Main Menu

ДОСТОЙНЫЙ ВЫХОД ИЗ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОКАЦИИ

Итак, эра «особой дружбы» между КР и США , начавшаяся 19 мая 1993 года, когда правительства двух стран заключили соглашение относительно «сотрудничества по оказанию содействия», завершилась —  премьер-министр Темир Сариев подписал постановление о его денонсации. Напомним,  поводом для столь решительных действий кабмина стало оскорбительное для страны решение госдепа США о присвоении премии «Защитник прав человека» уголовнику А. Аскарову, приговоренному в Кыргызстане к пожизненному заключению. Решение кабмина вступает в силу с 20 августа сего года.

Что это значит? До сих пор в соответствии с соглашением 1993 года все товары, поставки или другая собственность, предоставляемые или используемые в связи с программами содействия США, ввозились-вывозились или использовались ими в КР без обложения налогами, таможенными пошлинами и другими сборами. Кроме того, любая правительственная или частная организация США и все их сотрудники, находящиеся в КР, также освобождались от любых налогов на доходы, личное и домашнее имущество, социальное обеспечение и тому подобное. Помимо этого, гражданскому и военному персоналу правительства США, находящемуся и действующему в рамках любых программ США, предоставлялся статус дипломатической неприкосновенности. С 20 августа в соответствии с решением кабмина о денонсации все эти «льготы» отменяются, то есть все операции в рамках программ США будут подлежать налогообложению, а граждане и грузы, прибывающие по американским программам, больше не будут пользоваться дипломатическим статусом.
Когда еще только правительство заявило о своем намерении денонсировать соглашение от 1993 года, нашлись в нашем отечестве «законники», кинувшиеся в рассуждения — насколько широки права кабмина в принятии столь серьезного решения, нужна ли ратификация его в парламенте. В частности, в свойственной ему манере «порассуждал» на эту тему лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, заявивший: «Я не знаю, ратифицировал тогда Жогорку Кенеш документ или нет. Кроме того, так как за внешнюю политику у нас отвечает Президент, то следовало посоветоваться с ним. Было это или нет, я также не знаю…». Вот такое признание в собственной неосведомленности. Политика, особенно такого авторитетного, оно не красит. Так зачем вообще было нужно заводить разговор? Оказывается для того, чтобы предложить «свой вариант» реагирования на действия госдепа США: «… Нужно было повторно пересмотреть дело Азимжана Аскарова и доказать его вину еще раз. И чтобы доводы правозащитников оказались разбиты…», — предложил партийный вожак. То есть надо опять доказывать уже неоднократно доказанное и метать бисер? Такое развитие событий показало бы явную слабость власти и спустило бы конфликт на тормозах, чего, видимо, и ждали в госдепе США.
Приблизительно в таком же ключе рассуждал и политолог Тыбалды Акеров, правда, свои сомнения относительно правомочности правительства в решении вопроса денонсации он заключил прогнозом о «тяжелых последствиях»: «Подобные действия могут усугубить взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном и в целом ситуацию в мире, накалить ее до войны», — сделал он неожиданное предсказание. Ну а оппозиционный депутат Омурбек Абдырахманов призвал правительство к гуманизму: «Первый признак культурности человека, государства — быть благодарным за оказываемую помощь. Мы столько денег получили от США и сейчас хотим разорвать соглашение о сотрудничестве…», — сокрушался он. И эти стенания понять можно — в том, что оппозиция страны щедро подпитывалась из казны «колыбели демократии», мы нисколько не сомневаемся. Придется поубавить аппетиты.
Кстати, давайте коснемся той самой помощи. Называется цифра 1 миллиард долларов. На какие цели они истрачены? ЮСАИД, например, недавно распространило отчет о своем пятилетнем «содействии» Жогорку Кенешу страны. В активе организации — «создание института законотворчества», «стандартизация законодательных терминов», «разработка кыргызско-русского законодательного языка», «создание парламентского женского клуба», «проведение школы парламентской журналистики»… В общей сложности проведено более 270 различных программных мероприятий, в том числе общественные слушания, конференции, учебные тренинги и поездки, охватывающие «ключевые направления развития парламентаризма». В любой другой демократической стране такое «деятельное участие» иностранцев рассматривалось бы как вмешательство в дела парламента.  У нас же американские консультанты вместе с парламентариями спокойно могут обсуждать «возможные решения законодательных и институциональных задач, стоящих перед следующим созывом парламента»… Так и хочется спросить — кто же в доме хозяин, если без американских «экспертов» наши законодатели (и не только они) шагу сделать не могут?
