Main Menu

Как повысить роль бизнеса в устойчивом развитии?

На днях в Бишкеке прошла дискуссия за круглым столом, объединившая чиновников правительства, представителей международных организаций и банков,  отечественного и иностранного бизнес-сообщества. Тема вроде бы не новая, но не теряющая своей актуальности — «Роль бизнеса в устойчивом развитии». Организовали дискуссию Международный деловой совет и Программа развития ООН в Кыргызстане. 

В 2015 году завершилась глобальная мировая программа, охватившая все страны мира и ведущие организации развития — «Цели развития тысячелетия» на период 2000-2015 гг. Она включила в себя восемь глобальных целей для  мирового сообщества и позволила мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения во всех странах.  С 2016 года наступает следующий этап, не менее важный — мировое сообщество переходит к реализации программы «Цели устойчивого развития» (ЦУР), включающей теперь 17 важнейших целей для всего человечества во имя повышения благосостояния всего населения Земли, сохранения планеты для будущих поколений.
Генсек ООН Пан Ги Мун в этой связи подчеркнул: «Мир нуждается в эффективном и предсказуемом механизме финансирования устойчивого развития», и вполне очевидно возрастание роли бизнеса в решении этого вопроса.
Одна из целей посвящена «укреплению механизмов осуществления и активизации глобального партнерства в целях устойчивого развития». Но какие условия необходимо создать для  укрепления государственно-частного партнерства (ГЧП)   при достижении  ЦУР, как обеспечить устойчивость и эффективность финансирования частным сектором устойчивого развития? Нужны ли для этого изменения в существующее законодательство? Ясно, что необходимо повышать осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности бизнес-структур (производственных, консалтинговых, финансовых), о возможности создания форм партнерства, способствующих реализации ЦУР.
О  значении ГЧП для целей устойчивого развития говорила эксперт Агентства по продвижению инвестиций (АПИ) при Минэкономики КР Лира Касымбекова. Она отметила, что роль такой формы в мире растет. Так, с 1999-го по 2009 год  в рамках ГЧП в разных странах  реализовано 1 400 сделок на сумму свыше 260 млрд. евро. Только в 2014 году в США осуществили 154 проекта, в Европе — 414, в России — 999, из которых 319 — в сфере энергетики. В 2015 году участие частного капитала в инфраструктурных проектах ГСП вылилось в 6 тысяч проектов в 139 странах. Сферы приложения усилий —  энергетика, телекоммуникации, водоснабжение, управление отходами. Сумма инвестиций превысила 25 млрд. долларов.
В Кыргызстане выстроена схема участия в ГЧП-инициативах: это  Минэкономики, Минфин, АПИ, госпартнер, частный партнер. Юридическая основа для ГЧП есть: закон 2012 года, 14 подзаконных актов, руководства и другие типовые документы. Сферы применения ГЧП — строительство объектов производственной инфраструктуры — железные и автодороги, ГЭС, ЛЭП, аэропорты, вокзалы, водоснабжение и т. д. Кроме того, это возведение объектов социальной инфраструктуры: школ, больниц, детсадов, спортивных сооружений, объектов культуры.
На сегодня  среди проектов ГЧП в Кыргызстане — создание ангиографических центров; установка компьютерных томографов; организация отделений гемодиализа и организация лабораторий для  лечебно-профилактических учреждений Бишкека; организация муниципальных парковок вдоль дорог; городское освещение; многоэтажные парковки; электронные билеты; проект «Безопасный город»; строительство горнолыжного кластера «Ала-Тоо» вокруг Бишкека; общественный транспорт; строительство социального жилья; реконструкция  системы водоснабжения и канализации с. Бостери; детские сады; реконструкция стадиона «Спартак» и Дворца спорта; строительство таможенно-логистических  комплексов в Нарыне и Оше; ряд объездных дорог: Кубакы, Узген, Кемин; создание диагностического центра на базе Нацгоспиталя; модернизация Чуйской областной больницы; создание центра дистанционной литотрипсии; общественные туалеты в г. Бишкеке.
Как видно, сфер приложения частного капитала для решения насущных проблем не счесть. И если всем миром взяться за эти и иные проекты, то именно  это и поспособствует устойчивому развитию.
3     Представитель ПРООН Нурия Чойбаева, чья презентация стала не только вводной, но и ключевой для дискуссии, отметила: «Цель сегодняшней встречи — собрать представителей бизнес-сообщества и информировать их о недавно принятой повестке развития ООН на 2016-2030 годы».
Она кратко перечислила предложенные ООН  17 целей. Среди них: 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах. 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания, устойчивое развитие сельского хозяйства. 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие здоровью и благополучию в любом возрасте. 4. Обеспечение всеохватывающего качественного образования и поощрение продолжения образования на протяжении всей жизни для всех. 5. Обеспечение гендерного равенства и расширение участия всех женщин и девочек. 6.  Рациональное использование водных ресурсов и  доступ к санитарии для всех. 7. Всеобщий доступ к  источникам недорогой энергии. 8. Содействие  нарастающему экономическому росту, полная занятость и  обеспечение достойной работой всех. 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие индустриализации и инновациям. 10.  Сокращение неравенства между странами. 11. Обеспечение безопасности, экологической устойчивости городов и населенных пунктов. 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. 13. Принятие срочных мер  в борьбе с изменением климата и его последствиями. 14. Сохранение  рационального использования океанов и  морей в интересах устойчивого развития. 15.  Защита и восстановление экосистем суши, содействие их рациональному использованию. 16. Построение миролюбивого и открытого общества в интересах развития, доступ к справедливому правосудию, создание   подотчетных учреждений на всех уровнях. 17. Укрепление средств реализации целей и активизация работы в рамках глобального партнерства в интересах устойчивого развития.
Г. Чойбаева сообщила, что ПРООН проводит сейчас серию таких обсуждений для различных групп населения. По ее мнению,  предыдущая программа ЦРТ носила технократский характер, так как ее создала узкая группа экспертов-экономистов. «Затем Цели развития были доведены до сведения руководств каждой страны, но без участия гражданского общества, национальные эксперты после просто адаптировали их к местным реалиям.  Принятию же сегодняшней повестки предшествовал беспрецедентный трехлетний процесс: на  глобальном,  региональном и страновом уровнях создавались дискуссионные площадки, тематические группы, во многих странах проведены  масштабные консультации. Подумайте: в этой кампании участвовали свыше  семи миллионов человек по всему миру! Организаторы постарались учесть интересы всех групп населения, в том числе самых уязвимых. Кыргызстан не остался в стороне от этого процесса. Еще в 2013 году мы оказались в ряду 100 выбранных ООН стран, где стартовал процесс национальных консультаций. Около 10 тысяч человек во всех регионах республики  стали участниками дискуссий на темы Целей устойчивого развития. Среди них и представители уязвимых групп населения — люди с ограниченными возможностями здоровья, ВИЧ-инфицированные, женщины, молодежь, дети. Мы постарались сделать процесс как можно более всеохватывающим.  Цели ЦУР кажутся на первый взгляд очень амбициозными и подвергаются критическим нападкам экспертов. 17 целей подкрепляются 169 целевыми результатами, которых следует достичь при выполнении этих целей. По каждой цели есть еще и набор индикаторов — всего их более 300.  Хочу отметить, что даже цели, не связанные на первый взгляд с нашими реалиями, например, по сохранению морей,  все же касаются нас в части сохранности водных ресурсов, ледников, биоразнообразия республики. Нашей стране предстоит определить для себя приоритеты в устойчивом развитии и внутренние возможности, не надеясь вновь только на донорскую помощь. Страна в первую очередь должна мобилизовать внутренние ресурсы, ведь всем понятно, что в условиях мирового кризиса объемы донорской помощи сокращаются. Почему это важно для бизнеса? Если мы не поменяем своего отношения к Земле, то через несколько десятков лет человечество может попасть в бесконечный хаос. “Цели развития — всеобъемлющие, никто не должен оставаться в стороне, в том числе и бизнес. ЦУР — не свыше спущенная программа, а те рамки, в которых стране следует действовать», — отметила эксперт.
Она также сообщила: пока приоритетизация  ЦУР для стран не установлена. В марте 2016 года в статкомитете ООН рассмотрят и одобрят матрицу индикаторов программы, после чего во всех странах стартует процесс национальной адаптации целей. Иначе говоря,  с апреля Кыргызстану предстоит выбрать из 17 целей главные и необходимые для себя. А в мае или сентябре следующего года уточненный и обсужденный перечень целей предстоит принять Генассамблее ООН.
1     Александр Шеховцов, директор ОсОО «Маркетинг-сервис» (Кантский водоканал), считает, что  частный сектор может очень активно сыграть свою роль в достижении такой цели устойчивого развития Кыргызстана,  которая сформулирована как направление  «энергосбережение и энергоэффективность»: «Работа с населением не из легких — обеспечение населения чистой питьевой водой. На сегодня Кантский водоканал является одним из лучших среди водоканалов малых городов страны, но, к сожалению, и привлекательным для всех фискальных органов, поскольку раньше муниципальные службы всегда относились к государственной форме управления. Для них словосочетание «частный водоканал» является почти ругательным. Мы арендуем все основные средства у мэрии Канта, обслуживаем население, делаем мелкий и крупный ремонты системы. Как касается нашей сферы термин «энергосбережение»? Технологии идут вперед,  сегодня и  оборудование водоканала, и очистные сооружения работают на электроэнергии, масштабно ее потребляя.  К нам с октября 2015 года поступили около 5 миллионов евро инвестиций, 3,6 млн. из которых — швейцарский грант, а еще 1,5 — кредит ЕБРР. Срок этого контракта — до начала 2019 года. Средства мы  планируем направить на «наболевшие»  за 30 минувших лет  пункты — сбережение электричества и экономию ресурсов воды. Первые шаги — два проведенных тендера на реконструкцию офиса и строительство небольшой канализационной насосной станции в Канте. На стадии закупки — приобретение приборов учета потребления воды и АМР (автоматизированной системы сбора информации) с этих приборов учета. Сами счетчики — средство сбережения как воды, так и электроэнергии. Пока что расход воды у нас в Азии превышает все нормы, и 80% потерь воды — перерасход населением. Кроме того,  действующие с 2006 года насосы также являются энергосберегающими».

