Main Menu

ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК — ПРИРОДА

«В детстве я рос среди животных и растений, а дети всегда готовы к чуду. Каждый ребенок по сути художник, трудность только в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. У меня еще ребенком была тяга к рисованию, к изображению, рисовал с детсада, а уже в школе увлекся этим серьезно и понял, что живопись — это мой путь в жизни. Потом поступил во Фрунзенское художественное училище имени С. Чуйкова. Там моими преподавателями были народный художник КР Абдрай Осмонов и Мелис Ахмедов. Это мои учителя в изоискусстве», — рассказывает иссыккульский художник Кадырбек Мусаев.

2     После училища он отслужил в армии, в авиационном полку близ монгольской границы, сейчас по интернету переписывается со своими сослуживцами. Служба лишь усилила увлечение  художественным творчеством. Все свободное армейское время отдавал рисованию. И после службы решил свои познания в изобразительном искусстве сделать глубже, профессиональней. Поступил в Алматинский театрально-художественный институт (сейчас Академия художеств РК), учился на сценографическом факультете, где его творческими наставниками были казахские мастера живописи и скульптуры Д. Сулеев и В. Рахманов.
Кадырбек  в те времена был единственным студентом из Киргизии, но  потом сагитировал ребят, и  шесть земляков поступили в алматинский вуз. Дипломная работа была по Мухтару Ауэзову. Мусаев сделал сценографию к спектаклю по его произведению «Каракыпчак Кобланды» — это казахская классика. Дипломник выполнил постановочный макет и написал эскизы костюмов героев пьесы. Их высоко оценили, и постановку должны были осуществить в   Кзыл-Ординском казахском драмтеатре, художник даже режиссера сам подобрал.
Первое время  Мусаев работал художником-сценографом в Джамбульском русском драмтеатре. Создавал декорации почти ко всем постановкам советской драматургии из репертуара театра. Оформлял спектакли по пьесам В. Розова, А. Арбузова («Мой бедный Марат»), В. Мережко («Саркофаг» и «В охотничьем доме»), А. Вампилова, М. Рощина, а также к спектаклям по произведениям казахских писателей М. Ауэзова, А. Нурпеисова. Был автором сценографии к сценической версии повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Одновременно преподавал в Джамбульском художественном колледже. Открыл там отделение работ по коже. Когда Союз разрушился, перешел на индивидуальное творчество. Чтобы зарабатывать на жизнь, недолго трудился в Джалал-Абадском областном драмтеатре, но, не получив обещанного жилья, Кадырбек уезжает в Алматы, а уже оттуда в 2008 году вернулся на родину.
На недавней выставке Иссык-Кульского отделения Союза художников Кыргызстана, посвященной его 50-летию, экспонировавшейся в залах Национального музея изоискусства имени Г. Айтиева, были представлены две работы Мусаева. Обе  выполнены, как говорит сам художник, в жанре смешанного художественного стиля. А начинал он как живописец, писал жанровые композиции, портреты, пейзажи. Кстати, в музее имени Г. Айтиева есть его большое полотно, которое называется «Нооруз», написанное еще в советское время. Одно из его последних живописных произведений  «Уркун» выполнено по мотивам восстания 1916 года, оно находится в постоянной экспозиции выставочного зала областного отделения Союза художников КР в Караколе. Сейчас Мусаев увлекся работой с натуральными материалами: войлоком, камнем, кожей, деревом, конским волосом, делает инсталляции. занимается этим направлением более 10 лет.
1     Два художественных творения иссыккульца, выставленные на  юбилейном столичном вернисаже в Национальном музее, сразу привлекли внимание публики. Первая композиция называется «Лодка правителя», вторая, выполненная в дереве и коже, «Птица счастья» (автор использовал в ней вишню, ясень и кожу яка). Композиция «Лодка правителя» — современная форма изоискусства, при ее создании использованы дерево и камни. Доска своей формой напоминает лодку, на которой укреплены «гнезда-сиденья» для камней, подобранных в разных местах республики. На каждом сама природа начертала по букве.  «Лодка правителя» посвящена Президенту России, его имя и фамилия прочитываются на камнях, размещенных в лодке. Камни для воплощения своей художественной идеи он собирал два года.
В творчестве Мусаева это вторая подобная композиция, первая была посвящена Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. На идею ее создания художника натолкнула сама природа. Не зря, видно, классики говорили, что она лучший художник и человеку нужно у нее учиться, и в большинстве своем люди берут готовое, подсматривая любопытные вещи в самой природе. Художник творит то, что подсказывают ему интуиция и творческий вкус. Мусаев еще в Казахстане собирал камни для очередной композиции, обратил внимание, что попадаются камушки то с буквой «Н», то с буквой «А». И  в Кадырбеке поселилась идея собрать экземпляры с именем и фамилией казахского Президента. Он в свое время увлекался нумерологией, учением, основанным на вере в мистическое влияние на судьбу человека чисел и цифр.
Художник поделился своим замыслом с коллегами: мол, вот камни собирал, а на них буквы, природой созданные, и можно собрать, к примеру, «Нурсултан Назарбаев», но те попросту рассмеялись. Поначалу он и сам в сказанное не верил, но идея прочно «оседлала» его, и Мусаев 9 лет упорно собирал камешки с буквами. Работа его так и называется «Нурсултан Назарбаев». Сейчас она находится в кабинете главы Казахстана. «Меня самого к нему не допустили, но я попал к мэру Астаны Тасмагамбетову и доказал, что это все  в природе нашел, мне поначалу не верили, мол, это подделка, но в итоге я убедил мэра», — рассказывает Кадырбек.
Это был 2009 год. Композиция, посвященная Н. Назарбаеву, имеет квадратную форму, она обтянута кожей и венчает ее флаг цвета морской волны под стать государственному стягу Казахстана, а каждый камень с буквой укреплен в гнезде. Если верить нумерологической матрице, то, по мнению художника, магическим числом для казахского Президента является девятка. У него по 9 букв в имени и в фамилии. Назарбаев является 9-м правителем Казахстана, в 2009 году, когда была завершена работа художника, исполнилось 9 лет, как Астана стала столицей РК. Астана к тому же еще и «девятивратный город», к ней ведут 9 дорог: шесть автомобильных, одно авиасообщение, одна железнодорожная ветка и речной путь по Ишиму. Вот сколько интересных совпадений!
Сейчас в творческих замыслах Мусаева создание подобной композиции с именем и фамилией Президента Кыргызстана. Это будет проект наподобие путинской «Лодки правителя». За два года  автор планирует собрать на территории республики камни с буквами его имени и фамилии. Какую конечную форму обретет эта композиция, Кадырбек пока не знает,  но камни уже начал собирать. Кроме этого, он занимается инсталляциями, участвует в художественных выставках. У него есть интересные работы по шаманской культуре, тенгрианству. Кадырбек увлеченно занят тем, что подсказывает ему интуиция. Есть философское выражение, что сознание ничего не знает, а подсознание человека ведает все и обо всем. А подсознание — это интуиция. Все свои произведения художник Мусаев творит, с ней согласуясь.
«Я сейчас работаю над панно под названием «Ясное небо» из задуманной художественной серии «Дух — хозяин», оно посвящено космосу и основано на национальном орнаменте, — делится своими планами Кадырбек Мусаев. художник из иссыккульского села Курменты, — это будет композиция из кожи. Работа затрагивает тему нашей теснейшей связи с природой, актуальные на сегодня  проблемы экологии. Ничего не придумываю, только беру из личных наблюдений за нашей уникальной природой. Над серией тружусь уже несколько лет. Это будет большая художественная форма, которую я посвящаю любимому и родному Кыргызстану».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий