Main Menu

Война в чужих горах

2127 лет назад, 15 февраля 1989 года, начался вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. По данным архива Министерства обороны России, за девять с лишним лет афганская война, ставшая впоследствии ненужной, унесла жизни более 15 тысяч советских воинов, 7 тысяч стали инвалидами, 309 человек пропали без вести. Кыргызстан потерял 300 своих сыновей, 1 500 получили ранения различной степени, четверо канули в неизвестность. За героизм и мужество 66 военнослужащим-афганцам присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них кыргызстанцы Сергей Гущин и Юрий Исламов (посмертно). Само слово «Афган» стало мерилом не только воинской, но и человеческой стойкости и совести для тех, кто по-настоящему прошел эту войну, полную драматизма и мужества.
Говорят, что она не кончается до тех пор пока не перестанут плакать женщины и не похоронят последнего героя. Добавлю к этому святую память о тех, кто не вернулся с поля боя и остался в живых.

Военком-следопыт 

1     В человеке на этой фотографии сегодня трудно узнать молодого лейтенанта Саламата Абдылдаева, выпускника Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища 1979 года. Получив назначение в Прикарпатский военный округ на должность командира взвода, сразу же отбыл к месту службы, не успев даже побывать в родной Кочкорке и попрощаться с родителями. Мирные армейские будни закончились для нашего земляка в один из ноябрьских дней 1980 года, когда его полк подняли по тревоге и отправили эшелоном сначала в Термез, а затем в афганскую провинцию Кундуз. О том, что придется участвовать в боевых действиях, командование предпочитало не распространяться: окажем интернациональную помощь афганскому народу и вернемся назад. Возращение затянулось на долгие годы, но все это время командир взвода Саламат Абдылдаев и его солдаты, впрочем, как и многие воины-«афганцы» добросовестно выполняли свой воинский долг, не задумываясь, о праведности этой войны. Его подразделение охраняло офицеров ГРУ, советское представительство в Мазари-Шарифе и другие важные стратегические объекты. Первое боевое крещение лейтенант С. Абдылдаев получил, когда его взвод сопровождал КрАЗ с саперным оборудованием в г. Толукан. Устроившие засаду, не меняя своей тактики, моджахеды напали внезапно. Под шквальным огнем комвзвода удалось правильно организовать оборону до подхода подкрепления, при этом он сам лично уничтожил четырех «духов». Его комбат тогда пошутил: «Саламат, еще один такой поступок и будешь представлен к Герою». А первая награда — медаль «За отвагу». На направлении Кундуз-Файзабад взвод лейтенанта С. Абдылдаева заманил в ловушку большую группу моджахедов, в ходе боя трех взяли в плен. Нашли у них более миллиона афгани, разные штампы и печати. На войне как на войне. Потом были другие операции, приходилось прорываться из окружения, устраивать засады и преследовать противника. Однажды взвод С. Абдылдаева находился в головной походной заставе и БМП его командира неожиданно наскочила на мину. При взрыве Саламат потерял сознание и очнулся только в медсанбате. Врачи сообщили ему о переломе позвоночника. До этого у комвзвода уже была контузия. Только потом узнал, что за последний бой представлен к ордену Красной Звезды.
2     В сентябре 1984 года лейтенант Саламат Абдылдаев попадает служить в Чебаркульскую учебную дивизию в Челябинской области, где готовили наводчиков и механиков для контингента войск в Афганистане. Боевой профессиональный опыт бывшего комвзвода как нельзя кстати пригодился в процессе обучения еще не оперившихся бойцов. Главное, чему учил с лихвой понюхавший пороху доблестный офицер, — это постараться остаться в живых, не посрамив при этом честного воинского имени. Вернувшись в Кыргызстан, в 1984 году Саламат Буларович возглавлял ряд военных комиссариатов в разных регионах республики. И везде его называли военкомом-следопытом за его активную поисковую деятельность. Он немало сделал, чтобы в истории участия кыргызстанцев в Великой Отечественной войне оставалось как можно меньше белых пятен. Разыскал место захоронения красноармейца-панфиловца Григория Волошина, призванного в 1941 году Фрунзенским военкоматом и умершего от ран в госпитале на острове Валаам, помог его сыну Николаю сделать на заводе им. Фрунзе памятник и отправить на могилу отца железной дорогой. Отыскал также на Суусамыре родственников солдата Акуна Садырбаева, которые и не знали, что в 1942 году он посмертно награжден орденом Боевого Красного знамени. В одном из боев отважный воин уничтожил целую роту эсэсовцев, забросав их  гранатами. Имя его присвоено средней школе в с. Эпкин Джумгальского района. Наверное, неслучайно, что главный специалист одного из главков Госкомитета по делам обороны полковник в отставке Саламат Абдылдаев сегодня входит в состав комиссии по установлению имен воинов-кыргызстанцев, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Фельдшер уходит в разведку 

1     Глядя на подтянутого полковника медицинской лужбы МВД Ташмабека Сулайманова, с первого взгляда не скажешь, что за его плечами Афган. Память о всем пережитом он хранит в себе, скупо роняя слова о той затянувшейся командировке в чужие горы. Воинская эпопея началась для Ташмабека в 1982 году после окончания Фрунзенского медучилища, потом была сержантская школа в узбекском Термезе, а в феврале 1983-го разведрота, где он служил старшиной и фельдшером одновременно, в составе мотострелкового полка перешла афганскую границу.
1     В то время самой «горячей» точкой считалось Панджшерское ущелье. Вот как о нем рассказывает наш прославленный земляк генерал-афганец Абдыгул Чотбаев:      «Здесь каждую сотню метров приходилось преодолевать с боем. Казалось, что против нас воюют все, кто мог держать оружие. Горные расщелины оказались просто напичканы группами душманов, занимающих выгодные позиции». В роте, где служил Ташмабек, всю Панджшерскую долину называли долиной смерти. В мае 1984 года в ущелье попал в окружение батальон под командованием нашего земляка майора Королева. В это время рота Ташмабека выполняла задачу по охране вертолетной площадки на высокогорном плато. Поступил приказ спуститься в ущелье на выручку попавшим в засаду бойцам. Картина, которая открылась на месте боя, навсегда осталась в памяти Ташмабека. В горной речке, красной от крови, плавали отрезанные головы наших солдат, на берегу обгоревшие корпуса трех «вертушек». Оказав помощь раненым, разведчики продвинулись вверх по ущелью, догнали и уничтожили отходившую группу душманов. Пленных не брали, за гибель товарищей отомстили по полной, ни один из настигнутых моджахедов живым не ушел. Из 25 разведчиков осталось 6.
Фельдшер в роте — это такой же боец, как и все, ежедневно рискует жизнью. Под шквальным обстрелом спасает жизни своих товарищей, перевязывая и на себе вытаскивая их из-под огня. Ко всему можно привыкнуть на войне, говорит Ташмабек, кроме одного — к гибели боевых друзей, с которыми ел из одного котелка, делился весточкой из дома, укрывался одной шинелью и которые не раз ценой собственной жизни спасали тебя…
1 - 0003     …В середине августа 1984 года в Панджшерском ущелье в засаду попал батальон майора Букова. Перекрыв отходы, душманы вели огонь по солдатам с занятых ими стратегических высот, применяя кроме стрелкового оружия гранатометы и минометы. Разведрота получила приказ выдвинуться к месту боя на выручку окруженному батальону. С ходу вступив в прямое боестолкновение, разведчикам удалось оттеснить духов и рассеять их разрозненные группы, при этом потеряв почти весь личный состав роты. В живых остались только ее командир, связист и фельдшер Ташмабек Сулайманов. Под огнем они начали обследовать место боя, устроив перекличку, чтобы обнаружить раненых товарищей. Передвигаясь ползком между камнями, под одним из валунов Ташмабек обнаружил раненного комбата с зажатой в руке гранатой без чеки. До сих пор не понимает, как ему удалось успеть разжать пальцы раненому и отбросить гранату в сторону, да так удачно, что она упала на голову душманам… За отвагу и мужество, проявленные в этой операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР старшина Ташмабек Сулайманов награжден орденом Красной Звезды. Потом последовали медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие награды. Получил их в 1985 году, когда уже был на «гражданке». «Благодарю бога, что я остался жив и отделался лишь пулевыми и осколочными ранениями, — говорит Ташмабек, — но мне не дает покоя память о боевых товарищах, не вернувшихся с той войны».
После Афганистана, закончив мединститут, а затем клиническую ординатуру, воин-афганец преподавал в БВШМ (сегодня Академия МВД) на кафедре тактико-специальной подготовки. 7 апреля 2010 года вместе с курсантами находился на площади Ала-Тоо, спасая ребят от агрессивной толпы, был ранен. Сейчас полковник Ташмабек Сулайманов — заместитель начальника медицинского управления.

Старлей Мамыркулов, «Фикса» и другие

     Первый бой научил нашего героя принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя и действовать, как говорят военные, по обстановке, когда от тебя зависит жизнь подчиненных, да и своя собственная. Командира 5-й горно-стрелковой роты старшего лейтенанта Алика Мамыркулова солдаты уважали, но и побаивались за прямоту и требовательность. Как вспоминают сегодня его сослуживцы, питался он вместе с солдатами, выкладывая на общий стол свой офицерский паек, ходил в солдатской «афганке» без погон, с неизменной рацией на плече, к подчиненным обращался по именам, а в сложных боевых ситуациях, стараясь сберечь бойцов, отходил последним.
Выпускник Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища хорошо осознавал, что такое воинская честь, унаследовав это понятие от отца, солдата Великой Отечественной войны. Поэтому, когда в 1980 году получил назначение в часть, направлявшуюся в Афган, не колебался и не тешил себя мыслью остаться в Союзе.
Как вспоминает сегодня генерал-майор А. Мамыркулов, память об афганской войне переживет века и останется боль потерь, а сердце будет напоминать поименно его товарищей по боевому строю. Ему повезло с отцами-командирами и в училище, и на передовой. Они хорошо учили его ориентироваться в боевой обстановке, тщательно взвешивать принимаемое решение, выбирая оптимальное, чтобы не рисковать жизнями своих подчиненных, а самое главное — воспитывать в боевом подразделении взаимное доверие. Мудрость этого правила он понял с первых же дней пребывания на афганской земле.
…Группу старшего лейтенанта А. Мамыркулова для выполнения задания десантировали по карте у одного предполагаемого кишлака. Выбросив десант, «вертушки» сразу взяли обратный курс. При высадке оказалось, что в горно-пустынной местности, куда они вступили, никакого населенного пункта не оказалось. А вот в неожиданную засаду ребята попали. Под шквальным огнем «духов» погибли более 27 солдат. Офицеру удалось сориентироваться в этой непростой обстановке, отбить внезапные атаки и начать отход в горы. В тяжелых горных условиях, без пищи и воды, с полным боекомплектом и снаряжением на плечах, группа Мамыркулова совершила маршбросок к населенному пункту, месторасположение которого уточнили по рации. Командиру удалось связаться с вертолетчиками и попросить поддержки с воздуха, мамыркуловцам сбросили воду, еду и боекомплекты. Два десятка километров до своих показались вечностью. Группа постоянно попадала в окружение и, переходя от обороны к активным действиям, сама окружала врагов. В этом тяжелом походе потеряли еще нескольких солдат, но жестоко отомстили за их гибель, немало перемолов врагов. Этот первый десант закалил офицера, помог преодолеть страх в дальнейших боевых операциях, научил оперативно мыслить в самые горячие минуты боя. За успешный выход из окружения Алика Мамыркулова удостоили первой боевой награды — ордена Красной Звезды.
