Main Menu

Политика как образ жизни

Борьба политиков за свои интересы в ущерб общенациональным наталкивает на мысль, что она у наших соотечественников была и преобладала испокон веков.

Возьмите эпоху Манаса. Разве не тогда родилось крылатое выражение «Манастан Чубак кем бекен» («Чем хуже Чубак Манаса»)? На мой взгляд, это выражение имеет много значений и характеризует общественные взаимоотношения той эпохи, национальный и психологический колорит. По философии кочевников, все люди равны друг перед другом, каждый волен выражать свое мнение, то есть любой может противопоставить себя другим независимо от их социального статуса. Однако условия постоянного военного соперничества с соседними народами и борьба за выживание заставляли кыргызов держаться вместе, что не приводило к такому расколу, который наблюдался в последующие эпохи и происходит по сей день.

К примеру, братоубийственная война между сарыбагышами и бугинцами XIX века является ярчайшим свидетельством не только межплеменного противоборства кыргызов, но и характеризует их ментальность — стремление к соперничеству, амбиции, проявляемые внутри единого народа, во взаимоотношениях между кыргызами. Это не допускалось у других народов с ханской или другой формой власти. Там человек не осмеливался высказать свои мысли, отличные от мнения хана.

В условиях советской власти наша национальная привычка «бороться и бороться» нашла отражение в известных противостояниях «двадцаток» и «тридцаток» первых лет нового строя. Как известно, они завершились взаимным «перестрелом» лучших сынов народа в молохе репрессий.

50-е годы прошлого века известны нашумевшими скандалами среди писателей и критиков Кыргызстана. И если бы не наступившая политическая оттепель, то неизвестно, сколько еще кыргызских интеллигентов стали бы жертвой национальных привычек к противоборству, исключающих всякие компромиссы и преследующих кровавую месть — уничтожать до конца и упиваться сладостью победы над себе же подобными.

Коммунистическая бюрократия умело использовала наши противоречия. Жертвами интриг пали выдающиеся сыны народа Исхак Раззаков, Болот Мамбетов. В 80-е годы была попытка столкнуть двух выдающихся деятелей культуры Аалы Токомбаева и Чингиза Айтматова. Независимо от величин таланта и личностных качеств они тоже кыргызы, как и мы с вами.

Акаевская эпоха способствовала разделению общества. Народ в лице своих наиболее ярких представителей выражал протест коррупционной, двуличной власти. «Хитрый лис» Акаев в борьбе против своих оппонентов шел на всевозможные маневры, умело пускал пыль в глаза народу. Это при нем появилось понятие «дежурных аксакалов», цель которых заключалась в отбеливании власти Аскара Акаева. При нем же систематически проводились круглые столы с видимым участием оппозиции, в результате которых его политика возвращалась на круги своя.

Казалось, все пережитое кыргызами должно научить уму-разуму, приучить бережно относиться друг к другу, ведь нас и так мало. В конце концов стать законопослушными, с уважением относиться к волеизъявлению народа, проявлять гражданственность по отношению к стране, народу. Однако история начала ХХI века еще раз подтверждает, что политизированность оставалась во все времена главной достопримечательностью кыргызского общества и такова сейчас.

Возникновение более 100 партий в стране с 6-миллионным населением на ниве политиканства говорит о многом. Такого обилия партий нет нигде в мире. Причем многие из них можно назвать просто региональными объединениями, стремящимися создать видимость партийного строительства.

В некоторых партиях, судя по составу, — родственники, друзья или сельчане того или иного деятеля, согласившиеся на членство из родственных чувств либо из морального долга за кое-какое содействие им «лидера» партии. Каждый мало-мальски заметный экс-чиновник стал создавать свои политобъединения, налево и направо раздавать интервью и т. д. Многие из этих партий не имеют даже самостоятельных программ, а есть и такие, которые хотели бы обратить свои объединения в военизированные ополчения или братства.

Отличительная черта кыргызских мужиков — это страсть к политике, к созданию видимости своей значимости. Одна из видных женщин-руководителей в интервью корреспонденту газеты на вопрос: «Как вы оцениваете наших современных мужчин?» — ответила напрямик, что «они сильно обмельчали, большие позеры, страдают самовлюбленностью, лишены деловитости». А ведь она совершенно права! Посмотрите, на ком держится экономика Кыргызстана: 90% работающих на рынках — это кыргызские женщины. Более 70% всех мигрантов в России и Казахстане также составляют они. В то же время тысячи и тысячи мужчин сидят дома с детьми, бездельничают, а то и занимаются политиканством. Вот какие мы, кыргызские мужчины. Есть песня «Кыргызымдын джигиттери» («Кыргызские джигиты»), которая на фоне вышеперечисленного воспринимается с большой иронией.

В связи с изложенным считаю правильными призывы отдельных общественных деятелей к некоторым политическим силам страны отбросить амбиции, найти пути к диалогу, пойти навстречу друг другу. Думаю, между нами, кыргызами, всегда можно найти точки соприкосновения интересов и взглядов. Мы должны и обязаны уметь договариваться.

Я не привожу здесь примеров из истории о том, к каким плачевным результатам приводят слепые призывы к противостоянию в обществе, как это пытаются делать некоторые политики от оппозиции, не знающие, что такое компромисс, взаимодействие и сотрудничество во имя таких высоких и в то же время вполне земных понятий, как процветание страны, расцвет Отечества, рост благосостояния народа.

Один мой друг каждое свое высказывание, мысль сопровождал ссылками «как сказал Аристотель, Цицерон, Конфуций» или, на худой конец, кивал на Льва Толстого и Антона Чехова. Он говорил так, как будто все их произведения читал и даже знает наизусть.

Люди восхищались его познаниями, а он был удовлетворен произведенным впечатлением и своей «ораторской изюминкой».

Я же отмечу, что все, изложенное в этой публикации, переживаемо не только мною, но и всеми людьми, кому близки тревоги и заботы нашего народа. Нам не нужны советчики издалека, только мы сами, кыргызы, можем и должны обустроить свою страну.

Страна наша прекрасна, чудесна и неописуемо богата. Грех жаловаться на своих предков за то, что они облюбовали эту землю.

Оправдывая отсталость экономики, президент Акаев любил высказываться в таком духе: «Что делать-то? Нет у нас нефти и газа.

Потому-то мы бедны и нищи. Нечего и поделать-то». Плохим танцором на государственном поприще оказался Акаев. Тяжелую для своей персоны ношу взвалил он на себя.

Прекрасна кыргызская земля, чрезвычайно талантлив мой народ, не описать красоту наших девушек. Хочется предложить господам политикам от оппозиции: отвлекитесь немного, посидите у горной речки, послушайте ее журчание, восхититесь ее изумрудной чистотой, зачерпните ее ладонями и выпейте глоток. Отдохните наконец, подышите горным воздухом, взгляните на снежные вершины, полюбуйтесь красотой тянь-шанской ели, потрогайте веточку арчи. Послушайте кыргызскую музыку… Наши песни — лучшие в мире. И вас потянет к добру и созидательности.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий