Main Menu

Падающая звезда, или Проклятие Будды (отрывок из книги)

     Предки нынешних кыргызов считали, что с наступлением ночи в мир людей выходит злой дух Каар. Он выискивает жертву и когда вселяется в человека, тот с этих пор  легко поддается разным искушениям и соблазнам. Каар нашептывает ему лениться, не работать, разрушать семью, предаваться удовольствиям, не отказывать себе в вине. Но ангелы всегда видят проделки Каара и стараются отбить у него праведную душу. Они стреляют в Каара огненной стрелой, которая кажется людям падающей звездой.

budda     Это было давно-давно, когда на территории нашего государства существовал Тюркский каганат. Здесь жил полукочевой народ — тюрки и было много разных богатых городов. Один из них, Ак-Бешим, располагался недалеко от реки Чу. Тут было много роскошных дворцов, богатых домов знати. Замки феодалов были окружены крепостными стенами, за которыми простирались огромные поля с пшеницей. Здесь выращивались очень ценные породы овец, был свой монетный двор, развивалось ковроткачество, столярное и плотницкое дело, стеклоделие. Ак-Бешим вместе с городами Невакет, Атлах, Тараз, Аспара, Ат-Башы составлял мощь и славу этого государства.
Тем летом на небе Ак-Бешима было много падающих звезд.
«Это ангелы, — думал мастер, поздним вечером работавший в своей кузнице. — Они гоняют по небу злого духа Каара и стреляют по нему огненными стрелами, отнимая у него души невинных людей…”
Луна освещает его крупное, темное от загара тело, на нем только фартук, и искры летят из-под его молотка. В этом году много работы. Дождливая весна и жаркое лето принесли в город Ак-Бешим хороший урожай пшеницы, уродилось много травы, и кузнец изготовил множество лемехов, плугов, серпов и кос. Каждый день ему приходилось подковывать лошадей, поэтому возле кузни полно телег, таратаек, повозок. Люди стали часто ездить: сено отвезти с покосов, арбузы, дыни доставить с бахчи, да и так, на базар на продажу немного овощей доставить. Или в гости к родственникам.
Скоро можно будет открыть еще одну кузницу, но у него нет сына, и он очень переживает, что ему некому передать свое дело. Дома у него пять дочерей, не родила жена ему наследника. Старшая дочь недавно вышла замуж за ткача, и вместе с зятем и со всей его семьей целыми днями  стоит у станка, ткет холстину…
zw3     Два помощника у него, и он давно приглядывается к ним. «Можно открыть новую кузницу прямо у дороги», — мечтает мастер. До зимы еще далеко, а у него полно заказчиков. Просят сделать стрелы, мечи — богатый стал народ и хочет уберечь свое добро от воров. О войне и думать не думают горожане, все ударились в религию, недалеко от базара недавно построили буддийский храм, рядом выросла христианская церковь, да идолопоклонники и огнепоклонники часто собираются около своих святилищ и поют разные гимны. На базаре миссионеры-католики в черных сутанах, собрав возле себя большую толпу, поют псалмы и рассказывают разные библейские истории из своих книг. И в христианской церкви священники с тюркскими именами служат молебны. Чудеса!.. У всех свои праздники, и люди общинами справляют свадьбы, рождение детей, хоронят усопших. Спокойствие и мир царят в городе…
Уста опять вспомнил, как однажды произошла небольшая стычка. Один огнепоклонник продал христианину негодную лошадь, тот привел ее обратно, но продавец не захотел вернуть деньги. И за спором последовала драка, которая потом превратилась в настоящее побоище между христианами и огнепоклонниками.
На базаре, как обычно, было много народу. Клич «Наших бьют!» дошел до каждого как призыв к защите интересов именно их общины… Все кинулись защищать своих. Подоспевшие было воины правителя ничего не смогли сделать. Тогда к дерущимся вышли священнослужители, но и их слова не возымели действия, их даже стали оскорблять. К вовлеченным в потасовку присоединялись все новые горожане… Так началось настоящее столпотворение.
Уже начало темнеть, а базар превратился в поле битвы. С торговых прилавков и столов полетели овощи, фрукты, рассыпались мука и рис, разбитая посуда хрустела под ногами, валялись туши мяса, ковры и ткани были залиты маслом, разграблены кузницы и лавка ювелира. В ход пошли палки, кто-то нашел копье. Отовсюду крики и плач.
