Main Menu

Кому служит таможня? Кому и почему выгодны псевдореформы и псевдоконтроль на границе?

К  сожалению, когда речь заходит о проявлениях коррупции, то в черном списке таких госорганов нередко в первых пунктах называют  таможенные органы. Хотя рядовые граждане судят об уровне коррупции достаточно примитивно и, как правило,  лишь по внешним признакам. Сталкиваются, к примеру, кыргызстанцы с сотрудниками Госавтоинспекции или видят соседа-таможенника на дорогой иномарке, ну чего там долго рядить — значит, взятки берут. А вот наш автор решил рассмотреть явление коррупции, что называется, анатомически. Он сам — участник внешнеэкономической деятельности и с таможенными органами сталкивается не реже, чем автолюбители с инспектором ГАИ на дороге.

В операциях, связанных с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), — а я занимаюсь импортом автомашин — участвуют в основном крупные предприниматели. На сегодня в Кыргызстане это отнюдь не микробизнес. Надо думать, поэтому для сотрудников госорганов, выдающих разрешение, такие бизнесмены уже «старая, добрая дойная корова». Но даже не этот факт сам по себе досаждает больше всего, а то, что при почти устоявшемся порядке взяток вы все равно получаете совсем некачественные госуслуги. Это не просто плохо выполняемые служебные обязанности, создание искусственных препон и трудностей, это еще и ничем не оправданная нервотрепка, потеря времени и сил.
Внешнеэкономическая деятельность подразумевает  контакт не только с таможней, но и с большим количеством других госорганов: карантинной службой, санэпиднадзором, радиологическим, экологическим контролем, судебно-медицинская экспертизой и т.д. И со всеми инстанциями нужно согласование еще до таможенной очистки. При этом непонятно, почему весь этот список услуг платный, хотя известно, что на их предоставление в госбюджете уже заложены определенные средства.
Начнем с того, что сотрудников этих контролирующих органов далеко не всегда можно застать в рабочее время на рабочем месте. Близкое расположение  этого самого рабочего места к таможенному складу, видимо, созданное для удобства бизнесменов, ничего вам в этом плане не гарантирует. Я уже не говорю о том, что  чаще  всего офисы госструктур, задействованных в процессе дотаможенной очистки, находятся  далеко от таможенных терминалов. Как правило, чиновники не  утруждают себя осмотром груза, подлежащего таможенной очистке. И происходит это из-за отсутствия технических средств для осуществления такой предусмотренной законом экспертизы. Сотруднику от этого ни холодно, ни жарко, а вот предпринимателю такие объективные трудности создают целую вереницу дополнительных, ничем не оправданных материальных и временных затрат.
Самая большая беда для участников внешнеэкономической деятельности — частая смена «правил игры». И это не только неожиданные изменения таможенных пошлин и тарифов, но и перманентное появление новых контролирующих органов, посредников, брокеров и других новоявленных игроков при таможенном оформлении. Надо ли говорить, что  необходимо оплачивать все их услуги.
Как правило, чиновники любят быть степенными, неторопливыми, и эта черта стала едва ли не необходимым атрибутом представителя власти (любого уровня). Такой ответственный товарищ осознает каждым своим выверенным движением, что без него тут ничего не происходит. Госслужащий, отвечающий за оформление самой ничтожной бумажки, испытывает вас на терпение. Порой кажется, что для него это главная должностная задача. А может, эта нерасторопность заложена в самой природе госучреждений? Однако те же сотрудники      госорганов проявляют потрясающую оперативность и согласованность, стоит только образоваться новой дополнительной «присоске» в лице того или иного нового контрольного барьера. К примеру, таможенники немедленно перестраиваются и уже на следующий день отправляют вас к «бизнесменам», создавшим фирмы, выдающие те или иные экспертизы, разрешения, и теперь без согласования с этими предприимчивыми «не пущать» вы уже ничего не добьетесь.
К примеру, для таможенной очистки транспортных средств требуется паспорт лица, получающего груз. Сотрудники таможни почему-то проверяют наличие в паспорте соцфондовского вкладыша, то есть  выясняют: состоит ли на пенсионном учете получатель груза. При отсутствии такого учета за 200 сомов проблема решается прямо на месте, то есть производится регистрация владельца паспорта в Соцфонде. В противном случае — никакого таможенного оформления! Непонятно, почему производится проверка наличия ИНН в паспорте сотрудниками таможни, а не самим Соцфондом? А главное, почему эта услуга платная? На учет социального страхования у нас ставят, между прочим, бесплатно.
На окраине Бишкека, напротив таможенного терминала «Северная», в неприметном парфюмерном магазинчике расположилась компания «WESOTRA». С некоторых пор она прямо в торговом зале стала оказывать услуги по таможенной очистке, став по-настоящему непреодолимым барьером на пути участников внешнеэкономической деятельности. Таможенники требуют посетить эту фирму и взять у нее расчет стоимости доставки груза из пункта отправки в пункт назначения. Без этой непонятной бумажки государственные таможенные органы не принимают к рассмотрению документы. Зачем, скажите на милость, таможне знать, во сколько обошлась мне, предпринимателю, доставка груза? А главное, почему какая-то частная компания получила монопольное право осуществлять такой расчет да еще за очень приличную плату? И почему надо ехать за этой бумажкой и совершенно необоснованной услугой через весь город? К слову, часто совершенно непонятно в деле растаможки: какие услуги должны быть платными, а какие — нет и исходя из каких расчетов складывается их стоимость?
В столице, в районе Восточной промзоны, по адресу: ул. Чолпон-Атинская, дом 1 происходит разгрузка автотранспортных средств, импортируемых из Америки и Японии. Для таможенной очистки транспорт нужно доставить на таможенный склад, который расположен в другом конце столицы: в Западной промзоне. Этим занимается специально выделенный сотрудник таможни… в единственном лице! Но количество разгружаемых автомобилей достигает порой нескольких десятков в день.
Понятное дело, что таможенник и не сопровождает прибывшие транспортные средства. Да это было бы нереально долгой процедурой с учетом того, что он один. Поэтому таможенник просто взимает плату за сопровождение, которое фактически все равно не осуществляется. При этом ясно, что цена услуги — «как договоришься…», хотя официальный тариф «сопровождения» всего 100 сомов, но некоторые умудряются довести таксу до 500 сомов за авто. Мало того что эти официально утвержденные 100 сомов — ничем не обоснованный платеж, так еще и сотрудники таможни, которые получают заработную плату из госбюджета, просто уклоняются от исполнения своих прямых обязанностей. Официально такую плату можно внести только в кассе ОАО «РСК Банк», которая (да, вы верно угадали) расположена совсем в другом конце города, в здании таможни «Северная».
Другой, также взимаемый за непредоставленную услугу сбор — это плата за нахождение транспортного средства на таможенном складе автомобильной таможни в Западной промзоне. Мало того что автомобиль там фактически не находится, так и стоимость услуги (200 сомов/день) превышает в разы сложившиеся рыночные цены на всех самых изысканных парковках города (25-30 сомов/день).
Таможенные пошлины вообще часто вызывают недоумение. Ставки пошлин рассчитываются в долларах США, это не только неуважение к национальной валюте, но и очередное неудобство для бизнесменов при осуществлении расчетов. Ведь учетный курс кыргызского сома к доллару США меняется ежедневно.
Жаль, но среди предпринимателей Кыргызстана уже устоялось мнение о том, что таможня куда более коррумпированная структура, чем любая другая. К примеру, налоговик, что в сговоре с предпринимателем, помогает ему сэкономить, а может, даже уйти от уплаты налогов, таможенник же, помимо взимания официальных платежей, вымогает у бизнесмена дополнительное поощрение только для того, чтобы исполнить-таки свои прямые служебные обязанности, ну может, иногда немного ускорить процесс. Наверное, можно считать красноречивым показателем тот факт, что у современной молодежи профессия таможенника ассоциируется с сытой и беззаботной жизнью. Попасть работать в таможню — это круто! Без обсуждений…
Важность задач, стоящих перед таможенной службой, — вещь неоспоримая. Результат их работы — это не только весомый вклад в пополнение госбюджета, контроль над качеством и безопасностью ввозимого в страну груза. Четкая, прозрачная работа таможни — это в первую очередь инвестиционная и деловая привлекатльность государства. Это глобальный вопрос: можно или нельзя с этой страной иметь дело и вести в ней бизнес?
В этом плане проблемы прозрачности и адекватности таможенных процедур надо решать на протяжении всей их цепочки. И тут нет места мелочам. Надо менять и само отношение к результатам работы таможни. Ориентиром в контроле за внешнеэкономической деятельностью в стране должен быть не объем денежных сборов, выполненный таможенными органами, а прежде всего качество обслуживания участников, рост активности ВЭД в стране. Если, к примеру, у государства нет технических возможностей осуществлять радиологический, ветеринарный контроль, то, значит, нужно просто отказаться от этих бессмысленных процедур, сократить количество ненужных, не выполняющих свою функцию контролирующих органов. Или поставить их на должный технический и качественный уровень.
Необходимо ввести мораторий на изменение законодательной базы и подзаконных правовых актов, ухудшающих бизнес-среду, как минимум на 3-5 лет. Любые законотворческие инициативы в области ВЭД и вообще предпринимательства должны обязательно проходить через общественные обсуждения и анализ регуляторного воздействия. Надо составить полный реестр необходимых документов для прохождения таможенной очистки и разместить эти правила во всех пунктах в самом широком доступе везде, где груз подлежит растаможке. Правила эти должны быть едины, понятны, а главное — адекватны. Надо также составить полный перечень документов, необходимых для прохождения таможенной очистки. Кстати, по логике на таких пунктах должны работать сотрудники госпредприятия «Центр «единого окна».
Пошлины на ряд импортируемых товаров, которые не производятся в Кыргызстане, но крайне необходимы для развития страны, можно и нужно отменить. К примеру, в сфере импорта транспортных средств это помогло бы быстрому обновлению автопарка, а также  стимулировало бы развитие производства в стране. Ну и, конечно, все ставки таможенных пошлин нужно производить в национальной валюте. Ведь чью валюту вы используете, ту экономику и подпитываете, это непреложный экономический закон. Но самое главное, таможня должна реформироватся под требованием гражданского общества, а не генерировать преобразования изнутри: практика показала, что такие псевдореформы только ухудшают конкурентную бизнес-среду.

Дж. САМАГАНОВ.






Добавить комментарий