Main Menu

Время подводить итоги

В Бишкеке прошел круглый стол на тему «Кыргызстан от выборов до выборов. Что изменилось в республике за последние 5 лет». Организаторами мероприятия выступили фонд «Евразийцы — новая волна», клуб региональных экспертов «Пикир»  и аналитический ресурс «Вести.kg». 

На мероприятии обсуждались вопросы, связанные с изменениями, произошедшими в Кыргызстане за последние 5 лет в социально-экономической, общественно-политической и внешнеполитической сферах, как все эти процессы повлияют на дальнейшее развитие страны в ближайшие годы, учитывая вступление республики в ЕАЭС. Велись дискуссии и о том,  как станут развиваться события в стране после 4 октября.
В своем выступлении эксперт, модератор Игорь Шестаков обратил внимание на тот факт, что впервые в истории Средней Азии Кыргызстан первым сменил форму правления и стал парламентским государством. Сейчас видны ошибки и положительные моменты. «Переход на парламентскую форму правления — смелый эксперимент. На мой взгляд, мы телегу поставили впереди лошади, перешли к ней без системы образующих политпартий», — отметил И. Шестаков.
По его словам, Кыргызстан может претендовать на место в Книге рекордов Гиннеса из-за частой смены правительства — 4 кабмина за 5 лет. При этом кадровый политпотенциал партий оставляет желать лучшего, а их представители, делегированные в правительство, не улучшили сложную социально-экономическую ситуацию. Партии, формировавшие правительство, оказались неустойчивыми. «Могу сказать, что самой стойкой оказалась лишь одна партия. Ее фракция сохранилась в полном составе. Остальные разбились на мелкие объединения. А если говорить об институтах, то единственным устойчивым является аппарат Президента», — добавил И. Шестаков.
Политолог указал и на то, что парламент так и не решил вопрос “Кумтора”, проблему Джеруя. В судебной ветви власти тоже большие недоработки, все споры гражданского и политического характера выясняются на митингах.
Глава государства в настоящее время занимается не только внешней политикой, но и является арбитром между ветвями власти. Ему приходится обращать внимание и на внутреннюю политику. «Возьмем тот же энергосектор, благодаря усилиям главы государства создано собственное энергокольцо. Также недавнее высказывание президента о мусоре говорит, что ему приходится вникать в работу всех ветвей власти», — отметил И. Шестаков.
Эксперт подчеркнул, что за последние два года удалось минимизировать понятие «Кыргызстан — страна митингов». Они происходят только в привязке к какому-нибудь месторождению. «К сожалению, полностью избежать этого не удастся, пока судебную систему не реформируем», — добавил И. Шестаков.
Депутат Жогорку Кенеша Ирина Карамушкина напомнила, что  парламент и правительство приняли Национальную стратегию устойчивого развития страны, куда заложены все основные направления: строительство дорог, создание энергокольца, увеличение пособий детям-инвалидам, вопросы демаркации и делимитации границ. Все эти проекты реализуются. Недавно закончено строительство ЛЭП «Датка — Кемин», благодаря чему достигнута энергетическая безопасность страны. «Как только встает вопрос границ, мы постоянно приглашаем на комитет комиссию по демаркации и просим отчитаться. Сложности есть. Этот вопрос пытались завуалировать на протяжении многих лет. Сейчас же идет описание и узаконивание границ», — отметила депутат.
По ее словам, граждане по-разному воспринимают демократию: что хочу, то и говорю, и не несу ответственности. «Демократия — это в первую очередь порядок. Мы не снимаем ответственности с нашей партии за все, что происходит в стране», — отметила  Ирина Юрьевна. Она согласилась с тем, что в партиях отсутствуют квалифицированные кадры. На ее взгляд, частая смена правительств — это не показатель несостоятельности парламента, а скорее естественный отбор. Нужно выбирать более ответственных специалистов и профессионалов своего дела, которые должны научиться вносить весомый вклад в развитие страны. Кыргызстан не единственная республика, где происходит частая смена правительств. «Журналисты нам говорят, что с каждым назначением нового премьер-министра приходят кадры все хуже и хуже. Не могу сказать, что премьер-министры были паразитами на теле страны, они работали под контролем парламента», — заявила депутат.
Народный избранник привела в пример главу МЧС Кубатбека Бороноваа, который занимает свою должность вне зависимости от политической ситуации в стране. «Он всегда выезжает на место ЧП. А разве он зависит от какой-либо партии? Нет. Боронов работает, потому что он профессионал своего дела», — заключила Ирина Юрьевна.
В свою очередь экс-депутат Жогорку Кенеша и экс-вице-премьер-министр Токон Мамытов отметил, что от общества звучали критические замечания в адрес состава ЖК. Но свою миссию парламент выполнил. Насколько качественно и профессионально — это уже другой вопрос. По его словам, V созыв парламента «отвечал уровню государства». «Он был ни лучше, ни хуже, а таким, каким его общество заслужило», — сказал политик. Он добавил, что выход ряда депутатов из фракций связан с разными причинами. «Есть здоровые политические причины, а имеются и меркантильные».
Далее Мамытов заметил, что многие политики сегодня хотят изменить Конституцию не во благо народа, а для того, чтобы снова вернуть президентскую форму правления. Предложения о создании двухпалатного парламента ведутся с прицелом на предстоящие выборы главы государства. «Несмотря на то, что Президент дал понять, что менять Конституцию не стоит, отдельные личности не оставляют попыток все же снять мораторий.  Поэтому все предложения, якобы нацеленные на улучшение жизни населения путем лишения депутатов привилегий, уменьшения их числа и создания двухпалатной системы, имеют только одну цель — выборы 2017 года», — заключил Токон Болотбекович.
Стоит отметить, что в 2017 году состоятся выборы Президента. По закону глава государства избирается сроком на 6 лет без права переизбрания.
Следующим подвел итоги последней пятилетки эксперт Кубат Рахимов. В своей речи он обратил внимание на то, что Кыргызстан пока не получил выгод от вступления в ЕАЭС,  поскольку не было реальных процессов реиндустриализации.
Кубат Рахимов добавил, что основные торговые партнеры Кыргызстана — Россия, Китай и Казахстан. И сом должен быть привязан к валютам этих стран, а не к доллару или евро.
А вот председатель Фонда развития предпринимательства Чынгыз Макешов заметил, что за 5 лет бюджет Кыргызстана вырос с 60 млрд. сомов до 110 млрд. Увеличились и поступления в бюджет, и это, на его взгляд, результаты усиленной борьбы с коррупцией, сокращения сектора теневой экономики. «Теперь эти средства поступают в казну, а не в чей-то карман», — резюмировал он.

Аида ШИРИНОВА.

 






Добавить комментарий