инициировать законопроекты, всячески стимулировать  развитие  кооперативных форм хозяйствования.
Сельчанам помогут выйти на внешние рынки сбыта, организуют заготовительные конторы с участием фермеров и государства для закупки продуктов сельского хозяйства.
В правительственную программу «Доступные кредиты фермерам»,  помимо полеводов,  включат  чабанов,  животноводов, процентная ставка по кредиту у них будет еще ниже — всего  7 процентов годовых.
Обновится  парк сельскохозяйственной техники, улучшится доступ крестьян к современным технологиям, для чего будет внедрена система государственной поддержки лизинговой деятельности.
Помимо этого, правительство окажет содействие в создании семеноводческих и племенных хозяйств в каждом регионе страны.
На принципах государственно-частного партнерства  построят перерабатывающие комбинаты с последующей передачей доли государства частному сектору.

Легкая промышленность
Швейная промышленность имеет высокую социальную значимость, ведь в ней  занято более  150 тыс. человек.
Дальнейшее развитие отрасли требует привлечения дополнительных прямых инвестиций, в частности, в современное оборудование и новые технологии.

Доступные финансовые ресурсы и рынок ценных бумаг
Главной задачей станет предоставление долгосрочных кредитов под низкий процент и предоставление гарантий для вновь создаваемых предприятий, не имеющих собственных активов.
Для предоставления долгосрочных кредитов под низкую процентную ставку будут использоваться Банк развития и  существующие коммерческие банки. Банк развития позволит сконцентрировать финансовые ресурсы для реализации национальных и экономически значимых проектов, таких, как «Доступный лизинг», «Доступное жилье», «Доступные кредиты фермерам».
Источником финансирования  40 крупных национальных проектов  станет залог части акций Кыргызской Республики в компании «Центерра голд инк.»,  использование ежегодных дивидендов в объеме 350-500 млн. долларов США, а также средств  других инвесторов.
Для повышения доступности банковских кредитов предлагается реализовать следующие меры:
преференции для финансовых институтов, осуществляющих операции по лизингу и ипотеке;
предоставление Национальным банком Кыргызской Республики средств коммерческим банкам для финансирования программ  поддержки малого и среднего бизнеса.
Дефицит бюджета  покроет выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг.

Социальная сфера
Наша страна — социальноориентированное государство, половина    бюджета  поступает в здравоохранение (около 9%),  образование  и на социальную защиту  — по  18%. Несмотря на столь солидные вложения, степень отдачи весьма невысокая.
Уровень бедности населения в прошлом году увеличился на 2%, выпускники  вузов невостребованны и неконкурентоспособны на рынке труда.
Нагрузка на одного ученика  составляет в среднем 1 200 часов, а по международным стандартам она  не  должна превышать 700-800. Наши школьники  перегружены, что отражается на их успеваемости и  здоровье.
Задача правительства в системе образования  — создать базовые условия  для предоставления качественных  образовательных услуг, ориентированных на результат.
Планируется  внедрить принцип подушевого финансирования в школах, развивать участие частного сектора в  конкурсах за выделяемые бюджетные ресурсы, ввести систему рейтингов учебных заведений.
В ближайшие 5-7 лет  изменится система прогнозирования рынка труда. Финансирование образования будет производиться на основе государственного заказа  и направляться на обучение специалистов, востребованных на рынке труда.
Чтобы заинтересовать бизнесменов  в строительстве  детских садов и  частных школ, их освободят от  налогов.
Заключительным этапом  реформы образования станут сокращение  учебной нагрузки на детей, поэтапное доведение ее до средневзвешенного мирового стандарта.
Теперь о медицине. В громоздкую  систему  отечественного здравоохранения вкладываем  немалые деньги, но расходуются они неэффективно. Здесь требуются реформы, и чем скорее мы их проведем, тем лучше.
Оплата труда врачей  будет зависеть от полученного результата: чем больше излечившихся — тем  выше  зарплата. Пусть станет больше и частных клиник,  чтобы люди сами могли выбирать, где им лечиться.
Правительство берется решить  проблему реальной доступности медицинских услуг.  Молодые специалисты, получившие образование за счет средств государственного бюджета,  поедут по распределению в самые отдаленные  регионы. Усовершенствуют и  механизм софинансирования.
В программе правительства  особое внимание уделено накопительной пенсионной системе. Ограниченность ресурсов Пенсионного фонда обусловлена дисбалансом работающего населения и тех, кто находится на заслуженном отдыхе. В Кыргызстане   соотношение реальных плательщиков к пенсионерам —  1,2 : 1, в развитых странах — 3 : 1, что   говорит о  недостаточном сборе социальных отчислений у нас.
Эту  функцию передадут  Государственной налоговой инспекции. Накопительную   пенсионную систему продолжат внедрять в ныне действующую, в дальнейшем исчезнет  зависимость размеров    «стариковских зарплат»  от отчислений предприятий и работников.
Правительство намерено обеспечить  прозрачность и  контроль за  инвестированием средств пенсионных накоплений, а также внедрить механизм гарантий  их долгосрочной доходности.
Кроме того, будут созданы условия для дальнейшего развития частных пенсионных фондов.
Что касается социальной защиты  населения, то государственная поддержка бедных и неполных семей остается крайне  низкой, несмотря на неоднократные повышения размеров пособий и проведенную монетизацию льгот.
Дело в том, что в республике отсутствуют стандарты предоставления социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, не хватает  реабилитационных учреждений для лиц с ограниченными  возможностями.
Здесь  кабинет министров планирует действовать следующим образом: усилить адресную помощь  малообеспеченным, создать базу данных нуждающихся, выплачивать им пособия через коммерческие банки.
Особое внимание будет уделено защите материнства и детства, а также реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями  и одиноких пожилых граждан в общество.

Культура и спорт
Правительство  примет решительные  меры по сохранению культурного и духовного наследия Кыргызстана. Подготовит  для включения в Список всемирного наследия Шелковый путь, петроглифы Центральной Азии, Западный Тянь-Шань.
Активизируется работа по привлечению внимания туристов к памятникам истории и культуры, откроются новые туристические маршруты.
Работа правительства в области физкультуры и спорта будет ориентирована на развитие массового и профессионального спорта, укрепление материально-технической базы стадионов и спортивных секций физического воспитания школьников и студенческой молодежи, а также на подготовку качественного олимпийского резерва.
Планируется  предложить Казахстану подать совместную заявку на проведение Олимпийских игр.

Установление правопорядка и обеспечение безопасности
Для повышения мобильности и оперативности раскрытия преступлений на базе существующих подразделений МВД организуют дорожно-патрульную службу, которая объединит дорожную инспекцию (ГУБДД) и патрульно-постовую службу (ППС).
Продолжится реализация пилотной программы «Безопасный город»  с  системой  видеонаблюдения в крупных населенных пунктах и на автомобильных дорогах республиканского значения.
А чтобы невозможно было скрыть факты некачественного исполнения следственных мероприятий,  введут электронную книгу учета преступлений, куда  пострадавшие  смогут передавать  свои заявления из  любого  подразделения МВД.
Укрепление обороноспособности и национальной безопасности
Правительство примет активное участие в подготовке и реализации единой Концепции укрепления обороноспособности и национальной безопасности страны.
Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества  подготовки личного состава, постепенной замене устаревшей  военной техники и вооружения, а также улучшению материально-технического оснащения Вооруженных сил  республики.
Для выбравших альтернативную службу увеличат плату: ее доведут  до суммы, равной содержанию не менее трех граждан, проходящих действительную военную службу.

Подготовила
Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий