Main Menu

«Жемчужина» на час

В погоне за  быстрыми деньгами Иссык-Куль два месяца в году  нещадно эксплуатируют все, кому не лень. А потом наступает мертвый штиль… 

Как было, как стало 

1     Современная индустрия туризма — одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации, она составляет около 10% всей мировой экономики, среднегодовые темпы роста достигают порядка 5-6%, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. С начала 2000-х туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,9%), при этом количество рабочих мест в нем составляет около 210 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире. По доходности он опережает такие ведущие отрасли экономики, как автомобилестроение, химическая промышленность, производство компьютеров и продуктов питания. В большинстве стран он входит в первую пятерку высокодоходных отраслей, а в некоторых стоит на первом месте.
Туризм представляет собой сложный межотраслевой комплекс, который обеспечивает высокий уровень занятости, увеличивает доходы и поступления в иностранной валюте, стимулирует капиталовложения, открывает новые возможности для развития крупных и малых предприятий, а также повышает социальное благосостояние и уровень жизни населения. Улучшаются дороги, возводятся аэропорты, строятся новые отели, прокладываются линии связи, появляются культурные и медицинские учреждения. Развиваются также местные, региональные, национальные и международные экономические и политические связи.
У Кыргызстана есть возможность превратить Иссык-Кульский район в конкурентоспособный многоотраслевой сервисный центр региональной экономики. С учетом тенденций на мировом рынке у нас в стране можно выделить четыре основных вида туризма, способных дать высокую экономическую отдачу вложенных инвестиций за относительно короткий промежуток времени: отдых в пансионатах, санаториях и домах отдыха в основном на Иссык-Кульском побережье (более 90% доходов всей отрасли); туризм на Великом Шелковом пути (около 3%); горно-приключенческий туризм: альпинизм, треккинг, путешествия на лошадях, рафтинг, охота, туры, связанные с изучением фауны, флоры, географии, археологии, геологии и т. д. (около 5%), деловой туризм (около 1%).
2   Иссык-Куль с его великолепными пляжами, минеральными источниками, грязевым и термоминеральным лечением благодаря уникальному сочетанию горного и морского климата мог бы стать курортно-оздоровительной зоной мирового масштаба. В советское время озеро имело статус всесоюзной здравницы, где отдыхало до 1,7 млн. человек ежегодно.
К сожалению, сегодня туристский потенциал страны  задействован далеко не полностью.
Принято считать, что туризм считается профилирующей отраслью, если он создает более 8% ВВП страны. Начиная с Года туризма (2001 г.) туризм у нас декларируется как наиболее перспективная отрасль. Тем не менее, изначально и в последние 4 года его доля в ВВП колеблется от 3,4 до 4,8%, что еще далеко от целевого показателя.
Для сравнения в 2013 году доля туризма в экономике европейских государств  занимала первое место по своим объемам в Греции — 40,4%, в Португалии — 22%, второе и третье место в Швейцарии — 10%, в Италии — 9,8%, Дании — 8,7%, Франции — 8,5%, Австрии — 8,5%, Испании — 4,8%.
Доходы от приема иностранцев (экспорт туристических услуг)  в Кыргызстане возросли с $35,7 млн. в 2002 г. до $408,1 млн. в 2014 г. Причем в последние 2 года этот показатель существенно сократился по сравнению с 2012-м.
О том, что Кыргызстан не стал еще страной туризма, свидетельствует факт незначительного превышения экспорта над импортом — всего на 7,7%. В 2013 г., по данным Нацстаткомитета, баланс был плюс $31,1 млн. в пользу экспорта. Департамент туризма имеет несравненно больший годовой бюджет.
Инфраструктура туризма оставляет желать лучшего. За последние годы число субъектов, оказывающих услуги в области рекреации и отдыха, выросло до 9,5 тысяч в основном за счет кафе и частных гостиниц, которые еще несколько лет назад не регистрировались. Зато количество санаторно-курортных организаций (СКО) сократилось на 16,4%. При этом спортивно-оздоровительных лагерей, детских санаториев, санаториев-профилакториев, оздоровительных комплексов стало наполовину меньше. То есть число учреждений, оказывающих лечебные и оздоровительные услуги, сократилось, тогда как  количество учреждений, являющихся только местами проживания, увеличивается.
Соответственно койко-места в последних сократились на 32,8%. Санатории уменьшили число мест на 10,1%, детские санатории — на 48,6%, санатории-профилактории — на 32%, спортивно-оздоровительные лагеря — на 56,5%, детские оздоровительные комплексы — на 48%. При этом за счет освободившейся площади они перепрофилируют или, в лучшем случае, улучшают условия проживания, оборудуют люкс-номера, полу-люксы, которые все равно трудно аккредитовать на высокое место по пятизвёздной системе классификации.
3     Часть пансионатов, перешедших в частные руки, значительно повысили уровень проживания, питания и предоставления дополнительных услуг, соответственно и их стоимость. Заметно выросло количество новых частных отелей и гостиниц. Идет интенсивное частное строительство в прибрежной зоне Иссык-Куля.
Желание жителей участвовать в бизнесе понятно. Однако территории, выделенные им под строительство, не имеют коммуникаций, не озеленены, не обеспечены инфраструктурой и еще долгие годы не смогут обеспечить необходимый уровень санаторно-курортного сервиса. Выделение новых земель в прибрежной полосе уже наносит урон биоразнообразию заповедной зоны, сокращается число птиц и животных.
В пансионатах и санаториях, предоставляющих комплекс услуг (лечение, организованное питание и досуг), можно контролировать и проводить мероприятия, минимизирующие экологический прессинг. Сложнее обстоит дело с туристами, останавливающимися в частном секторе.
В СМИ часто появляются победные статьи высокопоставленных чиновников о высокой привлекательности и посещаемости (2-3 млн. человек) Иссык-Куля. Однако если посмотреть динамику за 2001-2013 гг., то видно, что число отдохнувших там меньше, чем во времена Советского Союза, причем путевки тогда были в основном 24-дневные, реже 12-дневные. Поток в пионерском лагере также длился 24 дня. Сейчас же большинство туристов из Бишкека и Алматы приезжают на уик-энд на два-три дня, реже на неделю. При приблизительном равенстве числа людей количество человеко-дней снизилось в три-четыре раза.
Министерство туризма в 2009 г. объявило, что уровень до 1 миллиона отдыхающих достаточен, дальше надо развивать элитный туризм, повышать цены, и этим решатся многие экологические проблемы. Сегодня можно констатировать, что цены с каждым годом растут, а проблем экологической и экономической безопасности не становится меньше.

1 миллион туристов или 2 миллиона и выше? 

     Эйфелеву башню с прилежащим сквером в десяток гектаров в год посещает более 3 миллионов туристов и особых экологических проблем, как, например, с общественными туалетами на Иссык-Куле, не возникает. Почему же при снижении объема туристических услуг (человеко-дней) увеличился экологический прессинг на природу Иссык-Куля и возросли всевозможные риски?

Курортный сезон нельзя расширить искусственными мерами, рассчитывая на изменение сроков начала учебного года в странах СНГ, что было озвучено нашими «стратегами». Это такая же утопия, как и привлечение богатых туристов за счет спекулятивных акций типа «Кыргызстан — родина Санта-Клауса», «Мисс бикини мира». Совершенно ясно, что расширить сезон можно путем обновления лечебной базы в санаториях и пансионатах и предоставления востребованных медицинских услуг современного уровня… Ранее на лечение к нам приезжали со всех уголков Советского Союза. И теперь хронические больные готовы приезжать в любое время года. Однако из более 100 санаториев и пансионатов Иссык-Куля круглый год работают лишь 6.

Раньше путевки были дотационными, и никто не отказывался от дешевого отдыха в пансионатах в июне или сентябре. В пионерлагерях первый поток приходился на июнь. Санатории «Голубой Иссык-Куль», «Тамга», «Джеты-Огуз», «Аврора», «Киргизское взморье» работали круглогодично.
Сегодня же самой важной проблемой для Кыргызстана является кратковременность курортного сезона. Если в таких туристических странах, как Франция, Швейцария, Испания, доля туристов, приезжающих в июле-августе, составляет около 35% от всего годового потока, то на Иссык-Куль в эти два месяца прибывают 90% туристов, а в остальные 10 месяцев — только 10%. В результате в июле-августе нагрузка на инфраструктуру курортов в десятки раз больше среднемесячной. К примеру, если на популярном российском курорте Белокуриха койки заняты круглый год, то в Кыргызстане вся нагрузка падает на июль и август, в июне и сентябре используется около 10% коечного фонда, в остальные месяцы — меньше 5%.
С медицинской точки зрения отдых в июле самый опасный. Солнце стоит высоко над горизонтом. Защитный слой атмосферы на 1 600 м короче, чем на курортах, расположенных на уровне моря, и почти на 2 000 м, чем на Мертвом море в Израиле. По данным нашего анкетирования, солнечные ожоги в июле-августе получает почти половина отдыхающих из Казахстана и России.      Солнечные ожоги снижают качество жизни и отдыха, провоцируют обострение болезней, оставляют косметические дефекты. Известно, что ультрафиолетовое облучение лучами УФИ-В, не достигающими поверхности земли на равнине, способствует развитию рака кожи и самой злокачественной опухоли — меланомы. Повышенная инсоляция приводит к преждевременному старению кожи и всего организма. Мы уже не раз обращали внимание на отсутствие пляжных сооружений — навесов, тентов и др., плохую информированность туристов об очень высокой инсоляции на среднегорных курортах, отсутствие средств контроля УФО в пансионатах. Все вопросы мы внесли в предлагаемый нами проект национального стандарта санаторно-курортного обслуживания.

Услуги солнцелечения и таласотерапии

     Из 140 санаторно-курортных организаций круглогодично, но с низкой загруженностью с октября по май работают лишь 6, остальные простаивают, за исключением нескольких дней в новогодние праздники. Из этого следует, что пансионаты и санатории не имеют постоянного персонала. Невозможно обеспечить качество услуг, так как за два месяца все пытаются получить годовую прибыль.  Это относится не только к медицинскому персоналу. Благодатных двух месяцев ждут работники питания, диск-жокеи, аниматоры, владельцы скутеров и аквалангов, что вполне естественно. Но еще с большим нетерпением ждут их экологи, транспортники и гаишники. В это же время сюда на заработки отправляются проститутки, карманники, форточники, бомбилы и др. криминальщики, а за ними следом «опера» и следователи.
Также летом возрастает нагрузка на канализацию, в несколько раз больше требуется транспорта, обслуживающего персонала, который остальные десять месяцев будет без работы. При этом в несколько раз больше денег необходимо на обслуживание одного отдыхающего. Возрастает себестоимость путевок, они становятся неконкурентоспособными на мировом рынке.

Что же в первую очередь необходимо изменить? 