2     Эксперт ПРООН, координатор проектов по энергетике Елена Родина рассказывает: «Цель устойчивого развития № 7: «Недорогостоящая чистая энергия, направленность на энергосбережение, энергоэффективность и  развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ)». Ее реализация обеспечит устойчивый доступ к энергии для всех. Цель № 7 хорошо кооперируется с целью № 13 «Борьба с изменениями климата». Именно меры по энергосбережению и энергоэффективности позволят сократить выбросы парниковых газов и смягчить последствия изменения климата. Сейчас в Париже на  Всемирной рамочной конференции стороны договариваются соблюдать важнейшее условие: в ближайшие 100 лет температура  воздуха на Земле не должна повыситься более чем на 1,5 градуса. Это можно выполнить, только  решая вопросы устойчивой энергетики. В ЦРТ такая цель отдельно не формулировалась, но входила в цель № 7 «Устойчивое развитие экологических систем». Но, хотя этот вопрос  формулировался неконкретно, ПРООН все же этими разработками занималась, поскольку тема очень значима для экологии. Что касается состояния экологии в Кыргызстане, могу отметить: есть моменты позитивные — расширена сеть национальных парков, заповедников для сохранения эндемичных культур. Этот процесс идет. В то же время растет загрязненность окружающей среды. Главным виновником в Бишкеке является возрастающее число автомобилей. По статистике, чуть ли не каждый  взрослый житель республики (бедной, заметим) является владельцем одного-двух автомобилей».
Поскольку эксперт Родина — известный  авторитет в сфере энергосбережения, она привела ряд конкретных примеров. В частности, если в начале 90-х годов ХХ века структура  энергопотребления на внутреннем рынке показывала, что население потребляло  всего 16% объема произведенной энергии,  19% — бюджетные структуры, а 65% забирали промышленность,  сельское хозяйство и коммерческие структуры, то в последнее десятилетие пропорция  в корне иная: население потребляет свыше 60%, бюджет — чуть более 10, а промышленность, агросектор и коммерция — 29%.
По словам эксперта, законодательная база в стране довольно развита в плане энергосбережения и развития ВИЭ. Это ряд соответствующих законов, стратегия энергосбережения и политики энергоэффективности до 2017 года, концепция развития малых ГЭС до 2017 года. Кроме того, действует ряд подзаконных актов и норм, среди которых строительные нормы по тепловой защите зданий и пр. Уровень  соблюдения новых стандартов довольно высок — в 2014 году он достиг 92%. Уровень соответствия новых зданий новым стандартам доведен до 60%.
Есть и наглядные примеры — ряд пилотных проектов. Среди них — школа на 850 мест в Оше, спортзал  к школе в с. Ак-Кашат, реконструкция двух  фельдшерско-акушерских пунктов в селах  Алчалуу и Конуш. В упомянутой ошской школе энергопотребление сократилось на 50% при росте инвестиций на 3,8%.
Среди барьеров для достижения цели энергосбережения Е. Родина назвала основные: высокие банковские ставки в местных банках для иностранных инвесторов при администрировании финансовых вливаний из-за рубежа; все еще  неоправданно низкие малые тарифы на выработанную энергию от ВИЭ.
1     Постоянный представитель ПРООН в КР Александр Аванесов  в конце дискуссии отметил: «Тема Целей устойчивого развития очень разнообразна, есть простор для споров, диалогов. Представленные презентации — отдельные темы для обсуждения, дискуссия оказалась интересной. Именно общество в целом (а не государство, частные структуры, НПО и прочие) должно стать  реализатором ЦУР.  Кыргызстан — общество, восприимчивое в этом отношении.  Информированность населения насчет ЦУР следует повышать через телевидение, традиционные и электронные СМИ, чтобы  все знали: что это важно, так как относится к стране и каждому человеку.      Как выбрать приоритеты для Кыргызстана? Сегодня говорили много об энергоэффективности, я голосую двумя руками за нее.  Предстоит выбрать ряд приоритетов и составить основу для действий. Нужны ресурсы как свои, так и привлеченные. В этой связи мы намерены тесно работать с «Зеленым фондом» GRUNDFOS, который предполагает выделение серьезных сумм для Кыргызстана. Сейчас мы продумываем тему энергоэффективности вместе с правительством, которое является основным инициатором. Тут речь пойдет не о тысячах, а о миллионах долларов, которые могут прийти в страну».
В заключение  стоит подчеркнуть: в конкретизации ЦУР для Кыргызстана может принять участие каждый  гражданин страны, и в ближайшие месяцы  такая возможность будет предоставлена — через участие в диалогах с госорганами и частными структурами, через информирование в СМИ, через обсуждение темы на сайтах официальных органов.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.





Добавить комментарий