Main Menu

Слово о композиторе и дирижере Эсенгуле Джумабаеве

Благодатная Кеминская земля издавна рождала талантливых людей. Здесь появились на свет многие выдающиеся кыргызские музыканты — Муратаалы Куренкеев, Абдылас Малдыбаев, Насыр Давлесов… Родился и вырос тут и Эсенгул Джумабаев — виднейший представитель кыргызской композиторской школы, большой мастер симфонического письма, талантливый дирижёр и знаток кыргызского музыкального фольклора. Красота родной земли, вечнозеленые пастбища, арчовые леса, снежные пики гор и шум быстротекущих рек с детства сопровождали его и помогли в формировании большого музыканта. 

Эсенгул Джумабаев родился 9 июля 1941 года в селе Чоў-Кемин Кеминского района Чуйской области. Уже ребенком он сильно  тянулся к музыке. Семейный патефон стал первым источником приобщения к музыкальному искусству: советские песни и марши, вальсы Штрауса, песни Абдыласа Малдыбаева… После окончания общеобразовательной школы в 1957 году Эсенгул поступил в Кыргызское государственное музыкальное училище им. М. Куренкеева на отделение народных инструментов. Через два года талантливый юноша свободно исполнял виртуозные произведения кыргызских мастеров на кыяке и комузе.
В 1958-м в Москве проходила очередная Декада кыргызского искусства и литературы. Эсенгул оказался среди тех воспитанников училища, способности которых заметили, — ему предложили место в оркестре народных инструментов им. Карамолдо Орозова. Поездка в Первопрестольную и общение с прославленными музыкантами повлияли на творческое формирование юноши как будущего музыканта.
После окончания училища Джумабаев осваивает новую профессию — он проходит стажировку как дирижер и в 1964 году становится дирижером оркестра народных инструментов им. К. Орозова (1962-1972). Уже в молодые годы у Эсенгула начал формироваться необходимый музыкально-художественный потенциал, который проявится позже в работе с фольклорными коллективами.  Кроме того, деятельность дирижёра стала для  Джумабаева толчком к занятиям композицией. В это время он делает оркестровую обработку фольклорного материала, пишет инструментальные пьесы, вариации, сюиту. Началась систематическая, целенаправленная работа по овладению композиторской техникой.
С 1967-го по 1972 год Э. Джумабаев учился в Кыргызском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой по композиции в классе профессора М. Абдраева. Учебу совмещал с работой в  оркестре, совершенствуя дирижерское мастерство. После окончания вуза становится главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова (1972-1986).
Творческая индивидуальность и художественный потенциал Эсенгула Джумабаева сформировались под воздействием именно этой сферы его деятельности. Им написано большое количество произведений для оркестра, что составляет наиболее популярную часть его творчества. От  оркестровой аранжировки, обработки песен и инструментальных наигрышей он переключился на «переинтонирование» фольклорных образцов кыргызской музыки. В такие сочинения, как «Кыз куумай», «Бекбекей», «Жомок», «Той», увертюра «Мурас», «Мотивы кїї» с использованием наигрышей Карамолдо, Муратаалы и Атая,  Джумабаев вплетает традиционную тематику в современную партитуру оркестра. Этим он внес значительные изменения в тембровую палитру, обновил и ярче высветил национально-стилевое начало музыки.
Композитор обработал и переложил для оркестра народные темы из таких известных кїї, как «Ак тамак, кєк тамак» Атая Огонбаева, «Жаш толкун» С. Медетова, «Жыргал кїн» Ыбрая Туманова, «Кер-толгоо» Ниязаалы, «Кыргыз кєчї» Асанбека и др. Он творчески переработал десятки кїї и песен, многие из которых вошли в золотой фонд кыргызской музыки. Одновременно с этим Джумабаев создает собственные оригинальные сочинения, покоряющие национальной интонацией и свежестью мысли: музыку к театрализованному представлению «Той», где задействованы не только оркестр народных инструментов, но и ансамбль комузистов и манасчи, а также «Праздничную увертюру», которая в 1985 году на Всесоюзном смотре спектаклей и концертных программ была удостоена диплома II степени. Художественно совершенные, проникнутые фольклорной интонацией и кыргызским духом произведения для оркестра народных инструментов стали великолепными образцами нашей оркестровой музыки и прочно вошли в репертуар  коллектива. Это свидетельство феноменального знания композитором кыргызского фольклора, знакомство с которым началось в раннем детстве (произведения Токтогула, Карамолдо, Ыбрая, Осмонкула, Алымкула, Муратаалы и мн. др.), его безусловной большой любви к народному напеву и вдохновенного таланта воплощения в оркестровом варианте.
Работая с оркестром, Джумабаев большое внимание уделял повышению его профессионального и художественного уровня,  пропаганде народной и современной кыргызской музыки. С этим коллективом он выступал в концертных залах Москвы, Ленинграда, городах Сибири, Украины, Закавказья и Прибалтики. Сам композитор вспоминает: «Без концертных выступлений и гастролей, без любимого коллектива не представляю не только свое творчество, но и само существование. После каждой встречи со слушателями все больше убеждаюсь в том, насколько важна роль музыки в жизни человека. Общение с интересными людьми всегда волнует, как и несравненная красота родной земли, и накопленное народом в течение веков богатое духовное наследие, — все это вдохновляло и будет вдохновлять меня как художника».
С 1986 года Э. Джумабаев работал художественным руководителем Киргосфилармонии, а с 1993-го по 2006-й — художественным руководителем фольклорного ансамбля  «Камбаркан». Для этого коллектива он написал ряд произведений, сделал обработки народных песен и кїї: «Теўир Тоо», «Жорго салдырмай», «Жарамазан», хоров «Алас-алас», «Ата журт».  «Камбаркан» с большим успехом выступал во многих странах — во Франции, в Германии, Турции, США, Японии.
Эсенгул Джумабаев — многогранная личность. Одна из граней его таланта — графика. Увлечение этим видом изобразительного искусства началось в 1978 году. Работы художника Э. Джумабаева были восторженно  встречены кыргызской общественностью и трижды экспонировались на выставках в Бишкеке. Им создано около 250 художественных полотен. Первая выставка состоялась в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева в 2004 году, вторая — в Историческом музее в 2005-м, третья снова в Музее изобразительных искусств в 2013-м.  Графика Джумабаева как нельзя точно дополняет и раскрывает его музыкальный талант, именно в этом виде творчества воплотились особенности художественного стиля автора, для которого характерны графическая чёткость, эпическая мощь и глубокий лиризм.
Композитор Э. Джумабаев больших успехов достиг в симфонической и театральной музыке. В его поэмах «Кыргызстан» (1971), «Карагул ботом» (1972), симфонии «Эпическая» (1974) многопланово предстает национальное начало: далекое историческое прошлое сквозь призму мыслей и чувств современника. Образный мир и интонационно-тематическая основа произведений близки к архаическим пластам кыргызского фольклора. Э. Джумабаев  масштабно развивает музыкальный материал — его форма характеризуется развернутостью, пластичностью, гибкостью. Прочно опираясь на основы музыкального языка кыргызской музыки, смело использует и современные средства музыкального воплощения (сонористику, элементы атональности). Оркестр композитора необычайно красочен и выразителен, он — как послушная кисть в руках опытного мастера.
«Эпическая» симфония выделяется среди других сочинений масштабностью замысла, цельностью и законченностью драматургии. В ней удачно решается одна из основных проблем, стоящих перед кыргызской симфонической  музыкой, — проблема ассимиляции европейской музыкальной формы в условиях национальной музыкальной культуры.
В своих симфонических опусах Джумабаев следует традициям советской классической школы. Драматургия его произведений основана на контрастах: совмещении события и размышления, действия и его осмысления. Такая оппозиция является ядром симфонической концепции и современной музыки. Помимо этого, в каждом из этих произведений реализуются принципы кинематографии: неожиданность и смелость сопоставлений, резкость контрастов, перепады образно-эмоциональных состояний.
Ещё одна отличительная черта композиторского метода Э. Джумабаева — глубокое осмысление закономерностей и структурных принципов кыргызской народной музыки. Он творчески претворяет импровизационную природу инструментальных наигрышей в симфоническом произведении.  Существенные черты кыргызских инструментальных пьес —  мозаичность и повторность мелодических звеньев — оригинально воплощаются в методах развития тематического материала.
И сейчас композитор неустанно трудится над симфоническим жанром. Многие годы он вынашивал идею создания многочастной симфонии на темы Муратаалы Куренкеева (симфония «Муратаалы» в четырех частях). В 2008-м завершил работу над клавиром и приступил к оркестровке.
Особое место в его творчестве занимает балетная музыка — это значительный вклад в музыкально-театральное искусство Кыргызстана. Балет «После сказки» («Жомоктон кийинки»), написанный по повести Ч. Айтматова «Белый пароход», воплотил всю многогранность айтматовской прозы. Высокая символика драмы мастерски воплощена в симфонической партитуре, богатой контрастными образами-лейтмотивами (Мальчик, Орозкул, Мать-Олениха).
Сюжет «Стона тетивы» («Саадак какты» в четырех картинах) основан на старинной легенде о Камбаркане. Музыка балета полностью соткана из  ритмоинтонаций кыргызского фольклора и представляет собой богатое мотивно-тематическое, ладовое и метрическое разнообразие, точно характеризующее каждый образ и ситуацию. Симфонизм партитуры демонстрирует разветвлённую систему лейтмотивов («Камбаркан», «Жаналкыч», Рождение комуза» и т.д.).
Немалое место в творчестве Э. Джумабаева занимает камерно-инструментальный жанр: соната, «Поэма» и «Легенда» для виолончели и фортепиано, детские пьесы для фортепиано, пьеса «Эски кайрык», трио для скрипки, виолончели и фортепиано «Їзїлгєн жомок» («Прерванная сказка»), квинтет (в состав которого вошли древние кыргызские духовые инструменты — чопо-чоор и чогойно-чоор), вокальные и вокально-хоровые произведения, а также музыка к кинофильмам «У старой мельницы», «Бурма», «Дорога в Кара-Кийик».
Творчество композитора и дирижёра Эсенгула Джумабаева получило признание как народа, так и государства. Ему присвоено высокое звание народного артиста Киргизской ССР, он лауреат Государственной премии им. Токтогула Сатылганова и премии Ленинского комсомола Киргизии, заслуженный деятель искусств республики, ветеран труда, профессор, члена Союза композиторов СССР. Награждён почетными грамотами Верховного Совета СССР, медалью «За доблестный труд», художественной премией японской концертной ассоциации «Мин — Он», премией «Руханият».
Вдохновлённое родным фольклором творчество Эсенгула Джумабаева стоит в одном ряду с творениями выдающихся композиторов кыргызской музыки М. Абдраева, К. Молдобасанова, Н. Давлесова, Т. Эрматова и др.

Чинара УМЕТАЛИЕВА-БАЯЛИЕВА, ведущий научный сотрудник  
Института философии НАН КР, музыковед,
кандидат культурологических наук.





Добавить комментарий