     Каждое ведомство говорит о своих бедах, требуя дополнительных денег. Одни предлагают закупить тысячу биотуалетов, вторые — оборудовать автостоянки через каждые десять километров душем и другими комнатами сервиса, то есть создать эдакие санитарно-гигиениче-   ские оазисы. Третьи — повысить зарплату сотрудникам, работающим десять месяцев вполсилы. Четвертые выбивают земли общего и сельскохозяйственного пользования под другие нужды. Получается «Тришкин кафтан» — то там, то здесь рвется, и деньги перетаскиваются только на ликвидацию прорыва.
«Стратеги» туризма у нас сами создают эти проблемы. Ярмарки по продаже путевок устраиваются в мае, а в сентябре подводят итоги сезона. Сибирякам, жителям Крайнего Севера наш апрель или ноябрь — лето. Наши июль, август для них слишком жаркие, а дома в эти месяцы долгожданное тепло — можно на рыбалку, в лес по грибы, по ягоды, на участке повозиться. В этом регионе есть спрос на путевки на апрель, май, октябрь, ноябрь, который мы не вытягиваем.
Если бы поток туристов был хоть сколько-нибудь распределен по месяцам, все другие проблемы понемногу решились. Значит прямые иностранные инвестиции должны привлекаться в строительство туристских объектов, рассчитанных на круглогодичную эксплуатацию, в реконструкцию и модернизацию существующих курортно-рекреационных учреждений с полным комплексом услуг, включая бальнеологическое обслуживание, крытые бассейны, физиотерапию, тренажеры, программы восстановительной и восточной медицины, открытые купальни, в том числе с термальной минеральной водой.
Курортный сезон нельзя расширить искусственными мерами, рассчитывая на изменение сроков начала учебного года в странах СНГ, что было озвучено нашими «стратегами». Это — утопия. Кроме того, руководители агентства по туризму рассчитывали привлечь богатых туристов, не вкладывая в развитие инфраструктуры курортов, а за счет спекулятивных акций типа «Кыргызстан — родина Санта-Клауса», «Мисс бикини мира». Для большинства ученых и практиков курортного дела ясно, что основой для расширения сезона может явиться обновление лечебной базы в санаториях и пансионатах, предо-  ставление медицинских услуг высокого качества. Надо стремиться к увеличению объема потоков туристов за счет освоения целевого рынка лечебного туризма (из Сибирско-Уральского региона,  Казахстана и в перспективе во внелетнее время из южных стран: Индии, Пакистана, Китая). У нас совсем заброшен лечебный туризм. Он схож с оздоровительным и отличается только своим контингентом, основу которого составляют больные, требующие большего объема специализированных медицинских услуг, нежели здоровые и относительно здоровые лица. Ранее на лечение к нам приезжали со всех уголков Советского Союза. И теперь хронические больные готовы приезжать в любое время года, обеспечивая расширение сезона. Однако, как уже говорилось выше, из более 100 санаторно-курортных организаций Иссык-Кульской области лишь 6 работают круглогодично, отчасти (на 5-15%) заполняясь вне летнего сезона больными, приезжающими по льготным путевкам.
По оперативным данным за 2013 г., объем поступивших инвестиций в туристическую отрасль Иссык-Кульской области составил около 900 миллионов сомов. Из них практически ничего не потрачено на реконструкцию медицинской части санаториев, хотя инвестиции в оздоровительные центры являются самыми прибыльными. В той же России, да и у нас в Бишкеке число SPA-салонов растет, как на дрожжах. Что изменится в регионе, если введут дополнительно 50 новых мест для отдыхающих? А если введут в действие водолечебницу на 50 ванн? Вроде бы затраты одинаковые. Но в водолечебнице такой мощности за день получат процедуры 1 000 человек. Они-то и заполнят ближайшие пансионаты, причем не только в июле-августе. Больной человек предпочтет более спокойный отдых вне пика сезона. Необходимо построить в Чолпон-Ате современный открытый бассейн, который ежедневно будет посещать несколько сотен человек, каждый оставляя только за вход 450 сомов. При использовании подогрева воды или лучше термальной энергии минеральной воды имеющихся скважин, такой бассейн привлечет туристов и в осенне-зимние месяцы.
Еще более рентабельными в курортных зонах бывают массажные и косметические салоны, отвлекающие на себя значительную часть времени отдыхающих, скрашивающие их досуг и положительно влияющие на здоровье. В Таиланде в 1990 годах за два выпуска подготовили в медицинских колледжах 3,5 тысячи медицинских сестер-массажисток. Массажные кабинеты в Патайе стоят через каждые 300-500 метров и работают с утра до вечера. Один бокс с кушеткой (для классического массажа) или циновкой (для тайского) занимает не более 4 м2, стоимость медицинской услуги от 300 до 800 сомов в час в пересчете с тайских батов. У нас массажисты работают по одному на пансионат или несколько на санаторий, в общем количестве на всю Иссык-Кульскую курортную зону 50-70 человек в пик сезона.

 «Стратеги» туризма у нас сами создают проблемы. Ярмарки по продаже путевок устраиваются в мае, а в сентябре подводят итоги сезона. Сибирякам, жителям Крайнего Севера наш апрель или ноябрь — лето. Наши июль, август для них слишком жаркий, а дома в эти месяцы долгожданное тепло — можно на рыбалку, в лес по грибы, по ягоды, на участке повозиться. В этом регионе есть спрос на путевки на апрель, май, октябрь, ноябрь, которые мы не вытягиваем.
Если бы поток туристов был хоть сколько-нибудь распределен по месяцам, все другие проблемы понем-ногу решились.

Развитие лечебного туризма на экспорт должно быть для Киргизии приоритетным. Этому способствует ряд факторов: отлаженные методики медицинской реабилитации и вторичной профилактики, в том числе уникальные методы среднегорной климатотерапии; большие запасы и качественное разнообразие природных лечебных ресурсов; экологическая чистота лечебно-оздоровительных территорий; доказанная многолетними исследованиями высокая эффективность реабилитации на курортах Кыргызстана. Добавим к этому низкую затратность лечения (врачебный и медсестринский труд у наc недорогой), использование восполняемых природных лечебных ресурсов, климатические условия, фитотерапию, аппаратную физиотерапию. Факторами, сдерживающими развитие лечебного туризма, являются устаревшая нормативно-правовая база курортного дела, слабая пропаганда уникальности наших курортов в СМИ России, недостаточность инвестиций в строительство и реконструкцию лечебной базы курортов. Больные будут приезжать к нам на лечение, если оно будет осуществляться по принятым в странах СНГ стандартам, по преемственным методикам.
Повторюсь, что некоторыми «стратегами» туризма была выдвинута идея акцента на элитный туризм, благодаря которому, якобы обеспечивается быстрый возврат вложений и большая прибыль. Были построены новые пансионаты, зачастую в ущерб ремонту существующих,  реконструкции и обновлению лечебной базы. Однако статистические данные наглядно свидетельствуют, что рядовой россиянин потратит за десять дней на $100 больше, чем американец и на $200, чем немец. То есть акцент на элитарный туризм оказался ошибочным. Наш потенциальный рынок — это жители Приуралья и Сибири. Сибиряки, северяне трудятся в сложных климатических условиях, поэтому  реабилитация для них обязательна, она обеспечена правом на длительный отпуск, не всегда приходящийся на лето, и льготами на проезд.
В 2014 г. российские турфирмы стали перестраиваться с дорогостоящего туризма по курортам европейских и карибских стран на внутренний туризм и более дешевый туризм Турции, Египта, Таиланда. У Кыргызстана возникла перспектива привлечь на себя часть этого потока, тем более что с вхождением в ЕАЭС это стало проще. Однако благоприятное время уходит, а мы не включились в работу по привлечению российских туристов. Если перечисленные страны снижают цены, совершенствуют систему менеджмента качества, берут комплексностью обслуживания, наши туроператоры и принимающие СКО думают лишь о повышении цен.
Кроме медицинских, экологических и экономических рисков, пиковая нагрузка порождает и политические риски. По опыту 2013-2014 гг. видно, что достаточно демонстрантам в курортный сезон перекрыть дорогу, и сразу возникают громадные экономические потери, страдает имидж гостеприимной страны. Все политические разборки в Иссык-Кульской области, например, по поводу договора с «Кумтором», приходятся именно на лето, как, впрочем, и большинство криминальных. Если бы курортный сезон длился не два, а пять месяцев, у местных политиков и иже с ними не было бы возможностей так шантажировать центральную власть.
В конце концов все сводится к необходимости расширения курортного сезона, а сделать это можно прежде всего за счет увеличения объема и ассортимента лечебно-оздоровительных услуг.

Георгий Белов, доктор мед. наук, профессор кафедры патологической анатомии КРСУ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 

 






Добавить комментарий