Main Menu

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ОСАГО

Самый главный вопрос грядущего ОСАГО для всех автовладельцев — как это все будет выглядеть на практике и на какие страховые выплаты рассчитывать? Участники «круглого стола»  по автострахованию настроены пессимистично и считают закон сырым, написанным с грубыми нарушениями.  По их мнению, как сам закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, так и подзаконные акты, которые недоступны  широкой общественности, нашпигованы  подвохами, которые дорого обойдутся автовладельцам.

ЭКСПЕРТИЗА

     Инициаторы закона убеждали нас, что страховые компании обязательно будут вести выплаты, иначе у них отнимут лицензии. Однако, по мнению экспертов, надеяться на это, особенно на полное возмещение ущерба, наивно. Причин достаточно много.
Для начала у водителей будут большие сложности при сборе документов после ДТП, если возникнет спорная ситуация со страховым арбитром об оценке материального ущерба. Любая сторона будет иметь право обжаловать решение оценщика, и эта экспертиза будет необходима. Кто же выдаст соответствующий документ? А ведь без него выплат не будет.
В Государственном центре судебных экспертиз (ГЦСЭ) методика автотовароведческой экспертизы и оценки материального ущерба только разрабатывается, но пока нет такого отдела в ГЦСЭ и  тем более в регионах. Когда государство выделит на это средства из бюджета, неизвестно. Отдел автотехнических экспертиз ДТП в ГЦСЭ имеется, и методика есть, однако ее нужно утвердить и апробировать. А начать штрафовать обещают с 1 мая.
Независимый юрист  Искендер Элакунов считает, что эти юридические моменты и отсутствие нормативного акта, который устанавливает порядок оценки размера материального ущерба, основательно попортят кровь водителям…
Другая  «мина» заложена в  статье закона, где перечислен пакет документов, которые надо собрать потерпевшей стороне, чтобы получить возмещение ущерба. Страховая компания выплатит возмещение  только в том случае, когда будут собраны все упомянутые в законе  справки.     Но при этом в законе и подзаконных актах почему-то не говорится о том, что органы, которые выдают справки, обязаны их предоставлять. Так что будет сложно собрать весь пакет документов,  доказать страховой случай и получить компенсацию.
И  такие «белые пятна» разбросаны по всему закону, говорят эксперты.

СТРАХОВОЙ АРБИТР 

     С появлением ОСАГО в  жизнь входит новая организация —  институт страховых арбитров. Страховой  арбитр, судя по подзаконным актам, которые уже представлены правительству на утверждение, вряд ли может урегулировать какой-то спор между  участниками ДТП, считают эксперты. Он зависим от страховой компании, которая назначает и финансирует его, и  в силу этого  он не может быть объективным! У него широкие полномочия, потому что нет установленной процедуры рассмотрения споров с его участием. По мнению экспертов, это является коррупциогенным фактором.
Страховой арбитр также  имеет право участвовать в гражданском судопроизводстве при рассмотрении страховых споров  и давать суду пояснения и заключения.  Возникают вопросы:  какие и зачем? Ведь он уже решил спор, и его решение обжалуется в суде!  Напрашивается вывод, что он  может быть заинтересован в том, чтобы суд вынес вердикт, который будет совпадать с  решением самого страхового арбитра. Налицо конфликт интересов.

КЛИЕНТ ПЛАТИТ ЗА ВСЕ

     Авария — это дорого, это большие расходы. Страховой полис тоже недешев, но водителю, случись что, придется бегать по инстанциям и платить за каждую справку, за все экспертизы.
Лимит ответственности в размере 200 тысяч эксперты считают несправедливым. Если при аварии погибнут несколько человек,  то каждому выплатят не по  200 тысяч сомов, а поделят сумму на всех погибших. За рубежом эти выплаты намного больше.
Кроме того, пострадавший, который потерпел материальный ущерб, оплачивает и оценку своего имущества, а услуги оценщика  могут достигать нескольких тысяч сомов.
И  услуги страховых арбитров он тоже оплачивает, но так не должно быть. Зачем в таком случае нужна страховая компания, если она не заботится о пострадавших?  Или ее задача заключается в том, чтобы  собрать как можно большую сумму взносов с помощью тарифов и коэффициентов?
В Германии, например, как и во всем мире, по  словам Алтынбека Доспаева, возглавляющего Ассоциацию пассажирских автоперевозчиков Бишкека,  это делают страховые компании, и это «воспитывает» страховые компании,  сокращает количество несправедливых решений.
Эксперты подвергли сомнению и саму базовую ставку, установленную в размере 3 256 сомов, от которой будут вестись все расчеты по стоимости страхового полиса для авто разных типов. Никто из экспертов не смог получить внятных разъяснений,  на основании чего складывается именно эта сумма и насколько она обоснованна и справедлива? По их убеждению, «сумма взята с потолка».
Дискриминацией назвали участники «круглого стола» и то, что автовладельцы должны ежегодно платить больше, даже если аварий не совершали, потому что в платеж включена инфляция. Но при выплате страховочных средств инфляция не учитывается.
Или пресловутый  бонус-малус, то есть повышающе-понижающий коэффициент при аварии.
Доспаев привел пример: человек по неосторожности,  особенно зимой,  когда дорожные службы не посыпали проезжую часть песком,  может поцарапать чужую машину и нанести ущерб на 200-300 сомов.  Но это будет зафиксировано как ДТП, как авария. И на следующий год стоимость страховки  возрастет в 1,5 раза. Если водитель совершит две таких аварии, то стоимость страховки вырастет в 2,5 раза. Зато, если водитель аварий не совершит, получит скидку — целых  5 процентов!  И так после любого самого незначительного ДТП стоимость страховки будет расти.
По  подсчетам экспертов, страховые компании могут собрать в первый же год  один-два миллиарда сомов и еще больше в будущем, потому что будут происходить ДТП и шесть коэффициентов вступят в силу. А вот сколько составят выплаты?
За последние пять лет страховые компании собрали по четырем видам обязательного страхования  371 миллион сомов, а выплаты составили всего лишь 9,7 миллиона, или 2,6 процента, привел данные Нацстаткомитета эксперт Эмиль Бостериев. Следовательно, самим компаниям остается 97 процентов выручки. Это хороший бизнес.
А какая уверенность в том,  что с ОСАГО будет иначе?

ОТЛОЖИТЬ И ДОРАБОТАТЬ

     ОСАГО нужно всем, слишком много у нас проблем на дорогах. Но пока в глаза бросаются только минусы закона. По  мнению экспертов, то «блюдо», которое сегодня преподносят обществу, есть невозможно: закон защищает узкогрупповые интересы, интересы частных страховых компаний и работать не будет. Интересы государства тоже ущемлены.
Никто из работодателей, представителей бизнеса, перевозчиков и даже специалистов ГЦСЭ в обсуждении закона не участвовал, только страховые компании, как выяснили эксперты.
Вызывает сомнение, что такой подход, такие инструменты решат задачу, которая поставлена перед системой ОСАГО. Наоборот, они компрометируют идею обязательного страхования.
Сам закон специалисты назвали «декларативным», поскольку в нем детально не прописаны основные условия страхования.
Закон об ОСАГО касается практически каждого гражданина республики, и все, что с этим связано, вызывает острую реакцию. Пока кипят только социальные сети, столица более или менее в курсе событий. Эксперты полагают, что в регионах пока еще не разобрались в этой теме, но рано или поздно все столкнутся с проблемой и люди начнут возмущаться.
Алтынбек Доспаев  сообщил, что водители в Бишкеке  не готовы к ОСАГО, поскольку  они попадают сразу под два закона об обязательном страховании. Водители считают, что не должны платить дважды и что  ОСАГО должно поглотить закон об ответственности автоперевозчика перед пассажирами, по которому они уже платят страховку. Автоперевозчики раздражены недоработками в законе и  тем, что нормативные документы составлены в пользу страховых компаний и не защищают водителей.
Перевозчики   обратились к депутатам парламента с просьбой отсрочить закон  и переработать его.  С аналогичной просьбой обратились к Президенту страны Алмазбеку Атмабаеву и к Жогорку Кенешу и автолюбители.
Фракция «Ата-Мекен»  отреагировала  на просьбы граждан и инициировала законопроект об отсрочке введения ОСАГО и обязательного страхования жилья от стихийных бедствий до 2020 года. Депутаты обосновали свое решение тем, что во времена финансового кризиса введение ОСАГО ляжет на плечи  граждан тяжелым бременем и следует отложить его до лучших времен.

Павел РЯЗАНОВ.






Добавить комментарий