Main Menu

Законы, мешающие бизнесу

Отделом по регулятивной реформе (ОРР) было установлено программное обеспечение на базе госпредприятия "Центр "единого окна" в сфере внешней торговли" Минэкономики (это уникальная база данных "е-Гильотина", созданная мировым лидером в сфере регулятивной реформы — компанией  Jacobs, Cordova & Associates). 

     Рабочим органом Совета по регулятивной реформе — отделом по регулятивной реформе (ОРР) — была проведена огромная работа по первичному анализу действующих нормативно-правовых актов (НПА). С осени прошлого года было проанализировано свыше 72 тысяч НПА, для сравнения: в базе "Токтом" саккумулировано более 90 тысяч нормативных правовых актов. Была проведена фильтрация законов, указов и положений по министерствам и отраслям с тем, чтобы выявить те, которые регулируют взаимоотношения с бизнесом. 
     ОРР провел для рабочих групп 34 госорганов тренинги, во время которых чиновники разобрались с заполнением электронной базы "е-Гильотина". После чего они составили свои списки НПА (инвентаризация НПА велась с марта 2015 г.). База данных "е-Гильотина" была заполнена и перепроверена. 
     ОРР сформировал общий перечень НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность, который обсудили с бизнес-сообществом. В свою очередь частный сектор дополнил перечень упущенными из виду чиновниками НПА. И теперь дополненный сводный перечень выносится на утверждение Советом по регулятивной реформе. Кстати, окончательный перечень НПА в дальнейшем пересмотру не подлежит.  
     Была также проведена инвентаризация административных процедур, через которые приходится проходить частному сектору, они были выявлены во время инвентаризации НПА. Здесь критериями были размер целевой группы; возможное влияние на индекс DOING BUSINESS (WB); коррупционные риски; легкость внесения изменений и дополнений в НПА, содержащие данные АП. Это необходимо для дальнейшей оптимизации процедур. 
     Сейчас идет оценка потенциальной экономической выгоды от того, что часть из выявленных 1 996 процедур упростят или исключат как ненужные. Скажем, аналогичная работа в других странах показала, насколько существенными могут быть выгоды.      В Корее сокращение административных процедур на 49% и упрощение на 22% принесли почти 53 миллиарда долларов. В Хорватии после сокращения на 15% и упрощения на 10% говорят о 65,6 миллиона долларов, а в Армении — о 155 миллионах (там было сокращено 22% административных процедур и упрощено 55%). 
     Далее 34 задействованных госоргана приступят к анализу и оценке НПА и степени их влияния на экономическую жизнь в стране. В частности, критериями для анализа и оценки будут: законность НПА (т.е. его четкое соответствие требованиям Закона "О нормативных правовых актах"), необходимость и обоснованность НПА, достижение его целей и задач. К слову, это самый сложный критерий. Тут рассматривают проблемы, решению которых должен помогать данный НПА, для чего эта сфера регулируется вообще, ресурсы для исполнения, доказательства результативности, проводится ли мониторинг воздействия этого НПА и возможные альтернативы ему. Еще один критерий: способствование экономическому развитию и конкуренции (анализируются ограничения входа на рынок, ценовое регулирование и ограничения конкуренции на рынке). Следующий — прозрачность и стабильность госрегулирования (определяется степень соблюдения иерархии НПА, выявляются дублирование и противоречия). Будут оценены и условия противодействия коррупции (анализируется наличие соответствующих полномочий у госоргана или должностного лица).    
     Эти характеристики войдут в общую базу данных "е-Гильотина" http://e-guillotine.kg в качестве досье к каждому НПА и будут открыты и доступны общественности, в первую очередь предпринимателям. Они смогут принять активное участие в проведении анализа и оценки НПА. В итоге второй этап реформы даст перечень НПА, необоснованно препятствующих бизнесу, и они будут рекомендоваться признать их утратившими силу. Этот перечень должен быть готов в ноябре этого года.

Соб. инф.






Добавить комментарий