Боевое крещение помогло молодому офицеру по-командирски созреть, лучше узнать каждого из своих бойцов, понять, кто на что способен. Генерал-«афганец» и сегодня с теплотой вспоминает своих бойцов. Служил у него в роте солдат из Поволжья Алексей Тенешев. Рубаха-парень с присущей такому типу людей бравадой.      Из-за коронки на переднем зубе товарищи метко окрестили его «Фиксой». В цивильной жизни он был отпетым хулиганом, а вот на войне демонстрировал отвагу и находчивость, в общем, показал себя надежным бойцом, которого удостоили медалью «За отвагу». Именно он вынес контуженного старшего лейтенанта А. Мамыркулова с поля боя и проведывал его в медсанбате. При расставании, когда закончился срок службы, комроты посоветовал своему спасителю получить образование и дал рекомендацию для вступления в партию. Как оказалось потом, командир предвидел судьбу своего подчиненного. Спустя годы, тогда слушателя Военной академии им. Фрунзе А. Мамыркулова во время лекции вызвал к себе начальник одного из факультетов. Алик Бейшенович очень удивился: попасть в столь высокий кабинет можно было только по очень серьезному случаю. Когда Мамыркулов зашел, увидел сидящего на диване солидного седоватого мужчину. Тот улыбнулся, и Мамыркулов узнал в нем своего бывшего солдата «Фиксу». Оказалось, что Алексей Тенешев приехал в Москву как депутат Верховного Совета РСФСР. Пользуясь своим депутатским авторитетом, он выбил у руководства факультета для своего командира трое суток отпуска.
Хранит в памяти генерал еще эпизод из боевого прошлого. У кишлака Ричалан попал в окружение батальон его земляка, комбата Р. Орозматова (ныне генерал-майор, живет в Украине). Ротный Мамыркулов получил приказ выдвинуться на помощь. Проявив тактическую смекалку, стратегическую сообразительность в управлении подразделением, ему удалось прорвать окружение, отбросить многочисленный отряд моджахедов и устроить им самим полную «хару» (на фарси — окружение). Спасенный комбат на радостях обещал выставить ему 10 литров спирта. Увы, этот зарок так и остался обещанием…
Будучи уже опытным офицером, не раз принимавшим самостоятельное решение, однажды за эту самую командирскую самостоятельность едва не поплатился: эпизодом с его участием занимались политотдел и контрразведка. А дело было так. Прочесывая в составе батальона участок вдоль реки на афгано-пакистанской границе, не поставив в известность комбата, ротный вернул свое подразделение на несколько километров назад, усилив его «шилками» (зенитные минометы) и танками. Интуитивно определив место, где душманы могли переправиться через пограничную реку, Мамыркулов распределил мотострелков и приданную технику по позициям. Наступили томительные часы ожидания. Глубокой ночью моджахеды на бурдюках и наспех сколоченных плотах начали переплавляться через реку. Выждав, когда основная группа окажется на ее середине, командир роты приказал открыть огонь из всех стволов. Банду уничтожили, шесть «духов» взяли в плен. Захваченные боеприпасы, в том числе 80 мин иностранного производства, взрывчатку и оружие забрали с собой. Вместо чествований и одобрения за инициативу ротного ждал совсем другой прием у вышестоящих отцов-командиров. Но успешная операция без человеческих потерь, внушительное число уничтоженных «духов» и добытые боевые трофеи придали событиям совсем иной оборот. За мужество и отвагу, проявленные в последних двух операциях, командир 5-й горно-стрелковой роты награжден орденом  Боевого Красного Знамени. Тогда ему было всего 24 года…
По-разному сложились судьбы воинов-афганцев. Но всех их объединяет святое боевое братство, рожденное в горниле той войны. Пройдут годы, но честь и доблесть солдат и офицеров, сражавшихся в Афганистане, останутся в нашей памяти навсегда.

Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ, Егора КОЗАДАЕВА
и из семейного альбома
С. Абдылдаева, Интернета. 






Добавить комментарий