Main Menu

Результаты года — ниже прогнозируемых, чтобы улучшить ситуацию, готовится антикризисная программа

     Прошедшее в минувшую пятницу заседание правительства подвело итоги 2014 года, четко обозначило провальные  пункты динамики развития и  назвало шаги и резервы, способные переломить ситуацию к лучшему.

1     Начиная заседание, премьер-министр Джоомарт Оторбаев сказал: «Основным результатом 2014 года является сохранение положительной динамики развития экономики, а также макроэкономической и социальной стабильности в стране. Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2014 году происходило в условиях негативного влияния продолжающегося замедления мировой экономики, геополитической и геоэкономической напряженности в регионе (введение экономических санкций против России, кризис на валютном рынке за счет укрепления курса доллара США по отношению к другим валютам и резкое снижение мировой цены на нефть), на фоне которых в течение года наблюдалась тенденция замедления экономического роста  при росте уровня инфляции».
Каковы же итоги 2014 года?
О них рассказал министр экономики Темир Сариев. Рост ВВП составил 3,6%, в номинальном выражении его объем превысил 397,3 млрд. сомов против прогнозируемых 388,8 млрд. (прирост на 8,5 млрд.).

2     Фактически сложившийся уровень ВВП за 2014 год не достиг ожидаемого уровня на 0,9%. Дефлятор ВВП сложился на уровне 107,9%. В структуре номинального ВВП доля отраслей, производящих товары, уменьшилась на 1,6% и составила 37,8%, доля отраслей, оказывающих услуги, выросла на 1,7 и составила 48,1%.
Без учета вклада предприятий, разрабатывающих месторождение Кумтор, прирост реального ВВП составил 4,6%, для сравнения: за 2013 год аналогичный показатель составил 6,1%.
В расчете на душу населения объем ВВП составил 71,2 тыс. сомов и по сравнению с 2013 годом возрос на 1,5 %.
Динамика роста макроэкономических показателей с января по декабрь  прошлого года (на основе предварительных итогов НСК КР) продемонстрировала: в промышленности планы-прогнозы выполнены на 98,4, а  в сельском хозяйстве — на 99,4%. Правда, хорошо поработала строительная отрасль, перевыполнив намеченное на 124,9%. Сектор услуг, составляющий в структуре экономики почти половину, завершил год с показателем 103,6%.
Индекс потребительских цен (фактическая инфляция) к концу года превысил 110,5%. Для сравнения, по итогам 2013-го ИПЦ составил 107,5.
3     Что же помешало развиваться по намеченным параметрам? В числе основных факторов замедления экономического роста с начала года — неблагоприятные природно-климатические условия для развития агросектора (поздняя весна, засуха и отсутствие полива, пик периода маловодья),  что снизило объемы на 0,6%. Далее заметное снижение динамики промышленного производства (спад на 1,7%)  случилось за счет спада производства основных металлов (темп роста 93,6% при 183,6 в 2013 году), доля которого в структуре промпроизводства занимает почти половину объемов (в 2014 году объем производства основных металлов — 46,5%).  Немаловажно и  замедление объемов торговли и транспортных услуг из-за снижения объемов импорта (95,7%). Также следует учитывать сложившуюся сложную геоэкономическую ситуацию в регионе. Это введение экономических санкций против России, являющейся одним из основных партнеров Кыргызстана, а также существенное снижение цены нефти на мировом сырьевом рынке, обвал курса валют за счет укрепления доллара. Инвесторы заняли выжидательную позицию, почти в  два раза сократился приток ПИИ,  зато вдвое усилился отток капитала. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что  при расчетах учитывалась высокая экономическая база 2013 года (прирост на 10,9%) после низкого уровня развития в 2012-м.
Но надо подчеркнуть, что в соответствии с установленными параметрами на год обеспечено полное и своевременное финансирование социальных гарантий государства —  выплата зарплат, пенсий и пособий не  задерживалась.
Закрепление положительной динамики экономического роста стало возможным благодаря реализации Программы  перехода Кыргызстана к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, в которой фокус сделан на снятие барьеров и упрощение среды для бизнеса и реализации инвестиционных проектов национального масштаба в стратегических отраслях. За 2014 год реализовано 14 проектов, из них 7 — в агропромышленном комплексе, 4 — в энергетическом секторе, 3 — в сфере транспорта и коммуникаций.
Министр экономики отметил: «Главным событием года стало подписание Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС (23 декабря 2014 года). 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начало действовать крупнейшее интеграционное объединение, которое будет обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами. Кыргызстан станет полноценным членом ЕАЭС в мае 2015 года, после завершения всех процедур. Для республики это  новая ступень экономической интеграции, открытие новых горизонтов и появление новых вызовов для отечественных сельхозпроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий, бизнеса, предпосылки для нарастания деловой активности в экономике.
Ключевыми направлениями экономической политики являются достижение и сохранение макроэкономической стабильности через сокращение бюджетного дефицита, непревышение предельного значения уровня внешнего долга к ВВП (60% к валовому продукту). За 2013-2014 годы размер дефицита бюджета не превысил целевой ориентир (не более 5% к ВВП) и  достиг 0,5-0,7% к  основному продукту, а уровень государственного внешнего долга составил в среднем 47,4% к ВВП.
Понятно, что сложные внешние условия для функционирования экономик стран-членов ЕАЭС  возникли вследствие геополитической и геоэкономической напряженности в регионе. В результате значительно снижаются цены на мировом сырьевом рынке. Так, цена на нефть марки Brent снизилась на 46,54% (со 107,65 до 57,54 долл./баррель);  повсеместно отмечен обвал курса валют за счет укрепления доллара (по состоянию на 31.12.2014 г. рубль обесценился на 71,89%, тенге — на 18,7, евро — на 11,8, белорусский рубль — на 24,6, кыргызский сом — на 19,57%), в результате в среднем доллар по отношению к другим валютам укрепился на 25%. Ускорился рост уровня инфляции (по состоянию на декабрь в России индекс потребительских цен составил 111,4%, Казахстане — 107,4, Беларуси — 116,2, Кыргызстане — 110,5%). Повсеместно отмечен отток капитала.
Правда,  и в мировом пространстве рост замедлился: в 2014 году рост мировой экономики составил 2,5% (против прогноза в 3,2%), в Еврозоне — 0,9% (против прогноза 1,4%); в странах-членах ЕАЭС отмечены следующие показатели: в Казахстане — рост на 4,3% (против прогноза 6%), в России — на 0,6% (против 3%); в Беларуси — на 1,6% (против 2,5%).
«Главным вопросом являются инвестиции. По предварительным подсчетам, за 9 месяцев прошлого года их размер составил 443 млн. долларов против 658 млн. за аналогичный период 2013-го (снижение до 30%).  Если не улучшим инвестиционный климат, экономического роста в 2015 году не будет! — справедливо отметил Т. Сариев. — Мы должны усилить разъяснительную работу с местным населением о том, что такое инвестиции и для чего они, как воздух, нужны стране. Нужно жестко заявить, что требования некоторых местных сообществ объявить мораторий на  работу горнодобывающих предприятий — это фактор угрозы экономической и политической безопасности страны, фактор дестабилизации общества! И мы будем наказывать за это по законодательству!»
Объем переводов от мигрантов тоже снизился и достиг 1,812 млрд. долларов против 2,2  млрд. год назад, что естественным образом связано с обесцениванием российского рубля и введением экономических санкций против России.
Сложная ситуация с водой усугубила положение в энергетике: впервые Кыргызстан был вынужден заключить договор по поставкам электроэнергии с Казахстаном на этот отопительный период. Пока что, по предварительным прогнозам, 2015-й также ожидается маловодным, поэтому органам МСУ, районным и областным администрациям следует уделять больше внимания подготовке к весенне-полевым работам.
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС выпало как раз на этот период, когда продолжающиеся неблагоприятные условия для развития экономик и масштабные движения на валютном рынке стали отправной точкой для 2015 года. Это может привести к дальнейшему снижению темпов экономического роста стран-участниц ЕАЭС, что в свою очередь негативно повлияет и на  кыргызскую экономику.
Не стоит откидывать опасения: макроэкономическая ситуация в Кыргызстане все еще остается недостаточно устойчивой. Экономика страны — самая открытая в регионе, характеризуясь высокой зависимостью от производства золота, денежных переводов  трудовых мигрантов, транзитной торговли и  объемов внешней помощи. Эта зависимость обусловливает уязвимость экономики перед влиянием негативных внешних факторов — высокой зависимости от конъюнктуры мировых продовольственных и финансовых рынков; удаленности от основных международных товарных и финансовых рынков; наличия протекционистских режимов во внешнеэкономической деятельности со стороны соседних стран. Поэтому весьма вероятно, что на предстоящие годы прогнозные и фактические значения макропоказателей могут быть отличны от принятых в НСУР.
Подытоживая, премьер-министр дополнил выступление главы Минэкономики  сообщением,  что  уже готовится антикризисная программа и на следующем заседании правительства  ее представят стране. «Губернаторы, акимы, ищите резервы роста  развития! — призвал глава правительства. — Министерства, ведомства,  областные, районные и местные администрации имеют личные планы. Они должны быть известны и понятны каждому гражданину нашей страны. Главная цель работы правительства — доверие народа.»

Елена МЕШКОВА.

Фото пресс-службы правительства.

 

 

 

 

 






Добавить комментарий