Main Menu

7 АПРЕЛЯ МАРА БАЙДЖИЕВА

В Бишкеке состоялась премьера нового художественно-документального фильма «Зар заман» («Горький век»), снятого в киностудии «Кыргызфильм» имени Т.Океева. Автор сценария и режиссер-постановщик картины, народный писатель республики Мар Байджиев посвятил ее памяти жертв 7 апреля 2010 года. Невольно получилось, что писатель сделал творческий подарок к своему 80-летию, с которым кинематографическая общественность и поздравила его в одном из столичных кинотеатров, где прошла премьера «Зар заман».

О весомом вкладе писателя в развитие современной отечественной литературы и искусства, его активной деятельности на общественной ниве и плодотворной работе с молодежью говорили на вечере-показе секретарь Союза кинематографистов КР С. Шер-Нияз, заместитель министра культуры, информации и туризма М. Бектеналиев, народный артист республики С. Далбаев, депутаты Жогорку Кенеша Р. Акназарова, К. Иманалиев, И. Карамушкина. За вклад в развитие парламентаризма писатель был удостоен почетной грамоты Жогорку Кенеша, которую ему торжественно вручила вице-спикер Б. Мамырова.
Мар Байджиев рассказал, как рождался новый фильм. Пьеса, которая легла в основу сценария, была написана еще в 80-е годы прошлого века. Писатель заметил перемены в кыргызском обществе и предчувствовал, что в новейшей истории назревает нечто трагическое. Заметно ощущалась некая деградация подрастающей смены. Молодежь постепенно теряла лучшее, что выработало старшее поколение, традиции, которые можно было развивать и продолжать.
Стоя у истоков отечественного кинематографа, подчеркнул М. Байджиев, мы старались показать миру, что такое есть кыргызский народ, его мудрость, чистоту, толерантность. Показать, какие  есть прекрасные люди на примере героев С. Чокморова и Т. Турсунбаевой. Может быть, поэтому национальному кинематографу удалось за короткое время завоевать мировое экранное пространство. Сегодня отечественный кинематограф решает несколько иные задачи. В нем преобладают коммерция и сцены насилия. А в советское время это было сильное идеологическое оружие государства.
… 20 лет спустя писатель вернулся к своей пьесе и вместе с соратником по искусству режиссером А. Айтикеевым решил снять фильм о проблемах, которые его волновали. «Я привык писать эзоповым языком, напрямую не говорить, — подчеркнул М. Байджиев, — поскольку жили и трудились в таких жестких цензурных условиях, когда творческих людей могли преследовать за инакомыслие, лишить работы, а то и просто посадить». К фильму был написан пролог: молодая женщина идет с ребенком по шаткому мосту, роняет его в горную реку, и младенца уносит поток. В финале женщина бежит вдоль реки за своим чадом, уносимым водой. В этом было что-то провидческое, достаточно вспомнить, как унесло потоком всенародного протеста власть Акаева. Но снятый фильм не пустили в прокат, потому что догадались о том главном, о чем в нем на самом деле шла речь. И вот уже позже, когда случилось 7 апреля 2010 года, писатель понял, какая трагедия ждала молодежь страны.
По жанру новую ленту можно отнести к психологической кинодраме, любимой писателем, ибо пьесы его, написанные в этом жанре, до сих пор популярны и идут на мировых сценах. О чем новая лента? В ней и жизнь, и слезы, и любовь. Мар Байджиев продолжает со зрителем свой давний разговор о вечных человеческих ценностях, разговор о любви к женщине, к матери, к родине. В центре повествования классический треугольник непростых человеческих отношений. Один из друзей предает женщину, которая рождает ему дочь. Он отказывается признать свое отцовство, дабы не платить алименты. Другой, по-настоящему любящий ее, стреляет в бывшего друга и попадает за решетку. Женщина приходит к нему и в их ставящем все точки над «i» отчаянном диалоге рассказывает, что продала ребенка за 500 долларов незнакомым людям.
Нет смысла пересказывать все содержание. Лучше самим посмотреть этот тревожащий душу фильм. Он монологичен, молодые актеры Улан Омуралиев, Таалайкан Абазова, Нурдолот Колоев и Жолдошбек Аманкулов, искренне проживающие образы своих героев на экране, работают в крупных планах. Поэтому в картине весьма важна роль оператора, с которой блестяще справился Айбек Джангазиев. Герои не просто ведут диалоги, а выражают свое мировоззрение, давая зрителю возможность в полной мере ощутить трагичность положения всего общества. Авторы картины смогли воплотить нравственный смысл социально-экономических коллизий современного Кыргызстана. Художественные кинокадры тесно переплетаются с документальной кинохроникой, снятой в дни революции 7 апреля 2010 года.
Мар Байджиев своей кинодрамой напоминает всем и особенно молодым, что они не духовные беспризорники, а люди, которые наследуют человеческие ценности, выработанные старшими, что новые поколения призваны претворить давние заветы предков. Пафос всего фильма «Зар заман» состоит в утверждении его авторами возрастающей гражданственности современников, их духовного обогащения и нравственного совершенствования.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 

 






Добавить комментарий