Main Menu

Заирбек Эргешов: “Наша главная задача — научить решать проблемы бесконфликтно”

Вопросы миростроительства, проблемы так называемого постконфликтного периода и самое главное — пути их решения были в центре внимания глобального семинара, состоявшегося недавно в г. Дурбане (ЮАР). В работе этого масштабного и по географии прибывших на семинар участников, и по тематическому спектру мероприятия принимал участие заместитель заведующего отделом этнической, религиозной политики и проблем взаимодействия с гражданским обществом аппарата Президента Заирбек Эргешов, с ним наша сегодняшняя беседа.

     — Давайте начнем разговор о сложной работе по созданию мира с простого вопроса: почему общество воспринимает это как нечто сугубо отвлеченное?
— Дело в том, что по своей сути процесс миростроительства — это всегда естественное течение жизни и ее продолжение. Вливание позитивных нюансов в сообщество, восстановление утраченных социально-психологических связок и сцепок происходит не за один день. Общество крепнет и восстанавливается постепенно.      Здесь уместны только терпение, кропотливая и, подчеркну, незаметная работа. Так что такое восприятие свидетельствует о том, что процесс идет нормально.
     — Теперь о семинаре. Что бы отметили в первую очередь? 
— На нем основными участниками стали представители африканских стран и государств Южной Азии (Шри-Ланки, Бангладеш, Непала и других), в которых контекст миростроительства иной, чем в Кыргызстане. У них он начался после вооруженных конфликтов и военных действий, например, в Сомали, Мали, Гвинейской Республике, Нигерии, Гвинее-Бисау. У нас же миростроительство ведется после межэтнического конфликта 2010 года.
Мне был интересен и опыт формирования гражданской идентичности в этих странах, так как в некоторых государствах Африки, Южной Азии сильно развиты родоплеменное деление и регионализм. Экс-президент Шри-Ланки Чандрика Бандаранаике Кумаратунга уделила особое внимание этой проблеме и подчеркнула, что у них создан специальный комитет по национальному единству и примирению, в который входят все министерства страны. В Бурунди существует государственная структура для решения проблем идентичности и прав национальных меньшинств — министерство прав человека. В некоторых странах вопросы нацменьшинств рассматривают в органах системы омбудсмена.
     — Кстати, какие вопросы по этому направлению входят в компетенцию нашего института омбудсмена?    
— Насколько мне известно, отдела или департамента по проблемам национальных меньшинств внутри нашего института омбудсмена нет.
     — Интересен ли на международном уровне опыт Кыргызстана в сфере миростроительства?
— Да, безусловно. Скажу больше. Не без удовольствия выяснил, что в Мадагаскаре внедрен успешно апробированный нами опыт работы так называемой обзорной группы. Правда, количественный состав у них значительно выше. В их группу входят 54 человека. Представители Гвинеи и Мали также официально заявили, что считают опыт работы обзорной группы эффективным и что готовы его перенять.
     — Пожалуйста, подробнее о нашей обзорной группе…
— Она создана решением Совместного руководящего комитета Фонда миростроительства ООН в Кыргызстане в 2014 году и  призвана оказать всестороннюю поддержку по реализации проектов по миростроительству на местах, отслеживать их эффективность и при необходимости давать рекомендации по улучшению работы.      В состав обзорной группы входят представители гражданского общества и госорганов Кыргызстана. Должен подчеркнуть, что все проекты в сфере миростроительства у нас реализуются впервые совместно с международными донорами и правительством. Я понимаю заинтересованность этих стран в нашем опыте. Он для них уникален в смысле сотрудничества с гражданским сектором. У них неправительственные организации работают на местном уровне, национальный уровень им недоступен. У нас же многие вопросы проходят обсуждение на национальном уровне, в котором активно участвуют неправительственные организации. В обзорной группе Мадагаскара количество представителей госорганов больше, чем представителей гражданского общества.
Большое внимание заслужил и наш трансграничный проект “Кыргызстан — Таджикистан”, так как проблемы с нерешенными пограничными вопросами для них также актуальны.
     — То есть опыт Кыргызстана в миростроительстве стал образцом для подражания?
— Для этих стран это действительно так.
     — А что из их практики вы считаете полезным для Кыргызстана?
— Как я уже говорил, это опыт Шри-Ланки по решению вопроса формирования гражданской идентичности и единства наций на национальном уровне.
     — Что это, по вашему мнению, нам даст?
— Интегрированность всех этносов в одно единое общество сформирует единую гражданскую идентичность, и тогда межэтнический вопрос решится автоматически.      В 2012 году мы провели выборочное анкетирование среди 300 респондентов. Почти все стопроцентно высказались за то, чтобы в паспортах не указывалась национальность, а лишь гражданство Кыргызской Республики. Ведь это и есть гражданская идентичность.  Ее формирование следует проводить и через грамотно выстроенную языковую политику. Если, например, все этносы в стране владеют государственным языком, но при этом государство сделает все для сохранения языка каждого этноса, будут созданы единство в разнообразии  и единая нация. В тех же европейских странах, в Германии например, проживают представители разных этносов, но все они владеют немецким языком и идентифицируют себя гражданами Германии. А у нас гражданская идентичность начала формироваться только в последние годы.
     — Это результат государственной политики?
— В первую очередь. Но немалый вклад вносят проекты по миростроительству в Кыргызстане. Наша обзорная группа побывала недавно в Джалал-Абаде, Ала-Буке, Сузаке, Базар-Коргоне, и повсюду мы видели, как отлично работают проекты по многоязычному образованию с вовлечением детей, как повышается доверие к органам местной власти. Ведь это очень важно, чтобы население верило органам власти на местном, районном, областном уровнях и, наконец, на национальном.
Существуют и исподволь внедряются многие объединяющие факторы. Тот же самый спорт. Возьмем футбол. Мы все стали гордиться своей сборной командой по футболу. То есть она стала объединяющим началом практически для всех этносов нашей страны. Успешно развиваются и многие государственные проекты по формированию общегражданской идентичности. Вспомним чествование шестимиллионного гражданина Кыргызстана.
     — Что скажете о роли молодежи в реализации задач миростроительства?
— По составу населения Кыргызстан считается молодой страной. Соответственно основной акцент в миростроительстве направлен на молодежь. Именно молодые люди становятся инициаторами и проводниками миротворческих идей. Они с удовольствием и большой отдачей работают в спортивных, языковых или культурных центрах. Особенно в регионах. Но я бы хотел особо сказать о роли женщин в процессе миротворчества. Женщина —  миротворец по своей природе. А если она к тому же обладает знаниями, полученными в ходе участия в проектах, и сформированными навыками лидера, то эффект получается очень действенным. Многие сельские женщины пользуются уважением и способны наравне с мужьями решать серьезные проблемы. Мы стремимся в работе с сельскими общинами учитывать культурную, мировоззренческую особенности. Хотим мы этого или нет, но наше общество традиционное. В регионах, на уровне айыл окмоту, мы больше работаем со старшим поколением, делаем комплексный охват с упором на семью. Кстати, хотел бы пару слов сказать о гендерном равенстве. К сожалению, у нас часто под гендером понимают феминизм. Но это в корне неверно. Гендер — это равноправие полов, т.е. и мужчина, и женщина имеют права на равное и активное участие в общественно-политической жизни. Вот на это стоит обращать особое внимание.
     — Каковы самые значимые итоги совместной с правительством Кыргызстана и Фондом миростроительства ООН работы по укреплению устойчивого мира и развития в стране? 
— Фонд миростроительства ООН к работе в нашей стране приступил впервые за все годы ее независимости. В 2012 году Президент Кыргызской Республики обратился с официальным письмом к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, и как результат в стране началась реализация проектов Фонда миростроительства ООН. Ответственность за них в этой сфере Кыргызстан взял на себя. Раньше проекты подобного рода работали самостоятельно и реализовывались международными и неправительственными организациями. Теперь же эффективность и результативность их многократно повысились. Только за последние два-три года проекты Фонда миростроительства внедрены в 67 пилотных айыл окмоту, и впервые их координация  ведется на национальном уровне. Это дает свои результаты. Особенно эффективными являются технические и инфраструктурные проекты — строительство каналов, создание производств. Ничто не объединяет людей так, как совместная работа. Если вдуматься, то самая простая очистка канала общими усилиями возвращает людям навыки и умение решать проблемы бесконфликтным способом. Приведу пример. С 1987 года в Зулпуйском АО длился конфликт по водному вопросу между двумя сообществами. А теперь его жители говорят, что пришли молодые люди, провели для них тренинг, посадили за стол переговоров, и в итоге сами жители сделали водозабор и поставили точку в долгом споре.
Согласитесь, любой человек всегда сначала видит проблему. Остановите любого и спросите о его проблемах. Он начнет  говорить много и подробно. А если спросить о путях решения, то не сразу найдет ответ. Так вот, проекты Фонда миростроительства ООН прежде всего обучают решению проблем. Причем бесконфликтно, показывая реальные пути и механизмы. По-моему, это и является главной задачей проектов Фонда миростроительства ООН.

Жанна ХУСАИНОВА.






Добавить комментарий