Main Menu

«ТАБЛИГИ ДЖААМАТ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА

По официальным данным, сегодня в сирийской войне участвует почти полторы тысячи кыргызстанцев. 

Среди них подавляющее большинство  ошан и жителей других южных регионов страны. Некоторые уезжают семьями, с грудными детьми на руках. Был случай, когда на войну отправилась беременная женщина. Нередко мигранты, выехав на заработки в Россию и Казахстан, покидают рабочие места и отправляются в Сирию, Афганистан. Причем цель одна — побольше заработать. В различных источниках называются разные суммы, получаемые террористами, участвующими в боевых операциях  и спецакциях, — от 500 до 1 200 долларов. Кстати, исследовательский центр IHS сообщает, что ежемесячный заработок ИГИЛ составляет 80 млн. долларов. Что касается бюджета группировки, отожествляющей себя с государством, то от торговли нефтепродуктами она получает 43% дохода. 7% приносят наркоторговля, поставки энергоносителей, пожертвования и торговля ценными историческими артефактами.  Большая же часть доходов (50%) поступает в казну ИГИЛ в виде налоговых отчислений с подконтрольной территории.
Эксперты убеждены,  что все боевики, прежде чем попасть на театр военных действий ИГИЛ, проходят подготовку-вербовку в рядах исламских организаций, вроде бы и не проповедующих экстремистские воззрения. Таких, например, как «Таблиги Джаамат», имеющая у нас в стране огромное количество адептов и весьма разветвленную сеть дааватистов. К слову, эта исламская организация запрещена в большинстве стран мира, в том числе  в России, Казахстане, США, Германии, Индии, Иране и других. У нас же, по неофициальным данным, число сторонников «Таблиги Джаават» среди населения, исповедующего ислам, чрезвычайно велико, а организация, хоть и незарегистрированная, активно действует.  Буквально на днях вновь поднят вопрос о запрещении ее деятельности на территории Кыргызстана, однако создается впечатление, что сторонники ТД проникли во все сферы государственной жизни и всячески препятствуют этому.
Важнейшей частью деятельности ТД является так называемый даават — проповедническое движение, через которое в обязательном порядке проходит каждый, вступивший в организацию.
По утверждению заместителя начальника 10-го ГУ МВД КР (по борьбе с терроризмом и экстремизмом) Раима Салимова, сторонников «Таблиги Джаамат» у нас становится все больше, они ведут скрытный образ жизни, источники их доходов законспирированы. А ведь когда люди отправляются на даават, им необходимы средства, откуда они берутся? Следует знать, что члены запрещенной организации «Жайшуль Махди»,  задержанные за совершение особо тяжких преступлений (некоторые осуждены на пожизненные сроки), изначально были дааватистами. Их цель, как известно,  — ходить по селам, встречаться с людьми, вести с ними беседы на религиозные темы. И вот когда к вам в дом стучит бородатый человек в одежде до пят, как определить — добропорядочный это дааватчи или экстремист, вынашивающий  террористические планы? Поэтому Раим Салимов рекомендует не открывать двери домов и квартир незнакомым людям, дабы не навлечь на себя неприятности — дать гарантию, что эти люди не принесут вам зла, никто не может.
Замначальника 10-го ГУ МВД отметил еще один факт, связанный с дааватом. Люди, отправляющиеся на выполнение этой миссии, обычно не задумываются о своих близких, бросают их буквально на произвол судьбы, не заботясь о последствиях. Так случилось с двухлетним мальчиком в Аламудунском районе, отец которого отправился на даават, а малыша отдал дальним родственникам. В результате ребенок попал в больницу с множественными телесными повреждениями и признаками изнасилования. В отношении родственников, на попечении которых остался ребенок, возбуждено уголовное дело, привлечён к ответственности и отец за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Р. Салимов убежден, что деятельность дааватистов следует взять под строжайший контроль, и признается, что на сегодня возможностей 10-го ГУ МВД для выполнения этой задачи категорически не хватает — по стране разгуливают тысячи дааватчи. Хотя в Духовном управлении мусульман Кыргызстана утверждают, что дааватисты имеют схемы маршрутов движения с указанием времени посещения того или иного населенного пункта, разрешение от членов семей, отпускающих мужей-отцов на 40 дней в даават, справки органов правопорядка о том, что они не экстремисты, характеристики от имамов тех местностей, в которых проживают, регистрационные номера,  разрешения выйти на даават, паспорт. Однако в действительности, как уверяют специалисты 10-го ГУ МВД, весь этот учет дааватистов — исключительно формальный. Весьма либерально относятся к визитам дааватчи и эксперты Госкомиссии по делам религий, ведь приглашать людей к себе домой не запрещено, считают они. Хотя по существующему закону ходить по домам и проводить религиозную пропаганду запрещено. В Кыргызстане религия отделена от государства, и деятельность, в частности,  исламских организаций разрешена только в специально отведенных для этого местах религиозного назначения.
По мнению экспертов, первым шагом на пути  радикализации  религиозного сознания большинства молодых мусульман становится вступление в ряды «Таблиги Джамаат». Имеются факты, доказывающие, что её сподвижники  проповедуют искаженную версию ислама, почти не отличимую от идеологии джихадистов ваххабитского и салафистского толка, исповедуемую всеми террористами. По оценкам некоторых экспертов, до 80 процентов исламских экстремистов вышли из рядов ТД. Кстати, если ранее  считалось, что  человек, ведомый поиском новых знаний, уходит из «Таблиги Джамаат» и случайно попадает в ряды экстремистских, террористических организаций, то сейчас  анализ  сирийского конфликта позволяет заключить, что действия по радикализации членов ТД  имеют целенаправленный и системный характер, выражающийся в том, что сами лидеры организации  подталкивают своих последователей присоединяться к другим экстремистским и террористическим организациям.
В настоящее время вызывает беспокойство то, что ТД прямо или косвенно действует как организация-вербовщик для террористических и экстремистских организаций. Кстати, «Таблиги Джаамат» играла ключевую роль в становлении движений «Харкат-уль Моджахеддин» (Движение моджахедов), «Харкат-уль-Джихад-е-Ислами» (Движение исламского джихада). Активность этого движения растет в Индии и Северной Африке. Есть документальные подтверждения, что сторонники ТД совершали террористические акты в Узбекистане (Ташкент) и во Франции, на их совести серия взрывов в людных местах. Кроме того, общеизвестно, что члены «Таблиги Джаамат» укрывали у себя в домах и мечетях террористов, пользуясь ранее хорошей репутацией верных приверженцев веры.
А ведь сегодня в Кыргызстане официально действует 2 500 мечетей, и,  по данным Государственной комиссии по делам религий, более половины из них принадлежит движению «Таблиги Джаамат».  А в планах Пакистана —  дальнейшее распространение влияния этой организации в Средней Азии.  Главные ориентиры дааватистов — дети от пяти до 15 лет. Причем не только кыргызской национальности, но и других народностей, населяющих среднеазиатские страны. Уже замечено, что в последнее время ТД сосредоточило свое влияние на уйгурских общинах юга и севера страны, а также отправляет своих эмиссаров-дааватчи на сопредельную сторону — в Синьцзянь-Уйгурский автономный округ КНР. Из этого следует, что явная или тайная деятельность «Таблиги Джаамат» в Кыргызстане становится  реальной угрозой для всего Центральноазиатского региона.  В связи с вышесказанным необходимо как можно скорее властям Кыргызстана определиться наконец в отношении этой  коварной международной организации, религиозность которой более всего напоминает ширму для экстремизма.
Этот вопрос сегодня имеет чрезвычайную важность, как и тот, что же делать с теми кыргызстанцами, которые, не важно даже под влиянием каких религиозно-экстремистских организаций, уехали воевать в Сирию. Эксперт по безопасности  генерал Токон Мамытов считает: «Нужно вынудить их вернуться или привезти назад, судить, наказать их, а после вынесения решения судом лишить гражданства», но тут же добавляет: «В том, что наши граждане туда выехали, виноваты практически все мы —  местные органы власти, правоохранительные органы и гражданское общество. Сейчас никто не знает точные цифры, а зайди в любое село, на улице с любым жителем, аксакалом поговори, они все расскажут, сколько людей выехало, кто и куда. Кто в Москве работает в районе Нового Арбата, кто в Казахстане, а у кого сын в Сирии. Они все знают. Поэтому сейчас главная задача, чтобы власть на местах, представители правоохранительных органов и сельские активисты, аксакалы работали вместе в треугольнике. Такая работа должна быть организована на уровне района, области и центра. Тогда вся картина станет понятна. Вся беда началась на местах. Все мы допустили ошибку, что в свое время не обратили на это должного внимания».

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий