Main Menu

Разъясняет Соцфонд

О политике базовой части пенсии и компенсационных выплат за электроэнергию в рамках проводимой пенсионной реформы.

     Одна из насущных проблем в пенсионной системе Кыргызской Республики — вопрос доведения размеров пенсии до прожиточного минимума и решение проблемы борьбы с бедностью. 
     Более половины трансфертов из республиканского бюджета Социальному фонду сегодня составляют средства на финансирование базовой части пенсии и компенсационных выплат в связи с повышением тарифов на электроэнергию. Последнее повышение базовой части пенсии произошло в 2011 году — ее размер установили в 1 500 сомов, с тех пор он не повышался. Лицам, не имеющим необходимого для назначения пенсии по возрасту страхового стажа, базовая часть пенсии исчисляется пропорционально имеющемуся стажу. Таким образом, данная часть пенсии выплачивается практически всем пенсионерам, имеющим некоторый стаж работы вне зависимости от размера заработанной пенсии и нуждаемости. Компенсационные выплаты за электроэнергию из бюджета получает почти 95% пенсионеров, размеры пенсий которых при назначении были ниже 4 000 сомов в месяц. То есть  компенсационные выплаты за электроэнергию являются социальной поддержкой государства для пенсионеров, размер пенсий которых не превышал 4 000 сомов.
     Пунктом 8 плана мероприятий по реализации Концепции развития системы пенсионного обеспечения предусмотрены разработка и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие установление и выплату базовой части пенсии и компенсаций за электроэнергию в целях повышения их эффективности и адресности.
     Предлагается при новых назначениях пенсий, если ее страховая часть превышает в 3 раза прожиточный минимум пенсионера (например, в 2015 году — около 14 400 сомов), базовую часть пенсии из республиканского бюджета не назначать. Кроме того, индексацию базовой части пенсии необходимо проводить только для тех пенсионеров, размер пенсии которых не превышает прожиточного минимума. Размер базовой части пенсии будет и далее поддерживаться на уровне не ниже 12% от средней заработной платы по республике за предыдущий год и  назначаться в полном размере вне зависимости от стажа. Тогда как компенсационные выплаты за электроэнергию, сливаясь в своих функциях с базовой, в дальнейшем назначаться не будут, так как базовая часть пенсии самостоятельно станет выполнять функцию социальной поддержки для граждан.  
     Принятие указанных мер позволит постепенно исключить общие и обязательные выплаты базовой части пенсии и осуществлять адресные, социально поддерживающие выплаты. Эта мера позволит избежать таких моментов, когда человек, получающий пенсию в размере 50 000 сомов в месяц, также ежемесячно получает 1 500 сомов из республиканского бюджета в виде базовой части пенсии. В то же время человек, у которого стаж менее 20 лет, получая и без того мизерную пенсию, еще и базовую часть пенсии получает в уменьшенном пропорционально стажу размере. 
     В результате выполнения данного мероприятия пенсионной реформы предполагается, что государство в виде базовой части пенсии, выплачиваемой за счет средств налогоплательщиков, должно выполнять лишь функцию защиты от бедности пенсионеров, тогда как стимулировать к трудовой деятельности и к уплате страховых взносов должна система государственного социального страхования. 
     При этом важно отметить, что данные нововведения коснутся только будущих пенсионеров при новых назначениях, все текущие выплаты для действующих пенсионеров сохраняются в полном объеме.






Добавить комментарий