Другой вопрос — какая часть из колоссальной суммы в 1 миллиард ушла на «парламентскую деятельность»? Думается, немалая. Сюда же можно приплюсовать затраты на создание интернет-сайтов в различных госструктурах, организацию различных «обучающих программ», опять же для госслужащих. Но не будем забывать, что львиная доля из «средств содействия» пошла в карманы тех самых иностранных консультантов и экспертов, которые, как мы понимаем сегодня, налогов с них не платили. А значит, эти деньги по-любому вернулись назад в США.
Разумеется, не бесплатно работали и различные НПО. Причем доходы тех, кто в них «окопался», существенно отличались от среднестатистической зарплаты простого кыргызстанца.  Теперь, судя по всему, отличаться не будут. Есть кому и о чем горевать…
Но вернемся к решению кабмина. Все сомнения, по поводу имел или нет он право денонсировать известное соглашение, рассеял зампред Комитета по правам человека, конституционному законодательству и госустройству Абдыманап Кутушев, просветивший сомневающихся, что парламенту КР не надо проводить процедуру денонсации соглашения с США от 1993 года, потому что на заре отечественного суверенитета оно подписано только между правительствами двух стран. «Тогда не было требования, чтобы оно проходило ратификацию в парламенте», — констатировал он.
Тех же, кто опасался последствий от этого шага для нашей страны, успокоили сами представители госдепа США — через российское информагентство ТАСС. Вместе с «разочарованием» от действий нашего правительства в их сообщении подчеркивалось, что «Соединенные Штаты ценят открытое и плодотворное партнерство с Кыргызстаном. Порой мы расходимся во мнениях, как это явно происходит в отношении присуждения премии «Защитник прав человека». Способность обсуждать разногласия делает наши отношения прочными», — заверили в ведомстве.
Как бы то ни было, Кыргызстану удалось сохранить лицо в этом инциденте. Более того, по мнению известного государственного деятеля Токона Мамытова, если бы правительство отреагировало иначе или просто промолчало, вред был бы несоизмеримо больше, чем возможные последствия от денонсирования соглашения «о содействии»: «Приняв волевое решение в одностороннем порядке разорвать соглашение о сотрудничестве, мы предотвратили гораздо более существенный вред, который нанесло бы решение правительства США. Со времени трагических событий июня 2010 года прошло 5 лет. Только-только начали устанавливаться мир и согласие между различными этническими сообществами региона. Демарш государственного департамента США и последствия дипломатического выступления Вашингтона могли бы быть непредсказуемы, общественно-политическая ситуация могла всколыхнуться вновь, не исключено, что после событий 1991-го и 2010 годов мог повториться и третий Ош», — уверен политик.
Пока же очевидно, что реально пострадает только сектор НПО. На личной страничке в соцсетях депутат ЖК Дастан Бекешев, между прочим, сообщил о своем сожалении, что могут закрыться некоторые образовательные программы, но при этом уточнил, что проекты в сфере демократии — это чистый заработок НПО: «Грантодателей станет в разы меньше: сектор НПО ждет кризис. Даже не нужен закон об иностранных агентах. У экспертов тоже будет кризис. Самое главное — ЖК, правительство и другие госорганы лишатся донорской поддержки…», — сокрушался депутат. Но все же заключил, что «без халявы», может, начнем искать пути развития…».  Добавим, что обычно «халява» обходится куда дороже, чем ее отсутствие.
Итак, власти Кыргызстана достойно вышли из ситуации, спровоцированной госдепом США. Маленькая страна, которую могущественный партнер априори занес в списки «третьего мира», показала свое достоинство и намерение четко, а если потребуется, то и жестко отстаивать свои кровные интересы. Нет сомнений, правительства двух стран найдут варианты дальнейшего взаимодействия. Но это будут уже другие отношения…

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий