Main Menu

Алмазбек Атамбаев: «Нам надо жить по средствам»

Президент Алмазбек Атамбаев в конце прошлой недели принял участие во внеочередном заседании Жогорку Кенеша. В его ходе состоялась церемония принесения присяги новыми членами правительства, после которой перед депутатами и членами кабинета министров выступил глава государства. 

20     В своей речи А. Атамбаев сказал: "Кыргызстан переживает переломный этап своего развития. Мы многое сделали за последние пять лет, чтобы победить бедность и повысить уровень жизни людей. А в результате прошедших  4 октября парламентских выборов произошел большой шаг к еще одной нашей цели — народовластию.
     В этот день простые граждане впервые в своей жизни увидели, что именно их голоса решили исход выборов, что не власть, не кто-то другой, а именно народ определил состав нового Жогорку Кенеша.
     Второй важный итог прошедших выборов — народ Кыргызстана проголосовал за преемственность, твердое и последовательное продолжение начатых позитивных преобразований последних пяти лет.
     В этой связи отмечу: время показало правильность принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на период 2013-2017 годов. Благодаря ей удалось обеспечить взаимодействие всех ветвей власти и других      госорганов, добиться определенной координации их деятельности, выдержать курс на укрепление государственной независимости, на отстаивание национальных интересов, повышение благосостояния граждан. И все это несмотря на сложные взаимоотношения между фракциями прошлого Жогорку Кенеша и ежегодные смены правительства.
     Очень важно, чтобы и впредь у народа Кыргызстана и руководителей страны всегда перед собой была "дорожная карта" устойчивого развития, которая не позволит сбиться со стратегического курса. Причем не только на следующие пять лет. Пора разработать и долгосрочную Стратегию развития Кыргызстана, рассчитанную на несколько десятилетий. Думаю, в ходе реализации нынешней и разработки будущих стратегий развития у нас с вами появится возможность обменяться мнениями по всем сферам жизнедеятельности государства: от экономики, социальной сферы, экологии, обороны и безопасности до государственного устройства, культуры, информации и идеологии.
     А сегодня я хотел бы коротко остановиться  лишь на некоторых вопросах деятельности нового парламента страны, на данный момент волнующих всех нас,  по которым народ Кыргызстана ждет от депутатов Жогорку Кенеша реальных шагов и ответственных решений.
     В первую очередь речь идет о дальнейшем укреплении государственной независимости.  В следующем году мы отмечаем ее 25-летие. Мы входим в очень важный период развития страны. За это время Кыргызстан реально стал страной свободных людей. Однако нельзя сказать, что республика прочно стала на ноги. Для этого нам еще предстоит научиться жить по средствам. Поэтому, уважаемые депутаты и члены правительства, ключевой задачей развития Кыргызстана на ближайшие годы становится достижение финансовой и экономической независимости. Это чрезвычайно трудная, но важная и выполнимая цель.
     Мировое сообщество перестало считать Кыргызстан бедной страной. В ближайшие два года нам следует научиться жить без грантовой помощи, опираясь только на свои возможности. То есть мы должны начать зарабатывать достаточно средств в бюджет страны и, повторю ещё раз, научиться жить по средствам. А для этого вам, уважаемые депутаты, надо поставить жесткий заслон на пути популистских решений и законов. Больше не должны возникать ситуации, когда из-за политических игр в парламенте лихорадит экономику всей страны. Или когда принимаются популистские законы, которые буквально пробивают брешь в бюджете страны.
     Возьмите, например, наших соседей — Узбекистан и Таджикистан. Не скажу, что их граждане живут лучше наших, но обе эти страны сегодня за свой счет строят даже железные дороги и гидроэлектростанции, за счет бюджета укрепляют оборону своих стран. К примеру, оборонный бюджет Узбекистана в десятки раз больше нашего. Зато у нас даже некоторые генералы получают доплату за высокогорье, хотя живут в Бишкеке. Да и сам принцип, когда жители сел на высоте двух тысяч метров выходят на пенсию в 40-45 лет, вызывает сомнения. Некоторые из этих молодых пенсионеров находят при этом силы на вторую, а то и на третью жену.
     При этом пенсионный возраст у жителей Западной и Северной Европы 65-67 лет. А столица Колумбии — город Богота, — например, находится на высоте свыше 2600 метров над уровнем моря. Во всем мире тот, кто не делает отчисления в пенсионный фонд, тот не получает пенсии. У нас 60% населения проживает в сельской местности, а собирают все сельчане вместе 1,3% отчислений в Соцфонд. И таких примеров много. Нам надо жить по средствам и зарабатывать эти средства. А значит — делать всё возможное для того, чтобы спокойно работали все бюджетообразующие предприятия страны. Наконец, парламенту  следует принять взвешенное окончательное решение по "Кумтору" без политических игр. Сделать всё для того, чтобы в самое ближайшее время заработали на полную мощность "Джеруй", "Талды-Булак Левобережный" и другие предприятия, а Кыргызстан стал раем и для зарубежных инвесторов, и для отечественных предпринимателей.
     Для этого необходимо снять все препоны и искусственные преграды на пути бизнеса и среднего и малого предпринимательства, чтобы новыми героями кыргызского народа стали  предприниматели и фермеры. Принцип "разрешено все, что не запрещено" должен стать реальностью, а любое противодействие законному предпринимательству —  восприниматься как деструктивная антинародная деятельность и даже как предательство национальных интересов Кыргызстана.      Иначе мы не добьемся развития экономики страны, а значит, не добьемся финансовой независимости. А можно ли без финансовой независимости говорить о том, что мы независимая страна?
     Считаю очень важным подчеркнуть необходимость слаженной работы коалиции парламентского большинства и не менее востребованную конструктивность со стороны парламентской оппозиции. Оппозиция нужна в любом государстве. Благодаря Апрельской революции мы в Кыргызстане добились того, что все острые и злободневные вопросы можно теперь обсуждать в Жогорку Кенеше, а не на митингах и пикетах. Оппозиция может и должна помочь нашему государству стать еще стабильнее и еще демократичнее. Совсем недавно представители оппозиции могли собираться только на ипподроме. Это нельзя забывать. Но создание оппозиции в парламенте — это не самоцель, как о том "вопят" некоторые политики и НПО.
     Возьмите, к примеру, Германию. Там фактически имеются только две крупные политические силы. Блок ХДС/ХСС и социал-демократы. Иногда одна из них создает правительство, а другая находится в оппозиции. Но нередко бывает и так, что блок ХДС/ХСС и СДПГ вместе формируют правительство и руководят страной. Как сейчас, например, и ничего, Германия процветает.
     Конечно, правящая коалиция должна оправдывать свое предназначение. Совершенно ненормальная ситуация существовала в прежнем парламенте, когда одна из фракций числилась в составе правящей коалиции, а вела себя как оппозиционная. Так не должно быть! Коалиция должна работать согласованно со своим правительством. В развитых парламентских демократиях не возникает такого, чтобы правящая коалиция вносила несогласованные  внезапные популистские изменения в правительственные и другие законопроекты. Особенно, если это касается законов о налогах и сборах и иных законов, предполагающих дополнительные расходы из государственного бюджета.
     И еще одно наблюдение, которое не только раздражало  народ Кыргызстана в прошлом Жогорку Кенеше, но и существенно мешало работе всего государственного аппарата. Отдельные министры вынуждены были неделями в постоянном режиме находиться в стенах парламента. А вызовы членов правительства и иных государственных чиновников  на заседания фракций часто и вовсе оказывались формой давления и шантажа для решения узкопартийных интересов. Все это абсолютно недопустимо, и я прошу вас, уважаемые депутаты, положить конец этому и внести соответствующие поправки в Регламент Жогорку Кенеша.
     Еще одна из ключевых задач, которую нам необходимо решить, —  судебная реформа. Определенная работа в данном направлении ведется. Правительство постепенно решает вопросы укрепления материальной базы судов. Если в 2012 году республиканский  бюджет  предусматривал на судебную систему 447,3 млн. сомов, то в проекте на 2016 год закладывается уже 1 млрд.136,9 млн. сомов. То есть в два с половиной раза больше, и это совершенно другой подход.
     Почти два года ушло на разработку предложений по совершенствованию судебной системы. Парламент прошлого созыва принял в первом чтении целый пакет законопроектов, подготовленных соответствующими экспертными группами и одобренных Советом по судебной реформе. Надо ускорить их рассмотрение во втором чтении. Данные законопроекты важны и необходимы, поскольку таким образом можно сформировать целостность системы уголовного, гражданского и административного права.
     Однако этого мало, проблема честности и справедливости судей по-прежнему остается самой острой и злободневной. Следует признать, что попытка решить данную проблему путем создания Совета по отбору судей на данный момент пока себя не вполне оправдывает. Нет достаточной системности и в работе Совета судей, который избирается из числа самих судей. На недостатки в работе и поведении судей он реагирует зачастую лишь после публикаций в СМИ. Да и сам принцип, когда судьи сами решают,  как наказать себя, кажется абсурдным. Представьте, что таможенники или работники ГАИ работали бы по этому принципу? А ведь судьи — тоже представители нашего общества, они не упали с Луны или Марса. Они такие же люди, с таким же менталитетом.
     В итоге сегодня мы имеем разбалансированную судебную систему. Законодательство не обеспечивает ее ответственность ни перед законом, ни перед народом. Более того, многие судьи поняли принцип независимости судей как принцип их безнаказанности, безответственности за любое решение. И теперь нередко возникают ситуации, когда судьями принимаются спорные, а зачастую абсурдные решения, нередко наносящие ущерб государству.
     Например, недавно судья одного из местных судов по иску неправительственной организации закрыл банковские счета крупнейшей энергокомпании. Данное решение затем отменил   суд второй инстанции, но угроза ущерба жителям целого региона, как отмечали средства массовой информации, была более чем реальной.
     Другой, еще более удручающий пример. Летом этого года в стенах Конституционной палаты развернулась целая пиар-кампания против биометрической регистрации граждан. И если бы данный судебный орган признал ее неконституционной, то  на идее честных выборов поставили бы жирный крест. И сегодня страну сотрясали бы митинги и пикеты. Единство народа, мир и стабильность в стране оказались бы под угрозой.  Фактически вся страна стала заложником нескольких судей Конституционной палаты, которые под давлением различных НПО склонялись то к одному, то к другому решению.
     Считаю, что это категорически недопустимо!
     Хочу привести еще один пример. На выборах 4 октября некоторые политики нашли способ обойти требования Конституции о пропорциональной системе выборов в Жогорку Кенеш и фактически привели к выборам по мажоритарной системе внутри отдельных партий. За скандалами о незаконном исключении кандидатов из списков наблюдала вся страна. А партийному строительству нанесен существенный урон. Из-за этого фактически нарушены требования о квотах для женщин, этнических меньшинств и молодежи.
     Прошедшие выборы выявили еще одну закономерность. Очень много бизнесменов ринулись на выборы. Почти все богатеи страны в составе той или иной партии участвовали в предвыборной гонке в качестве кандидатов в депутаты. Почему я это подчеркиваю? В развитых странах мира богатые люди тоже принимают участие в выборах в парламент. Но в качестве спонсоров тех или иных партий. У нас миллионеры сами рвутся в парламент. Почему? На мой взгляд, здесь есть две основные причины.
     Во-первых, ваш Регламент фактически позволяет депутатам приходить  на сессию всего два-три раза в год. И при этом исправно получать зарплату и иметь все полагающиеся льготы плюс кабинет и персональный автомобиль. То есть можно иметь статус и льготы депутата, а заниматься своими делами.
     Вторая причина — главная, — в том, что бизнес все еще чувствует себя незащищенным. Многие думают так: "Кто его знает, что еще будет! А вдруг и в самом деле придет новый Президент в 2017 году? А вдруг этот новый Президент станет таким, как Акаев или Бакиев? Или Максим Бакиев? А вдруг снова начнется передел собственности?" А раз есть такие сомнения, значит наши законы и Конституция дают повод для них.

12 11 10 8 9 7 6 5 4 3 2 1 19 18 17 16 15 14 13

 

 

 

 

 

 

 

Соб. инф.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий