Main Menu

ЦЕНЫ В ОЖИДАНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ВСТУПЛЕНИЯ В ЕАЭС

Официальное вступление в ЕАЭС сулит стране немало выгод — это мы уже усвоили и с нетерпением ждем. Но одно обстоятельство по-прежнему будоражит умы кыргызстанцев и, обрастая слухами, тревожит: как поведут себя цены на товары первой необходимости и в целом после этого судьбоносного события. 

ЛЕКАРСТВА НЕ ПОДОРОЖАЮТ

     В этом нас на днях успокоил заместитель министра здравоохранения Олег Горин, пообещавший на заседании парламентского Комитета по международным делам, что «после образования единого рынка лекарств на пространстве ЕАЭС роста цен не ожидается». Он сообщил также, что уже существует перечень из 38 позиций, на которые предусмотрены нулевые таможенные ставки.
Приятная новость. Кстати, по сравнению с ценами в российских аптеках, в наших уже сейчас стоимость некоторых лекарств и бадов либо такая же, либо несколько ниже. Приведу только несколько примеров, так сказать, из собственной аптечки: таблетки «L-Тироксин 100», «Сиофор-850» (Берлин-Хеми), «Но-Шпа» (Венгрия), «Аллохол» (Россия), «Панкреатин-ЛекТ» (Россия), чай «Турбослим» — на уровне российских цен. Несколько лет назад они были гораздо дороже. Очень удивило, что мазь «Тридерм» стоит у нас существенно меньше, чем, скажем, в Ленинградской области РФ: 280 сомов против 700 рублей…
На этом же заседании заместитель директора Департамента лекарственного обеспечения (ДЛО) Джаныл Джусупова сообщила, что в соответствии с договором о вхождении нашей страны в ЕАЭС общий рынок лекарств и изделий медицинского назначения будет создан  1 января 2016 года. До этого времени будет отрабатываться законодательство о единых правилах. Национальные же рынки лекарств будут работать в рамках нацзаконодательства до 31 декабря 2022 года.
Члены комитета поддержали в трех чтениях присоединение КР к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза. Вопрос вынесен на рассмотрение парламента.

МАЛЫЕ ГОРОДА «ДЕШЕВЛЕ»…

     Недавно «Вести.kg» опубликовало исследования одного из информ-агентств, согласно которому самыми «дешевыми» городами страны признаны Токмак, Баткен и Талас. Если верить этим изысканиям, то в данных городах самые низкие цены на недвижимость, основные продукты питания и оплату за детские сады. По мнению эксперта Торогула Бекова, это объясняется тем, что народа в них мало, так как многие уже перебрались поближе к столице: «Большинство населения уезжает на заработки в большие города. Основная занятость людей в мелких городах — это торговля, земледелие и скотоводство. Ну и так как жители все необходимые продукты выращивают у себя на огороде, то и спроса на товары на рынках нет…», — считает он. Из слов эксперта можно сделать вывод, что дешевизна в глубинке обусловлена прежде всего снижением покупательского спроса, который, как известно, напрямую зависит от уровня доходов… И тут непонятно, как в таком случае сводят концы с концами продавцы товаров, ведь практически всё, кроме того, что можно вырастить на собственном подворье, завозится в эти города с рынков столицы… Они что, торгуют себе в убыток? И если аргумент дешевизны можно рассматривать как позитивный, то падение спроса — факт тревожный, напрямую связанный с понижением уровня жизни провинциалов.

КАРА-СУУЙСКИЙ РЫНОК — В КРИЗИСЕ

     Тревожные «сводки» приходят и с Кара-Сууйского рынка, который имеет существенное значение для страны, так как обеспечивает работой 15 тысяч предпринимателей и продавцов, не считая обслуживающего персонала и работников транспортных компаний, напрямую с ним связанных. Как сообщил президент ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг страны Сергей Пономарев, такое положение сложилось из-за … закрытой границы с Узбекистаном. Несмотря на то что кара-сууйские предприниматели неоднократно обращались в правительство и парламент с просьбой решить проблему с открытием границы, дело с мертвой точки не сдвигается и рынок медленно умирает. А вместе с ним тают надежды всех, кто на нем работал.
Но только ли в закрытой границе, через которую поступает на эту торговую площадку китайский ширпотреб, дело? Владельцы рынка, а, по слухам, это высокопоставленные чиновники и депутаты, совершенно не заботились о перспективах своего детища, ограничиваясь лишь сбором прибылей. Работники рынка надеялись, что вступление в ЕАЭС откроет перед ними определенные перспективы. И они появились бы, озаботься владельцы рынка вопросами логистики, перестройки рынка под другие модели развития. Но этого не случилось. Если рынок окончательно «умрет», то страна получит немалое число безработных и очередную брешь в экономике, ведь все, кто на нем трудился, исправно платили налоги и делали отчисления в Соцфонд.

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РОСТ ЦЕН НА ГСМ

     По мнению исполнительного директора Ассоциации нефтетрейдеров страны Улана Кулова, это связано прежде всего с тем, что правительство повысило налоговые ставки на «горючку»: «Если раньше такая ставка составляла 3 тыс., то в настоящее время она поднялась до отметки в 5 тыс. сомов. На рост ценовой политики оказал влияние и конвенционный запрет на импорт бензина России в Казахстан», — считает он. Определенную роль сыграло, конечно, сезонное повышение спроса на все продукты ГСМ. «Ранее соседняя республика вводила запрет на ввоз российского топлива из-за переизбытка своей продукции на рынках. Но благодаря спросу вновь разрешила импорт некоторых марок бензина. С увеличением конкурентоспособности российские заводы-изготовители подняли свои отпускные цены на продукты ГСМ. Это связано с тем, что количество покупателей возросло, а число производителей осталось на прежнем уровне», — отметил У. Кулов.
Кстати, за прошедшие пару недель цены на ГСМ уже поднялись в среднем на 1 сом. Но специалист считает, что это еще не предел, и уверен, что в течение месяца можно ожидать рост еще на 1,5 сома за литр.

РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ ВСТАЛ

     На днях этой новостью поделился главный специалист по анализу рынка недвижимости Центра ГИС департамента кадастра ГРС Айдар Сукенбаев. По его словам, апатия в этом секторе экономики наблюдается не только в Бишкеке, но и по всей республике. «В мае текущего года в Кыргызстане было совершено 4 342 сделки купли-продажи недвижимости. В то время как за аналогичный период прошлого года данный показатель составлял 7 538», — отметил он. Кстати, цены на недвижимость в Бишкеке упали ниже уровня 2008 года, и квартиры в столице стали дешевле, как минимум, на 30 процентов. Экономист Джумакадыр Акенеев уверен, что на данную ситуацию повлияли как внутренние, так и внешние факторы: «Не стоит забывать, что недавно произошла девальвация сома, вследствие чего укрепился доллар. Кроме того, значительно сократились переводы трудовых мигрантов, работающих в России. Все это привело к снижению покупательной способности граждан. Таким образом, в настоящее время предложение превысило спрос, и это затормозило развитие рынка недвижимости. К слову, аналогичная ситуация сложилась не только в Кыргызстане, это общемировая тенденция. Однако строительство элитных многоквартирных жилых домов продолжается. Практика показала, если у человека есть крупная сумма денег, он предпочтет вложить её в недвижимость, нежели передать в распоряжение банку. Это весьма рентабельный бизнес, который будет только процветать. Однако нужно отметить, что в этой сфере наблюдается явный перекос. Согласно официальным данным, в стране порядка 350 тыс. семей нуждаются в жилье. При этом есть граждане, которые владеют несколькими квартирами, сдают их и таким образом зарабатывают весьма внушительные средства. На мой взгляд, ситуация в данном секторе стабилизируется после того, как Кыргызстан станет полноправным членом
ЕАЭС и к данному сектору проявят интерес россияне и казахстанцы», — рассуждает эксперт.
Рискну предположить, что не только в падении покупательной способности кыргызстанцев тут дело. Вполне возможно, этот рынок временно «заморожен» самими продавцами недвижимости. То, что со вступлением в ЕАЭС интерес к нашему жилью обязательно проявят россияне и казахи — сомнений нет. Там жилье куда более дорогое, чем у нас. Например, в Алматы цена однокомнатной квартиры достигает $100 тысяч. Хотя в России такие цены наблюдаются только в больших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, в других городах они все равно на порядок выше, чем у нас. Подозреваю, что наши владельцы сектором недвижимости, дождавшись первых признаков интереса наших партнеров по ЕАЭС, намерены взвинтить цены на жилье, если и не до их уровня, то весьма существенно. Правильно сказал эксперт — этот рынок никогда не будет в прогаре, и в рамках нового экономического пространства именно он получит наибольший выигрыш. Ведь доходы россиян и казахов не сопоставимы с нашими…

МОЛОЧНЫЙ ЭКСПОРТ ПОД ВОПРОСОМ

     Как известно, экспорт молока в страны ЕАЭС — одна из основных статей нашей страны. Подсчитано, что средние его масштабы достигают 100 тысяч тонн. Однако… недавняя экспертиза   отечественных лабораторий специалистами Беларуси и Казахстана существенно сократила эту цифру — до 25 тонн. В результате из 100 молочных предприятий только 8 имеют право экспортировать свою продукцию на пространства ЕАЭС, то есть получили гарант качества международного стандарта. Такого фиаско не ожидал никто. Ведь предполагается, что молоко первым выйдет на рынки ЕАЭС. Экс-глава Минсельхоза Торогул Беков выделил три причины столь сокрушительного фиаско: «Во-первых, в самые короткие сроки необходимо улучшить санитарное состояние самих предприятий. На местах должны появиться свои лаборатории. Также на уровне государства мы должны открыть логистические лаборатории, которые сертифицировали бы продукцию по международным требованиям. Во-вторых, государство должно стандартизовать выпускаемую у нас в стране продукцию под уровень стран ЕАЭС…». Что касается третьего фактора, то он, как считает Беков, зависает в политической плоскости: «Вот приезжали к нам специалисты из Беларуси и Казахстана, сказали, что наши лаборатории не соответствуют нормам. Но теперь наши специалисты на равных правах должны поехать в эти страны и тоже найти недостатки. Вы знаете, я даже в самой чистой лаборатории найду, к чему придраться. И если мы не можем экспортировать в Беларусь и Казахстан продукцию, то и от них мы не будем импортировать. Только после таких действий мы сможем договориться», — уверен он. Конечно, это игра на грани фола. Но почему нужно сбрасывать со счетов элемент конкурентного противостояния. Ведь и Беларусь, и Казахстан заинтересованы в молочном экспорте, и чтобы отстоять своё место на этом поле, элементы «народной дипломатии» вполне применимы. В бизнесе, как известно, все средства хороши. Другой вопрос, сможем ли мы достойно конкурировать со странами ЕАЭС, даже если войдем на этот рынок так крупномасштабно, как предполагаем? Тут, как говорится, нужно семь раз отмерить, прежде чем ввязываться в игрище «ты мне — я тебе».
Что касается цен на внутреннем рынке, то сегодня импортная молочная продукция из России, например, прямо говоря, кусается. Скажем, литр молока марки «Веселый молочник» стоит в Караколе 70-80 сомов. В Ленинградской области двухлитровую банку такой же продукции можно приобрести за 100 рублей… Современные курсы валют, как известно, практически на уровне. Вот и считайте.

ЭПИЛОГ

     Конечно, данный анализ не претендует на крупномасштабные исследования столь объемной и животрепещущей темы. Скажем так, это «записки на полях» важнейшего и долгожданного договора о присоединении нашей страны к ЕАЭС. Конечно, снятие таможенных барьеров так или иначе   отразится на ценовой политике внутри страны. Мы этого ждем и очень надеемся, что в нашу пользу. Одно тревожит: наши торговцы привыкли делать прибыль с цены, тогда как во всем мире ее делают с оборота. Если эта тенденция сохранится и в новых экономических условиях, проиграют все — и страна, и ее граждане. Ценовая политика — это отчеканенный в твердую валюту патриотизм. И если проводить ее во благо страны, а не в свое собственное благо, можно выиграть вдвойне и сохранить эту победу на длительную перспективу.

Татьяна ПОПОВА.

 



(Next News) »



Добавить комментарий