Main Menu

История с историей

Президент А. Атамбаев на III Республиканском съезде работников образования, говоря о том, как много сделано в республике для развития образования и сколько еще предстоит сделать, отметил: «К сожалению, часто получается так, что духовность остается забытой».

Слова главы государства можно отнести и к изучению истории в нашей республике, предмету, более всего воспитывающему духовность и патриотизм.

Сейчас многие государства обеспокоены преподаванием этого предмета, написанием новых учебников и пособий. В России действует новый федеральный государственный образовательный стандарт. Согласно ему, многое поменялось в понимании и терминологии предмета истории. За все время там написано 362 учебника, 20 раз переписывался так называемый единый учебник, споры идут уже 2 года, но единого учебника нет.

С обретением независимости многие начали писать историю своего государства с чистого листа. К сожалению, у некоторых взыграли фантазии. Например, в туркменской истории древние туркмены были, оказывается, предками китайцев, ацтеков, инков и даже скандинавов. Украинский историк В. Бебик «доказал», что Христос, Будда, Тутанхамон, Чингисхан были великими украинцами. Литовцы «забыли», что в битве при Грюнвальде русские были на их стороне.

Как всегда, крайними оказываются учителя — они учат учеников по тем учебникам, которые есть, но терминологию, оценку событий, трактовку фактов дают другую, новую. Например, при изучении русской истории «татаро-монгольское иго» следует называть «системой зависимости от ордынских ханов». Оказывается, делить революцию на февральскую и октябрьскую нельзя, было не две, а одна — Великая русская революция. Период культа личности — это «сталинский социализм». И в истории никогда не существовало Киевской Руси. Это выдумки начала ХIХ века. Государство изначально называлось Русью или Русской землей.

Столица была в Старой Ладоге, и лишь потом в Киеве.

Конечно, никто не может сказать, что мы знаем истину в последней инстанции, открытия еще грядут… Но новых учебников ждут.

А что делает наш научный центр — сектор истории Академии образования? Он ведет серьезную работу: на средства Всемирного банка пытается создать единый учебник истории для школ, вернее, пока не сам учебник, а историко-культурный стандарт, перечень базовых дат и фактов для этого учебника. Много неясностей для ученых, например, как историю Кыргызстана давать в этом будущем учебнике? Отдельно или в ряду других? Большое место в нем займет история Китая, Индии, Японии, Турции, Ирака, Монголии, а также среднеазиатских стран.

Материалы для будущего учебника пишет группа ученых и педагогов. Ясно, что эта задача не может быть решена одними кыргызскими учеными, поэтому наша группа недавно была на саммите в Астане. Дело продвигается медленно. Одна из участниц этой группы — замечательная учительница истории школы-гимназии №9 Бишкека Нелина Ольга Ивановна в беседе со мной выразила большое сомнение в том, что стандарт будет готов к назначенному сроку. А дело это нужное и интересное. Упор в новом учебнике будет сделан на самостоятельные навыки обучения, на постижение истории других культур и религиозных знаний. Сократится объем истории европейских стран, увеличатся часы на изучение прошлого тюркских народов.

Каждый учитель будет иметь в своем распоряжении 24 параграфа, самостоятельно составит программу, учитывая особенности своего региона, исследовательскую работу и т. д.

Будет изменен сам подход к предмету. Раньше считалось, что древняя история — это рабовладельческий феодализм и т. д. (классовый подход). В новом учебнике подход изменится — будем изучать не историю классов, а историю цивилизаций, например историю кочевой цивилизации (цивилизационный подход).

А пока учитель берет на себя все трудности.

Вызывает тревогу положение с преподаванием истории и в нашей республике. По словам куратора истории из городского Центра образования, вопрос с кадрами преподавателей истории Кыргызстана в школах решен, вакансий нет. Но часто предмет ведут студенты, совместители. Тяжело переживается в школах сокращение часов по этой дисциплине. В сетке часов оставлен час в неделю по всеобщей истории и один час по истории нашей страны. На Вторую мировую войну в 11-м классе по программе отводится один час (!!!), на Великую Отечественную — всего 1 час вообще в 9-м классе. Будто и не было страданий, побед, героизма миллионов людей, и кыргызов в том числе.

