Main Menu

Где любимый рахат-лукум? Много вопросов к бизнесменам пищевой отрасли, но пока без ответов

Как хорошо: в середине января на Аламединском рынке Бишкека местных яблок — сладких и кисло-сладких, красных и желтых, в полоску и крапинку, по цене от 25 до 60 сомов — завались! Благо, зима в этом году нас пока балует, и фрукты не поморожены.  В нашей южной азиатской стране местные уникальные яблоки с августа (начала сезона) до мая доступны каждому богачу и бедняку — бери не хочу. Но ежегодно повторяется одна и та же ситуация: фермеры-садоводы всех регионов сначала радуются урожаю, а затем стонут от слабых возможностей его реализации. Зато довольно потирают ручки участники следующего звена цепи — местные торговцы-перекупщики, которые держат цену на фрукты вне зависимости от урожайности года. А мы, покупатели, не устаем удивляться, почему яблоки в нашей, выращивающей их, стране стоят почти столько же, сколько в Москве, экспортирующей их из дальних стран. 

1     В то же время последние 25 лет в Кыргызстане все говорят об острой необходимости восстановить централизованную закупочную сеть, столь же давно декларируют и срочную необходимость перехода с реализации сырья (в данном случае яблок) на переработанную продукцию — повидло, соки, сухофрукты, джемы и прочую вкуснятину.
Почему нынешние дети (и не только они — выросло целое поколение!) не знают вкуса яблочной пастилы, рахат-лукума, настоящего яблочного зефира, цукатов, забытой ныне ошской парварды, да и традиционной карамели? Более того, им даже незнакомо название «шербет», хотя все мы живем в Азии и наименования традиционных восточных сластей должны быть привычны с раннего детства. Спасибо, что еще осталось понятие (и товар) «халва» — тоже чисто восточный продукт. К сожалению, продаваемые сейчас сласти, и халва в их числе, — отнюдь не «мade in Kyrgyzstan». Но почему? Не пора ли родным отечественным производителям, патриотам страны, вспомнить о пустующей нише восточных сластей, чтобы наладить их производство и затем экспортировать в любые страны, начиная с ЕАЭС и СНГ и заканчивая дальним зарубежьем?
Недавно в связи с подготовкой грустного события — поминок — я вдруг обнаружила, что в магазинах Бишкека напрочь отсутствует всеми любимая, с разнообразными натуральными фруктовыми начинками, отечественная карамель — самое дешевое и доступное лакомство всех времен и народов. Правда, на фоне абсолютного отсутствия товара собственного производства (и по доступной всем цене) в магазинах полки ломятся от карамели из России, Украины, Турции, Беларуси, Польши, Германии и даже Молдовы.
В поисках отечественной карамели я пришла в фирменный магазин бишкекской кондитерской фабрики «Таттуу» и купила там по цене (причем ощутимо более низкой, чем на конфеты из перечисленных стран) несколько видов карамели, уверенная в том, что в фирменном (!) магазине фабрики продается свежая карамель собственного производства. Представьте мое изумление, когда дома я разглядела, что вся карамель — только казахская (из отличной, кстати, фабрики, которая из года в год повышает качество сладкой продукции и не устает постоянно демонстрировать это не только участием в регулярных выставках-ярмарках в бишкекском Дворце спорта, но и быстрым завоеванием рынков сбыта во всех городах и селах нашей страны). Скажу искренне: их карамель и шоколадные конфеты не уступают по качеству известным московским брендам. При более доступных ценах, что еще раз отмечу. Но где же собственная продукция?
1     …Когда я училась в шестом классе фрунзенской школы, повели нас на экскурсию на кондитерскую фабрику, нынче называемую «Таттуу». Тогда она славилась отличной карамелью, слоеным мармеладом, зефиром, ирисками, ароматными пряниками и многими другими лакомствами, снабжая торговую сеть не только Кыргызстана и соседнего Казахстана, но и других республик. Нас, школьников, провели по всем цехам. Особенно понравилось нам в карамельном цехе: с разных конвейеров выходили разнообразные карамельки — лимонные, яблочные, малиновые, клубничные со сливками, смородиновые и пр. Работницы щедро угощали нас конфетами, ирисками, пряниками — сами-то мы, дети приличные, не посмели бы что-то взять без спроса. К концу экскурсии карманы наших пальтишек изрядно оттопыривались. Но, когда мы вышли из цехов и направились к проходной, какой-то работник фабрики сказал, чтобы мы всё, что нам дали, выкинули из карманов в урну возле выхода, потому что с фабрики запрещено что-либо выносить и нас будут проверять. И мы в горестных чувствах были вынуждены выбросить все дареное в урну (правда, я оставила себе одну крошечную мармеладку). Запомнилось с той экскурсии, что все ингредиенты на фабрике применялись только отечественные и натуральные, в частности, повидло для начинки производили из местных фруктов. Почему вдруг все исчезло? Куда?
Летом этого года я попросила в ближнем магазине фруктовое мороженое, назвав его «шербет» по старой привычке. Продавец, местный парень, меня не понял, пришлось показать пальчиком на товар. Почему традиционное восточное лакомство — замороженный фруктовый сок — называется всякими словами, но не шербетом?
С множеством этих вопросов я решила обратиться к руководству кондитерской фабрики. Но оказалось, что предприятие еще в октябре 2015 года закрыли на реконструкцию как минимум на полгода, коллектив ушел в бессрочный отпуск, по этой причине многие работники уже нашли другую работу. Как рассказал коммерческий директор кондитерской фабрики «Таттуу» Александр Смышляев, «в настоящее время руководство ищет инвесторов для замены оборудования на более современное и высокопродуктивное. Наше предприятие действует с 60-х годов прошлого столетия, и вполне понятна необходимость реформ, реконструкции. К тому же со времени вступления в ЕАЭС на наш рынок хлынула продукция из стран-членов объединения, с которой на старом оборудовании мы пока не можем конкурировать. Уже достигнуты предварительные договоренности с австрийской и немецкой компаниями, которые готовы поставить требуемое оборудование, но теперь дело в деньгах. Мы рассматриваем предложения иностранных и отечественных предпринимателей».
Я поинтересовалась у него, что намерена выпускать фабрика после реконструкции и будет ли в ассортименте любимая народом карамель, причем, подчеркиваю, из натурального сырья, произведенного в стране. А. Смышляев ответил, что фабрика делает упор на печенье, пряники, шоколадные конфеты, зефир, а вот карамель включать в число приоритетных они не собираются. Он перечислил некоторые ее виды, выпускавшиеся ранее фабрикой, — типа «рачки», «снежок». Так что речь об использовании огромного в нашей стране фруктово-ягодного, в частности именно яблочного, потенциала на этом предприятии почему-то не идет.

Шербет — древний восточный напиток из фруктового сока и сахара или сладкое кушанье в виде густой массы из фруктов. Замороженный сок тоже называется шербетом. Рахат-лукум (тюркско-арабский термин) — кондитерское изделие из фруктовых соков, муки, крахмала, сахара, орехов. Пастила — латинское итальянское название — кондитерское изделие из протертых и сваренных с сахаром фруктов, чаще всего яблок, ягод и яичных белков.
Цукаты — вываренные в сахарном сиропе и высушенные дольки фруктов и ягод.

Непонятно все же, почему? Ведь при наличии отечественного сырья себестоимость продукции будет ниже для производителя, соответственно, и цена станет доступней для большинства граждан нашей небогатой в общем страны, а доступные цены всегда ведут к росту объемов реализации. Опять же непонятно, а почему, собственно, не хотят выпускать мармелад, зефир, пастилу и рахат-лукум кыргызстанские предприниматели? На взгляд покупателя, то есть потенциального потребителя, невелика сложность такого производственного процесса. Наши бабушки, к примеру, успешно делали (сейчас мало таких умельцев осталось, к сожалению) вкуснющую и полезнейшую домашнюю пастилу — повидло яблочное, сливовое, абрикосовое тонко разливали на противнях, сушили на солнце, а потом сворачивали в трубочку. Хранится она долго, а польза здоровью (и радость детям!) несомненная. Или нашим бизнесменам-пищевикам не интересны натуральные продукты, поскольку почти каждый из них норовит бессовестно добавлять «во всё и вся» многочисленные усилители вкуса и ненужные добавки (о вреде которых не устают нас предупреждать медики и программы Первого российского ТВ-канала, поскольку эти химикаты не только ухудшают здоровье, но и влияют на качество генофонда народа)?
В то же время мы, журналисты, в последние годы много раз включались в тему информирования граждан Кыргызстана о пользе экологически чистых продуктов, об их безопасности для здоровья. К тому же эти экологически чистые продукты во всем мире гораздо более дорогие, чем напичканные всякой химией. Так почему бы Кыргызстану не стать одной из стран, выпускающей натуральную сладкую продукцию? Опять же, яблок у нас столько, что при всем желании в натуральном виде их не съесть! Кто о чем, а я о карамели с натуральными составляющими. Вопрос этот — отнюдь не риторический: «СК» приглашает отечественных бизнесменов, инвесторов продолжить актуальную «конфетно-яблочную» тему.

Елена МЕШКОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

     P.S. Прошлой осенью я купила в бишкекском магазине редкое лакомство «Джем облепиховый» и обрадовалась, подумав: «Наверно, наш, отечественный продукт, ведь что-что, а облепиха у нас уникальная». Очень вкусный оказался джем. В составе все натуральное: ягода, сахар, сироп и консервант. Представьте, дома разглядела: производят этот джем в г. Елабуге, что в Татарстане. А почему не мы?






Добавить комментарий