Main Menu

ДЛО уполномочен заявить

     Департамент лекарственного обеспечения Минздрава сообщает: «Министерство здравоохранения не устанавливает цены на лекарственные средства. Законодательством страны не предусмотрено прямое государственное ценорегулирование лекарственных средств. Политика государства по ценообразованию предусматривает свободное формирование цен на лекарственные средства (ЛС), складывающееся под влиянием спроса и предложения, предельные фиксированные оптовые и розничные надбавки на ЛС не применяются. Все фармацевтические организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию лекарств, имеют частную форму собственности и сами устанавливают цены».

Розничный рынок лекарств

2     Действительно, на рынке лекарств, как и на рынке, скажем, сельхозпродукции, цены складываются на основе спроса и предложения в условиях естественной конкуренции. Но если в микрорайоне “Кок-Джар” весной картофель с лотка предлагался по цене 90 сомов за килограмм, что не по карману большинству населения, то от его покупки можно отказаться. Спрос на такой картофель падает.
Однако от покупки таблетки клариона за 39,7 сома амбулаторный больной не может отказаться, ведь в данном случае речь идет о здоровье, а может, и самой жизни. Так что спрос на жизненно важные лекарства остается постоянным, а значит, у собственника аптеки всегда есть соблазн повысить цену. В нашей стране, как известно, «если очень хочется, то можно». Надо лишь создать «маленький искусственный дефицит», и… «клиент готов» заплатить. В одной из трех аптек близ Ошского рынка одна таблетка клариона стоит уже 45 сомов. И это явно не предел повышения цены. А если речь пойдет о сельской местности, куда лекарство надо еще доставить?
Много ли у «клиента» аптеки в семье денег? Центр анализа политики здравоохранения (ЦАПЗ) утверждает: «В 2009 г. 40% опрошенных не купили лекарства из-за их высокой цены». И далее: «В структуре расходов людей старше 50 лет затраты на лекарства составляют около 1/3 дохода».
С другой стороны, собственник аптеки может отказаться от услуг сонного охранника, страдающего от гиподинамии, поставить энергосберегающие лампочки, счетчики горячей и холодной воды, а если помещение аптеки небольшое, то отказаться и от централизованного отопления. Все эти мероприятия позволят оставить цену неизменной и даже уменьшить ее, что обеспечит определенное конкурентное преимущество в борьбе за покупателя, вызовет рост продаж и увеличит тем самым прибыль.
Авторы проекта новой Государственной лекарственной политики (2014-2020 гг.) полагают: «Ценообразование в фармацевтической отрасли должно осуществляться через регулирование торговой наценки (оптовой и розничной) на ЛС с учетом географических критериев». Но в заявлении ДЛО речь идет об отказе от государственного ценорегулирования. Кто же здесь прав?
Не менее интересна и другая информация: «Все фармацевтические организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию лекарств, имеют частную форму собственности и сами устанавливают цены». Вчитайтесь, уважаемый читатель, и поймете: основу государственной лекарственной политики образует отказ государства от закупки лекарственных средств и уход с оптового и розничного рынка лекарств. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: рост цен, объясняемый исключительно девальвацией сома, дефицит отдельных лекарств из Перечня жизненно важных лекарственных средств.

Оптовый рынок лекарств: прибыль и только прибыль

     Местные оптовые фармкомпании в основном покупают лекарства за рубежом. Анализируя ситуацию ценообразования, разработчики Государственной лекарственной политики 2014-2020гг. отмечают: «Отечественный фармацевтический рынок характеризуется ограниченной емкостью, при этом на рынке действует около 300 фармацевтических поставщиков. Изобилие оптовых поставщиков лекарственных средств приводит к тому, что суммарный объем торговых наценок (оптовой или розничной) с момента ввоза в страну до реализации основному потребителю варьирует в широких пределах в сравнении с закупаемой ценой».
Здесь следует сказать: ценовая политика местных компаний-оптовиков в конкурентной борьбе на внутреннем рынке небогата вариантами.      Они могут либо снижать цены на лекарства (ценовая конкуренция), либо минимизировать издержки в процессе продажи лекарств (неценовая конкуренция). И в головах президентов, директоров компаний (генеральных, исполнительных), несомненно, возникла идея монополизации рынка лекарств. Она незатейлива и заключается не в реализации максимы «в конкурентной борьбе побеждают сильнейшие», а в непровоцированном стихийно возникшем молчаливом сговоре местных фармкомпаний, направленном на установление и сохранение высоких цен на лекарства.
По информации и. о. председателя Антимонопольного комитета Украины, «подавляющее большинство субъектов фармацевтического рынка, необоснованно повышающих цены на лекарства и медицинские средства, являются большими торговыми сетями, которые насчитывают десятки и даже сотни аптек. Наибольшие оптовые и розничные субъекты формируют общую ценовую политику на рынке».
Наши оптовики, полагаю, не уступают в стремлении заработать украинским коллегам. Но лишь результаты анализа экономической ситуации на   отечественном рынке лекарств могут служить доказательством молчаливого сговора фармкомпаний в целях ограничения конкуренции или доказательством отсутствия такового.
В условиях монополизации рынка лекарств не следует полагаться на альтруизм его участников. Их интересует не сбережение здоровья населения, не эффективность лекарственного лечения граждан, а прибыль. Поэтому отмена налога на добавленную стоимость не побудила владельцев лекарственного бизнеса снизить цену лекарств. И предлагаемое установление нулевой ставки таможенной пошлины на лекарственные средства не уменьшит цену лекарств, а лишь увеличит прибыль компаний. Без возврата государства на рынок лекарств, что возродит конкуренцию, добиться снижения цен на лекарственные препараты невозможно.

К государственной монополии на импорт жизненно важных лекарств

     По заявлению ДЛО, в 2013 г. оптовые поставщики ввезли  фармацевтической продукции на сумму 9 677 млн. сомов. Большие деньги. Чтобы не прогореть, фармкомпании-поставщики, имея собственную аптечную сеть, устанавливают такие розничные цены на лекарства, которые позволяют вернуть затраченные на покупку лекарств деньги, компенсировать расходы, связанные с доведением лекарств до аптек, возместить убытки от непроданных лекарств и прибыль еще получить. И за все это «удовольствие» платит хворая часть населения.
Можно ли уменьшить расходы граждан на приобретение необходимых лекарств? Можно, если вернуться к государственной закупке лекарственных средств. Закон «О лекарственных средствах» наделяет Департамент лекарственных препаратов как уполномоченный государственный орган страны в области здравоохранения правом осуществлять централизованный закуп лекарственных препаратов на средства, предусмотренные республиканским бюджетом, на гранты, кредиты.
Для реализации этого права необходимо создание государственной некоммерческой оптовой фарморганизации, не ориентированной на прибыль. Она должна закупать лекарства у национальных и зарубежных производителей на торгах, что обеспечит снижение цены предлагаемых ими лекарств, входящих в Перечень жизненно важных лекарственных средств (ПЖВЛС). Эти препараты пойдут на снабжение сети государственных аптек, развернутых при ЦСМ, районных, городских, областных и специализированных больницах и фельдшерско-акушерских пунктах. Они станут работать на основе принципа самоокупаемости, то есть устанавливать такие цены и такой уровень дохода, которые бы возмещали их расходы, и не более того. Наличие сравнительно дешевых лекарств в госаптеках — необходимое условие сдерживания роста цен в частных аптеках. Врачи же получат возможность эффективного управления лекарственной помощью пациентам, при этом исчезнет «маленький» соблазн участия в «большом» лекарственном бизнесе.
Закупочная и розничная торговля государственной оптовой фарморганизации войдет, несомненно, в предмет интереса Общественного наблюдательного совета при Минздраве, что в определенной мере будет предупреждать правонарушения в сфере оборота лекарств.
Частный бизнес не заинтересован в закупке лекарств, предусмотренных ПЖВЛС. На этот факт внимание обращает ЦАПЗ. «В 2011 году не осуществлялся ввоз в страну 63 наименований ЛС (15%), включенных в ПЖВЛС». Причина очевидна: дешевизна лекарств.
Не заинтересован бизнес и в организации торговли лекарствами в небольших селах. Нерентабельно. Поэтому в Ошской области, к примеру, из 467 сел в 357 нет аптек. В целом по стране более 70% сельских населенных пунктов их не имеют. Решить задачу снабжения сельского населения лекарствами вполне по силам ДЛО, который наряду с обучением сельских врачей аптечному делу может создать в сельской местности «аптечные округа».
Правительство, утвердив положение о ДЛО, согласилось с тем, что департамент организует свою деятельность в соответствии с Конституцией, указами Президента, актами правительства и Минздрава, «забыв» при этом про Закон «О лекарственных средствах».
Закон, повторюсь, наделяет Департамент лекарственного обеспечения «правом осуществлять централизованный закуп лекарственных средств на средства, предусмотренные республиканским бюджетом, грантов, кредитов».

Решает тот, кто решает последним

     Но право ДЛО — это всего лишь возможность деятельности, для осуществления которой необходимо создание ряда условий. Если их нет, нет следовательно и государственной закупки лекарств. Формально-то право есть, но использовать его невозможно. Причина бездействия ДЛО элементарна. Правительство, утверждая положение о ДЛО, одной из его задач называет реализацию государственной политики по обеспечению населения лекарственными средствами. Но в число мероприятий ДЛО, необходимых для ее выполнения, правительство решило, вопреки требованиям закона, включить лишь государственный контроль за деятельностью юридических лиц, независимо от их форм собственности, занимающихся оптовой и розничной реализацией лекарственных средств. Таким вот легальным способом и на последнем этапе правового регулирования ДЛО «убрали» из сферы организации государственной закупки лекарственных средств.
Кому это выгодно? Ответ очевиден: определенным госчиновникам и депутатам ЖК, имеющим свой интерес в оптовой и розничной торговле лекарствами. Но об этом ДЛО предпочитает не заявлять. Табу.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий