Main Menu

Концепция против экстремизма

     Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы». О том, что это за документ, какие новые формы взаимоотношений между государством и религиозными организациями он подразумевает, рассказали на прошедшей пресс-конференции эксперты.

— Создать и принять стратегию вынудили ситуация вокруг «Исламского государства» и те конфликты, что сейчас происходят на Ближнем Востоке и  в других регионах мира, — пояснила   заведующая отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата Президента Кыргызстана Мира Карыбаева.- Чтобы сохранить суверенитет, построить сильное государство, руководство страны должно уделять большое внимание ситуации в религиозной сфере. В Кыргызстане есть опыт работы в этой области, но подходы к регулированию взаимоотношений государства и религиозных общин признаны недостаточными, есть много проблем, которые мы не решали. В результате некоторые религиозные течения стали бесконтрольно осуществлять свою деятельность в республике, что недопустимо, так как мы должны сберечь и независимость, и те традиции и культурные особенности, что есть в нашей стране.
По словам экспертов, в создании стратегии приняли участие религиоведы, теологи, правозащитники, ученые. Рабочая группа объездила всю страну и выслушала мнения представителей религиозных организаций.
Как отметил независимый эксперт Кадыр Маликов, документ не направлен против мусульман или религиозных меньшинств. При правильной реализации концепция сможет обеспечить стабилизацию и гармонизацию светскости и религиозности на основе уважения чувств верующих.
— Специфика концепции в том, что в ней первый раз за всю историю независимого Кыргызстана дается определение и раскрывается модель светскости, проводится разграничение между религиозными конфессиями и госорганами, а также определяется статус государства как арбитра, — пояснил К. Маликов. — Введены понятия правил взаимодействия государства  и религиозных организаций. В документе нет определения, что такое традиционная конфессия, но взамен введено понятие социального договора на двусторонней основе, и государство с учетом большинства мусульманского населения берет на себя поддержку развития традиционного для Кыргызстана суннитского ислама на основах ханафитской правовой школы. В то же время оно признает остальные течения ислама, кроме тех, что представляют определенную угрозу общественной и национальной безопасности.  Также государство будет проводить политику регулирования, не вмешиваясь в конфессиональные дела, оно получает право регулировать содержание религиозного образования, книг или проповедей на предмет опасных деструктивных призывов или идеологии. Теперь государство не только посторонний наблюдатель за теми процессами, что происходят в религиозной сфере, при возникновении опасности оно теперь имеет право вмешиваться в ситуацию.
Как рассказала М. Карыбаева, одно из направлений концепции касается введения в образование уроков религиоведения.
— Сейчас ученикам не рассказывают, что такое религия, какие есть конфессии, в чем их отличие. После введения такого предмета Минобразования должно четко сертифицировать все обучающие программы в сотрудничестве с Госкомиссией по делам религий. Уже сейчас в ведомстве действует рабочая группа  по этому вопросу.
М. Карыбаева  также проинформировала, что в Концепции госполитики в сфере религии есть раздел, посвященный противодействию экстремизму. Там прописаны и меры, и сферы ответственности местных органов власти, поскольку они будут реализовывать эту концепцию в районах и областях. Предусматривается тесное сотрудничество государства с религиозными лидерами. Большое внимание  уделяется профилактической работе с населением, разъяснению, что такое деструктивные течения и чем они опасны. Для госслужащих следует открыть курсы повышения квалификации для такой работы.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

 






Добавить комментарий