Но вот часть людей под воздействием старейшин решила прекратить побоище и стала покидать место драки. За ними следом ринулись их обидчики. Неподалеку оказался буддийский храм, и драчуны забежали в него. Сначала дрались во внутреннем дворике, потом направились к святилищу. К нему путь шел через трехмаршевую лестницу, по бокам которой на листовидных постаментах возвышались скульптуры будд.
Главный Будда находился в алтаре, туда и ринулась разгоряченная толпа. Уже совсем стемнело, на боковых галереях зажгли факелы, которые бросали на стены красные блики. В полумраке фигура Будды выглядела огромным грозным чудищем. Сочно налитые губы божества, прямой и довольно широкой нос сливался с покатым лбом, четко вырезанные линии надбровных дуг круто изгибались над глазницами с полуприкрытыми веками. Будда словно дремал.
Кузнец не хотел ввязываться в драку, но после того как от его кузницы ничего не осталось, он устремился вслед за погромщиками, чтобы рассчитаться за погром. Разъяренные люди уже оказались в храме. В той же круговерти драки оказались и братья кузнеца.
«Прекратите! Побойтесь святых!» — просили служители. Но драчуны не унимались, потасовка продолжалась на галереях, в коридорах храма, в часовне. Только слышались крики, стоны, и уже вовсю лилась кровь.
Кузнец по одному выталкивал братьев из самого пекла и не заметил одного коротышку, который воткнул ему в бок копье. Кузнец захрипел и упал. Драка вдруг мгновенно прекратилась. «Кузнеца убили! Кузнеца убили!» — кричали вокруг. Толкая друг друга, все побежали к алтарю. И вдруг кто-то заметил, что по темному лицу главного Будды текут слезы. «Будда плачет!» — пронеслось эхом по святилищу. Взоры еще недавно дерущихся людей обратились к алтарю.
«Будда плачет!.. Будда плачет!..»  — испуганно перешептывались вокруг. И народ кинулся бежать. Люди, не успевшие выбраться из галереи, оказывались под ногами тех, кто ринулся к лестнице. Прямо по их телам устремились к выходу все, кто находился в алтаре. Столпотворение и страх. Со всех сторон неслись  крики и стоны.
Когда избитые, израненные люди прорвались к внутреннему дворику храма, внезапно поднялся страшный ветер, засверкали молнии, загремел гром. И вдруг началась страшная гроза! Громовые раскаты оглушали, а молнии ослепляли испуганных людей. Начался ливень. От ураганного ветра сносило крыши домов, стала прибывать вода к реке и нанесла городскую запруду. Мгновенно началось мощнейшее наводнение. Воды было так много, словно море пролилось, затапливая город, заполняя улицы и дома грязью и илом.
Иные горожане, едва прихватив свой скарб, выгнав скотину, торопились к ближайшим холмам. Смельчаки с детьми и собаками лезли на крыши домов. А ливень все шел и шел… Буквально чрез час вода стала подниматься из-под земли. Сначала по колено, потом по пояс. Сильным речным течением стало смывать скот. Вода легко сгребала с крыш и людей, и животных, она прибывала и сверху, и снизу. А в воздухе стоял такой страшный гул, словно на город двигалась огромная снежная лавина…
Те, кто успел убежать из города, стояли на холмах и с ужасом наблюдали, как рушились их дома, уплывала скотина, смывало урожай с полей и огородов. В воде было много людей, которые тщетно пытались выбраться из ураганного потока.
«Это Будда проклял наш город!” — сказал кто-то. «Это проклятье Будды! Проклятье Будды!» — неслось по холму…
Дождь шел всю ночь. Было темно, только слышалось, как по городу шла большая вода, падали стены домов, выли собаки. Наутро вода наконец остановилась. Стоящие на холмах горожане увидели руины своего города, всюду трупы людей и животных.
«Это Будда проклял нас за то, что мы осквернили его святилище», — говорили участники роковой драки. Им было стыдно смотреть в лицо горожанам, которые за считаные часы лишились всего…
От былой роскоши Ак-Бешима не осталось и следа. Усадьбы богатых людей занесло илом, поля и огороды превратились в бескрайние мусорные свалки. Маленькие домишки были стерты с лица земли. А от буддийского монастыря и церкви остались одни развалины. Везде валялись тела погибших, трупы животных и птиц. И к обеду от них уже начало исходить зловоние. Многие горожане решили навсегда покинуть город…
Прошло много лет, прежде чем Ак-Бешим смог восстановиться от погрома и стихии. Но это  был уже не тот город, некогда утопавший в богатстве и роскоши. Он на долгие годы потерял свое благополучие и славу. И как ни старались его жители, Ак-Бешим уже никогда не мог вернуть былую мощь и процветание. Прошло несколько десятилетий, и Ак-Бешим прекратил свое существование…

Софья НУРМАТОВА.






Добавить комментарий