Main Menu

Предкам от потомков

Нынешний год богат  на юбилейные даты, а две из них:  двадцатилетие независимости республики и двухсотлетие  великой Алайской царицы — Курманджан датки  стали самыми яркими событиями в нашей стране.  Конечно же, художники   одними из первых  откликнулись на них множеством экспозиций в разных галереях, выставочных залах, музеях.  Выставка  Асана Турсункулова  «Жети ата»  («Семь поколений предков»), представленная в Музее изобразительных искусств им.
Г. Айтиева, как нельзя лучше  отражает знаменательные события и  является прекрасным повествованием о земле кыргызов. А еще она стала юбилейной и в какой-то мере итоговой для мастера — в этом году ему исполнилось  полвека.

Асан Турсункулов мастер переплетать легенды и реальность, но в этот раз он превзошел самого себя: словно сошедшие с полотен, по выставочному залу расхаживали воины  батыра Манаса,  молодые красавицы  в народных одеждах, сидел сказитель на войлочном ковре. Было впечатление, что  неведомая машина времени отбросила зрителя эдак на  тысячу,  а то и больше лет назад. Мерлан Абакиров, Азират Аманкул   уулу, Евгений Тютявин — студенты бишкекских вузов   — похоже, неплохо вошли в роль, во всяком случае,  чувствовалось, что  исторические костюмы носят с удовольствием: не каждый день выпадает возможность окунуться в другую эпоху, да еще и побыть лучшими друзьями героя знаменитого эпоса.
Жапар Садыков, дубан из села Чаткал, в роли сказителя эпоса выглядел очень колоритно, впору картину  писать с него, что, скорее всего,  Асан Турсункулов и сделает, ведь  его портретная галерея состоит не только из знаменитостей. Многие простые люди — водители, монтажники, строители, крановщики, чабаны, колхозники — cтановились героями его произведений.  Экспозиция поражает разнообразием манер, техник, жанров: это и зарисовки карандашом, углем, сангиной, тушью,  и картины маслом, и акварельные листы,  и эпические полотна или же  простой пейзаж в окрестностях Сары-Кашка Ак-Сууйского района — родного села художника.
Мифические  батыры и пери, мудрые аксакалы, несущие свет — аллегория напутствия, — в реальный мир,  пейзажи Санкт-Петербурга или маленького городка на юге Кыргызстана,  старая крепость на закате, ночные горы, бросающие лунные тени в долину, жаркий полдень у озера, строительство ГЭС, ребята с  апрельской площади —  для Турсункулова все представляет интерес, будь то этюд с натуры, философский сюжет, как, например, в  «Мифологии власти», или иллюстрация к  народной сказке.
Он будто хочет перенести на свои холсты всю окружающую жизнь в ее радостях и горестях, поражениях и победах, свете и сумерках, земле и звездах, а самое главное — в любви.  Картины исполнены  этого чувства к своему краю, людям, легендам, ратным делам, поэтому   ее присутствие на полотнах художника неизбежно.
На вопрос: почему семь поколений предков? — Асан ответил: «Бог создал небо из семи слоев, землю из семи частей, создал семь звезд на небе  — Жетиген (Большая Медведица).  В давние времена из поколения в поколение отпрысков воспитывали, так что не было кыргыза,  не знающего свою родословную в семи коленах.  А что теперь? Можем ли мы, как наши предки, рассказать детям о своих корнях? И смогут ли наши дети в свою очередь поведать о том нашим внукам, а потом и правнукам?
С нами столько всего случилось за последнее время. Может, от того, что превращаемся в не помнящих о подвигах, величии народа, героизме?  Если молодежь будет знать о своих корнях, гордиться предками,  то  она только приумножит славу и достоинство  своей семьи и нации в целом».
Эту  девятую персональную выставку Асан посвятил не только Дню независимости и 200-летию Алайской царицы, но и  всем предкам своего народа,  ведь самое главное — помнить  и знать как можно больше о своих истоках.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий