Main Menu

Бунт в КРСУ как способ примирения сторон

Часть профессорско-преподавательского состава Кыргызско-Российского Славянского университета, весьма престижного и авторитетного в системе высшего образования республики, выступила с обвинениями и конкретными вопросами в адрес руководства. Чтобы «разрулить» ситуацию, на всех факультетах в последние 10 дней срочно проведены общие собрания коллективов с участием ректората, возглавляемого бессменным ректором этого вуза Владимиром Нифадьевым.

Конфликт затлел сначала на юридическом, затем — на экономическом факультетах, большинство работающих там обратились с письмами к руководству университета, поставив ряд конкретных и весьма жестких вопросов. Среди них — отсутствие четкой регламентированной политики управления университетом, недостаточный уровень квалификации административного персонала, нарастающее недовольство преподавателей по поводу не растущей в условиях инфляции зарплаты (кто, как не экономисты, лучше всех осведомлены о необходимости таких мер), отсутствие в 2015 году стимулирующих выплат, которыми несколько раз в год раньше баловали всех сотрудников, неважная работа профсоюзного комитета и многое другое. Поясним, что стимулирующие выплаты составляли от 80 до 120 процентов зарплаты в зависимости от вклада преподавателя в учебный процесс и являлись довольно весомым аргументом устойчивости вузовских кадров.
Каким-то путем письма попали в республиканские СМИ, и  на  популярных интернет-сетях вокруг конфликта в Славяне разгорелись острые дебаты. Это вызвало столь же острое недовольство ректората и главы университета.
Я, автор этих строк, будучи экономистом по образованию, всегда неравнодушно воспринимаю не только состояние  отечественной экономики, но и качество высшего экономического образования в стране. Бесспорно, республике в  будущем всегда нужны хорошие, качественно подготовленные, умеющие мыслить на перспективу в макро- и микроэкономике специалисты. Также бесспорно, что советская система подготовки экономических кадров (не будем здесь говорить о других специальностях) являлась отличным примером в мировой практике обучения, нравится это или нет некоторым ярым приверженцам так называемой Болонской системы, способной, на мой и многих здравомыслящих людей взгляд, убить качественную подготовку специалистов (заменив ее на узко-узкоспециализированную), но безоглядно в угоду западным советчикам внедряемой в нашу систему образования. Как всегда в последние годы, все смотрим на зарубежный опыт, зарубив на корню собственный позитивный путь.
Ректор Нифадьев до появления писем в республиканских СМИ, по свидетельствам очевидцев собраний на юридическом и некоторых иных факультетах, воспринял требования своих подчиненных довольно резко. На встрече же с сотрудниками экономического факультета (всех шести кафедр), состоявшейся на прошлой неделе в главном корпусе университета, ректор вел себя сдержанно и адекватно. Правда, меня удивил фейс-контроль на входе в зал, учиняемый масштабным (по фигуре) сотрудником службы безопасности, требовавшим от некоторых направлявшихся в зал предъявить документы. Правда, лично мне удалось случайно избежать такой процедуры (прошла в зал, когда секьюрити отвернулся). Очевидно, ему дали команду «не пущать» подозрительных, в особенности с телекамерами. Ну и зря, поскольку встреча в конечном итоге оказалась конструктивной и ее следовало бы показать миру. И за рекламу не пришлось бы платить…
«Хочу поговорить с профессорско-преподавательским составом и с остальными сотрудниками факультета, рассказать о сложившейся текущей ситуации и обрисовать ближайшие перспективы. Реформа  высшего образования в вузе уже дошла до стандарта «4 плюс». Многие думают, что администрация университета занимается бумажной работой и не дает достойно жить профессорам и преподавателям. Коллеги, все мы грамотные и понимаем: если не станем выполнять поручения от Минобразования РФ, к нам зачастят комиссия за комиссией с проверками. Бюрократия есть бюрократия, и от нее мы никуда не денемся. С сентября этого года начались разговоры, будут ли в этом году стимулирующие надбавки и премии. Но такие надбавки ни в одной смете — ни со стороны РФ, ни со стороны КР — не предусмотрены. Бюджет университета складывается из вклада РФ: за 550 бюджетных мест они нам дают бюджетное финансирование и зарплату с начислениями на нее. И более ни копейки ни на надбавки, ни на хозяйственные нужды (отопление, свет, воду и т. д.). Кыргызская сторона дает нам 100 бюджетных мест и только на это выделяется определенная сумма зарплаты преподавателям плюс стипендиальные деньги для отличников. Ни на оборудование, ни на оснащение, ни на аренду мы средств не получаем. Третьим источником является  плата, поступающая от студентов, обучающихся по контракту. Она  регулируется антимонопольным ведомством. Там также невозможно заложить средства на надбавки.
Откуда мы в последние три-четыре года брали деньги на надбавки с октября по декабрь? Вспомните про изумительный и долго державшийся курс рубля к сому — 1:1,5. Полученные средства мы конвертировали в сомы и весьма выгодно для вуза. Во-вторых, объем средств поступал единовременно, мы размещали их на депозите — оттуда и появлялись накопления, затем выплачиваемые частично и в виде надбавок. В-третьих, поступала в КРСУ и спонсорская помощь — иногда в год до 120 млн. сомов. В этом же году спонсорская помощь составила всего 5 млн. А на разнице курсов сома и рубля университет потерял 80 млн. сомов. Но перед Новым годом всем сотрудникам выплатим премию в размере оклада», — пообещал руководитель. Он напомнил также, что финансирование от России поступает всегда не в начале года, а с опозданием зачастую на 3-4 месяца, и потому следует иметь в кассе резерв для выплаты зарплаты работникам КРСУ в первом квартале.
«Политика России, Минобразования РФ в том, что деньги мы должны зарабатывать сами! — подвел к основной идее ректор, рассказав подробно о стратегии развития вуза на ближайшие годы. — Подготовлено новое межправительственное соглашение, в нем есть пункт, принятие которого позволит вузу зарабатывать средства. Коллеги, особенно заведующие кафедрами! Мы должны четко понимать, что многое зависит от нас — организация и проведение специальных, востребованных курсов обучения для других организаций, создание магистратуры по всем направлениям. Повышать имидж университета надо, повышая качество специалистов, которые должны стать на голову выше выпускников других вузов. Это имидж и КРСУ, и профессорско-преподавательского состава».
Говорили и о введении так называемого эффективного контракта по примеру головного университета в Томске, когда каждый преподаватель и сотрудник в начале года составляет себе индивидуальный и очень напряженный план, в котором предусмотрены не только общие обязанности, но и разработанные руководством  бонусы и дополнительные поощрительные баллы — за защиту диссертации, написание монографии, учебника, разработку программы спецкурса и прочее.
Проректор по науке Валерий Лелёвкин в этот момент добавил, что в случае если преподаватель не «заработает» бонусы, то его через два года уволят. Но стоит добавить, что сумма, начисляемая по бонусам, ничтожно мала — за 1 балл 200 сомов. За защиту докторской диссертации присваивается 50 баллов, и преподаватель получит за это 10 тыс. сомов. Это итог работы над докторской диссертацией в  течение 10-15 лет…
«На предложение апробировать так называемый эффективный контракт на одной из структур КРСУ ректор ответил: он уже апробирован на юридическом факультете. Но именно юрфак  и инициировал письмо-обращение к ректору. Госпожа Рудова, начальник учебно-методического управления, сама призналась в том, что данный «эксперимент» не дал положительных результатов», — уточняют преподаватели.
«Ректор также предложил оборудовать два кабинета  на экономфаке, так сказать, по последнему слову и набирать по ряду востребованных специальностей курсы студентов-иностранцев. Наши студенты, сразу понятно из слов ректора, и так обойдутся! Пусть окна зимой не закрываются, пусть холодно в аудиториях и студенты в куртках сидят, пусть воняет туалетами, пусть нет буфета для студентов», — еще одна реплика сотрудников.
О многом еще говорили и ректор, а затем и проректоры. Безусловно, запланирован целый ряд полезных инициатив, стратегий, составлено планов громадье. Шла речь и о необходимости создания технопарка на базе КРСУ со статусом свободной экономической зоны — для разработки высоких технологий и привлечения инвесторов.
После запланированных речей сотрудники кафедр выходили к микрофону и задавали прямые, порой нелицеприятные вопросы не только о  зарплате, но и о невысокой материальной базе. «Планы планами, но им мешает невысокая материальная база, низкая техническая оснащенность кабинетов. Убогие условия работы, стены фанерные! К примеру, во дворе экономического факультета в этом году «построили» новую кафедру — из контейнеров, утеплив их надлежащим образом. Но и в самом здании, расположенном по пр. Чуй возле Камвольно-суконного комбината, первоначально размещался профтехлицей, и оно не рассчитано на многолетнее обучение и большой поток студентов, потому явно не вмещает всех сегодня. Библиотека вообще куцая, хотя есть норматив учебников на одного студента — он не выполняется. Не хватает проекторов для презентаций, ноутбуков, отсутствуют современные компьютерные классы, программное обеспечение нелицензионное. О туалетах вообще говорить тяжело, они ужасны повсеместно. А вы предлагаете набирать спецкурсы для богатых иностранных студентов, к примеру из Евросоюза. К тому же такое обучение предполагает привлечение иностранных преподавателей, приедет такой Майкл, почитает лекции студентам две недели, а в туалет наш пойдет — что подумает? Но ведь расхожая истина: цивилизация начинается с туалетов. А у нас там в лучшем случае накрошены кусочки хозяйственного мыла, и все», — напоминали начальству преподаватели-экономисты.
После двухчасового собрания беседа с преподавателями продолжилась в кулуарах. Перечислю лишь некоторые  темы.
«В письмах к ректору не звучало обвинений — там только конкретные вопросы к ректорату, чтобы улучшить взаимопонимание между администрацией и преподавателями. Сегодня мы услышали, что затраты на профессорско-преподавательский состав составляют 40 процентов от общего фонда заработной платы. Значит, львиная доля — 60 процентов — идет на содержание вспомогательно-административного персонала? Но ведь студенты приходят в вуз, оплачивая свое профессиональное обучение, получая его при помощи труда именно преподавателей. И получается, что наш труд кормит армию управленцев университета и их многочисленных совершенно ненужных и неэффективных советников. Это непродуктивно! Мы выходим с инициативой к руководству: сокращайте управленцев, повышайте качество обучения!» — говорят преподаватели.
«У нас небольшая зарплата. К примеру, доцент получает 12-13 тысяч после вычета  налогов. Профессор, доктор наук, с нагрузкой больше одной ставки — не выше 22 тысяч. При этом странные «вещи» творятся с нормами часов:  активная нагрузка (чтение лекций и проведение семинаров) растет, но то, что раньше учитывалось как 1,5 ставки, сейчас засчитывается как неполная ставка, что соответственно привело к сокращению зарплаты. А упомянутый эффективный контракт предполагает и много творчества — написание книг, статей и т. д. Но фактически у нас нет времени на это — все отнимают чтение лекций и подготовка к ним. И плюс к тому же учебно-методическое управление постоянно меняет требования к рабочим программам дисциплин (РПД) и обязывает их переделывать. Причем требования касаются каких-то технических моментов, но учебно-методическое управление может менять эти требования  часто. Получается, как только мы закончим оформлять одно РПД, как нас заставляют все переделывать заново. Абсолютно неэффективная  (коль от нас хотят получить эффект) и нервная работа. К тому же у любого из нас могут забрать курс, который мы сами разрабатываем и читаем на протяжении ряда лет, и отдать другому.
Иногда приглашают почасовиков на наши дисциплины вместо того, чтобы привлекать их на новые, ими разработанные курсы. Конечно, есть смысл приглашать высококлассных специалистов-практиков для чтения специфических курсов на условиях совместительства. Но если на кафедрах есть свои профессиональные, проверенные временем и опытом кадры, зачем привлекать на совмещение преподавателей из других вузов?» — вот следующий ряд мнений экономистов-преподавателей.
Крайне возмущает их и такой пункт: в последние годы для увеличения финансовых потоков в КРСУ введена такая система: если абитуриент не набрал требуемых для поступления  баллов, то он имеет право все же стать студентом, заплатив так называемый двойной контракт — двойной, а в некоторых случаях и тройной тариф за учебу. К примеру, обучение по контракту на медицинском факультете стоит 54 тысячи. Двоечник может заплатить 108 и станет студентом. Представьте, какой врач вас будет лечить через шесть лет?
Постепенно разговор из частного, касающегося проблем КРСУ, перешел на более глобальные темы. Вот еще одна из них, крайне спорная: многие (с поддержки руководства страны) огульно призывают объединить вузы и академическую науку, ссылаясь на опыт развитых стран Запада и Востока. Хорошо, ну объединим, а когда преподавателям науку делать? Они же все время — см. предыдущий абзац — сеют разумное, доброе и вечное! К тому же они также живые люди, которым и об отдыхе иногда не грех подумать, и детей повоспитывать, не говоря уже о повышении культурного уровня. А тут получается какая-то «потогонная система», о которой на экономфаке раньше рассказывали в ходе дисциплины «Политэкономия капитализма».
Есть претензии у людей и к профкому, который непонятно чем занимается, кроме раздачи подарков детям сотрудников к Новому году. «Мы не чувствуем помощи профкома, за долгие годы ни разу не слышали его отчета, никогда не выбирали главу профсоюзного комитета. Путевку получить нереально. Куда идут профсоюзные отчисления? Мы вообще не знаем, кто входит в профком от каждого факультета. Но его бессменным председателем является М. Рудова,  одновременно занимающая и одну из ключевых административных должностей вуза, и порой ее инициативы как раз  и ущемляют наши интересы, а не защищают», — говорят преподаватели.
«Пока что в КРСУ нет никакой реформы, никаких преобразований, вот и лихорадит коллектив, — говорят люди. — Нужна свежая кровь, ветер перемен в управлении вузом». Они также      напомнили, что в КРСУ до сих пор отсутствует устав, а ректор пока что — все эти годы — с приставкой «и. о.».
Следует ради справедливости сказать, что во многом именно благодаря многолетним усилиям ректора Нифадьева университет приобрел высокий рейтинг на рынке вузовского образования. Но сейчас коллектив (по крайней мере, большую часть его) волнуют вопросы дальнейшего развития, и право людей — получать на них исчерпывающие ответы. Вопросов к руководству КРСУ по-прежнему много. «СК» предоставит топ-менеджменту университета возможность конкретно и кратко ответить по всем пунктам.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий