Main Menu

БЕСЕДУЯ С ТОЛСТЫМ

Закончился Год литературы  и в России, и  у нас, в Кыргызстане. Отмечен он многими  значимыми для нас событиями: 70 лет Великой Победы, юбилеи Сергея Есенина и Михаила Шолохова, многих других писателей и поэтов мирового значения, традиционными для школьников и их наставников днями Пушкина и Чингиза Айтматова, которые проводятся уже более двадцати лет в Таш-Кумыре. 

Накануне Нового года мы провели толстовские «уроки-спирали». Так мы называем  возвращение к темам нового уровня из программ по русскому языку и литературе. В те несколько дней,  когда мир читал Льва Толстого,  городской Центр русского языка решил приобщиться к мировой гуманитарной акции и  рекомендовал школам города и поселков познакомить ребят с  его произведениями в режиме внеклассного чтения, произвольно выбирая любимые  страницы. В них  и художественная, и эмоциональная, образная природа, любовь к людям, жизни, ощущение себя гражданином вселенной.  Отметим и то особенное одухотворенное состояние души,  поэтичность, когда читаем вновь страницы о Наташе Ростовой,  ее первом бале, ошибках в оценке любовных чувств.
Мы, учителя 13 школ города Таш-Кумыра и поселков Шамалды-Сай, Кызыл-Джар, Ынтымак, конечно же, перечитывали детям страницы о Бородинском сражении, о перипетиях взаимоотношений князя Андрея и Наташи  Ростовой, главу «На батарее Раевского», проводили уроки комментированного чтения…
В качестве примера один из таких уроков. Эпиграфы к нему: «Вальс» Грибоедова или «Метель» Свиридова. Поэтический эпиграф — «Единственные дни» Пастернака. При чтении более двух-трех дней можно добавить «Порыв» Шумана и пьесу  Изана «Отчаяние». Итак, читаем: лес, дорога в Отрадное, старый дуб. Вдохновенный художественный пересказ сопровождается первой частью сонаты № 14 Бетховена на фоне репродукции Крамского «Лунной ночью».
Внутренний монолог князя Андрея у старого дуба зачитываем под  тревожно-протестную, но  и обнадеживающе-влекущую музыку «Порыва» Шумана. Первый бал Наташи  Ростовой под звуки  вальса (Грибоедова, Свиридова или «Пушкинского вальса» Прокофьева). После чтения фрагментов из произведений Толстого беседа на темы: как любовь раскрывает князя Андрея и Наташу Ростову?  Под влиянием чего происходит перемена в мировоззрении князя Андрея? При дискуссии можно разделить класс на группы — девушки и парни отстаивают свое мнение. Потом делаем общий вывод: любовь — мистическое, часто таинственное, тревожное или трагическое чувство, облагораживающее, окрыляющее… И каждая любовь имеет свою историю… Толстовские страницы заставляют еще раз задуматься и поразмышлять… Взвесив все «за» и «против» чистой и свободной любви, делаем еще один вывод о тонком психологизме и мастерстве писателя в изображении чувств  любви, подъема, взлета человеческого духа.
После таких бесед и  уроков чувствую глубокое удовлетворение, так как нам, педагогам, важны не только знания ученика, но и его мысли. Об этом нам напоминает новый стандарт образования, когда литература объединена в блок с изобразительным искусством и музыкой, что всегда и было единым целым. На таких уроках зарождается образность памяти,  ассоциативность мышления, понимание того, что через чувства молодым легче всего овладеть глубиной философского видения мира. Чтение Толстого — один из приемов формирования внутренней, по Экзюпери, зоркости. Классика же  была и останется востребованной молодыми при условии хорошо продуманной методики, умелой и современной ее презентации в это непростое время. Это профессиональный долг педагогов — формировать и спасать еще не окрепшие умы и души. Вспомним: «…Мое дело — ловить ребятишек, чтоб они не сорвались в пропасть. Они играют и не видят, куда бегут. А я подбегаю и ловлю их, чтоб они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь  ребят над пропастью во ржи». Этот постулат Сэлинджера — для школы,  родителей, всего общества взрослых.

Валентина ЛУКИНА,
руководитель городского Центра русского языка,
учитель-методист, г. Таш-Кумыр. 






Добавить комментарий