По предмету «Человек и общество» вовсе нет учебного пособия. Курс этот интегрирован с экономикой, но учебники не написаны. Саму программу по этому курсу дали только в сентябре 2015 года, так что учителям не оставили времени даже на подборку какого-либо материала по этому предмету.

В ходе подготовки статьи беседовала со многими преподавателями истории. Они охотно и с горечью делились со мной бедами. Да, с учебниками истории КР в школах в основном благополучно, но попробуйте на месте ученика 9-го класса понять, что написано в учебнике, автором которого является профессор М. Иманкулов. Кроме того, учебники забиты датами и именами, что совершенно противоречит современному подходу к изучению этого предмета, — главное, внимание обращать не на дату, а на понимание причин и последствий данного события. «Благополучно» только со старыми учебниками для 5-6 классов — они старые, но пока есть. Однако количество часов сокращено, поэтому приходится задавать по 2 параграфа сразу, ученикам трудно.

Целый год изучать древний мир, еще год — Средние века, а Великую Отечественную войну Советского Союза — всего час в году и то в одном, 9-м классе?! Логически все правильно. Исчез СССР, исчезла его история и вместе с ней — история бывших соседних республик, в том числе России, с которой так связана наша республика.

Неблагополучно и с изучением новой и новейшей истории. Из-за отсутствия учебного пособия учителя чем только не пользуются: учебником С. Н. Бурина вместо рекомендованного программой издания А. Я. Юдовской; учебником А. А. Кредера, историей России ХХ-ХХI вв. А. А. Данилова, учебником О. С. Сорока-Цюпы, В. И. Хачатрана «История мировых цивилизаций» и др. Вот и приходится выбирать из всей этой путаницы нужные темы.

При таком обеспечении учебным материалом Министерство образования не оставляет «вниманием» школы. Проверки идут одна за другой. Что проверять? Удивления и восхищения достойны некоторые преподаватели истории, которые в этих условиях умудряются творчески работать. Их ученики пишут проекты, доклады, выступают с творческими сообщениями, готовят презентации и т. д.

Очень слабо поставлена информация преподавания о новейших достижениях исторической науки, археологии. Например, мало кому из учителей известно, что на Иссык-Куле найден обломок котла с армянскими и сирийскими надписями. Одно из доказательств того, что древний христианский монастырь, где, как полагают, был захоронен апостол Матфей, автор одного из текстов Евангелия, существовал на Иссык-Куле. Мощи святого были эвакуированы сюда с Ближнего Востока, чтобы спасти их от исламских фанатиков.

Мало известны учителям новейшие факты истории Бишкека. Например, ученые утверждают, что в ХIII-XIV вв. в районе села Кара-Джигач в монгольские времена функционировал монетный двор. И был в этом месте легендарный город Тарсоненд (перевод — “христианский город”). А в районе села Кызыл-Туу — могильные камни с надписью «умер от чумы». Есть версия, что чума из улуса Чагатая пришла сюда и докатилась до Европы. В Париже, например, вымерла от чумы 1/3 населения. Имена у местных христиан были монгольские.

Мне очень жаль, что бытовавшее в мое время увлечение археологическими музеями в школах республики угасло. Эти музеи помогали учителям истории сделать уроки предметными.

«Скучно стало работать», — вздохнула в разговоре со мной молодая, знающая предмет учительница 70-й гимназии, уходившая на время из школы, но вернувшаяся.

Никто не может сказать, что мы знаем все о давно минувших днях. Открытия еще грядут! Однако при существующем положении дел с преподаванием истории воспитывать патриотизм трудно.

Зоя АНДРЕЕВА.






Добавить комментарий