Main Menu

Эти встречи станут традицией

Известный  художник  Догдурбек Нургазиев встретился  с начинающими коллегами в  музее Национальной академии художеств им. Т. Садыкова.

В переполненном зале — тишина: ребята, затаив дыхание, слушают  искусствоведа Арзыгуль Кутуеву, которая не только  познакомила учащихся школы-интерната при Национальной  академии  художеств  КР с произведениями Догдурбека Нургазиева, чьи работы знают поклонники живописи в Германии, Франции, Канаде, Италии, Японии, России, но и сопроводила свое повествование  интересным рассказом о живописи вообще.

Вечерние тополя на берегу Иссык-Куля,   низкие кустарники на песчаной почве, отбрасывающие такие длинные тени от заходящего солнца, что кажутся  инопланетными растениями из далекой галактики;  кружевная крона деревьев, тихо шелестящая  от легкого ветерка;  горные хребты, напоминающие уставших великанов из древней легенды, погрузившихся в  столь глубокий сон, что хочется пройти мимо них на цыпочках: пусть отдыхают.  Вершины гор достают до облаков, а  птицы летают еще выше, вода в реках бурлит, взбивая серебряную пену волн, а озерная гладь вполне может соперничать с зеркалом.
Все на этих картинах живое: можно догадаться, сколько загадок таит гигантский валун, тысячи лет  взирающий за горизонт степи,  о чем призадумалось старое дерево или какую новость принес путешествующий по всему миру ветер — таков мир художника. Его живописи свойственен полет фантазии, но фантазии, основанной на реальности, поэтому так узнаваемы пейзажи, портреты, натюрморты. Камерные сюжеты перемежаются с эпическими картинами-сказаниями,  небольшой живописный рассказ — с  повествованием  философской направленности. Но  в каком бы жанре ни работал Догдурбек, живопись — главное действующее лицо  в его произведениях. Только ему свойственная манера письма придает  полотнам некоторую декоративность, напоминающую то четкие узоры  народного курака, то  мягкий рисунок ала-кийиза или ширдака. И не важно, как написано полотно: мелкими цветными точками в духе пуантелизма или  шедрым взмахом кисти на одном дыхании — краски  сияют,  дышат, наполняя холсты особой свежестью.
Сотрудница музея Дария Асанова прочла несколько стихотворений, посвященных творчеству Догдурбека Нургазиева,  и в чем-то поэт и художник обнаружили созвучность. А ребята убедились, что об одних и тех же вещах можно рассказать по-разному: их можно видеть и слышать.

«Почему вы решили проводить такие встречи, ведь  ребята учатся в художественном интернате, где преподаете, разве мало того, что вы  им даете на уроках?»  — спрашиваю Догдурбека Бакасовича. — «Уроки — это одно,  надо, чтобы будущие живописцы посещали галереи, музеи, выставочные залы,  знакомились с произведениями отечественных и зарубежных художников не только по репродукциям, но и воочию,  — ответил живописец. — Художник должен быть  развитой  творческой личностью с разносторонними интересами: чем больше он интересуется окружающей жизнью, тем глубже будут его познания и ему будет о чем рассказать зрителям.  Многие дети — из айылов, малоимущих семей, у их родителей не было возможности   показать своему ребенку музейные работы. В нашем интернате много способных ребят, я надеюсь, что когда-нибудь мы услышим о них. Но работа впереди у них очень серьезная, и даже если не все учащиеся станут художниками, то понимающими людьми,  тяготеющими к культуре вообще, чуткими не только к изобразительному искусству, но и к миру, в котором  живут, уж точно».
Затем учащиеся, которые оказались невероятно активными молодыми людьми,  засыпали вопросами художника, и   он на них ответил, а в заключение встречи даже спел по просьбе ребят, доказав тем самым, что художник — личность разносторонняя.  А  Динара кызы Ташболот,  Мээрим кызы Ибрагим и Таганбек уулу Эдилет, придумавшие самые интересные вопросы, были награждены призами.
«Мы надеемся, что такие встречи станут традицией, во всяком случае,  сегодняшнее посещение музея при Академии художеств не пройдет для ребят бесследно,  — надеется Дария Асанова. — Это очень полезно для учащихся, поскольку расширяется их кругозор и они будут  лучше ориентироваться в тенденциях современного искусства».

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий