Main Menu

Поэзия из камня и металла Виктора Шестопала

     Вышла в свет книга-альбом, посвященная 60-летию творческой деятельности отечественного мастера станковой и монументальной скульптуры, народного художника Кыргызстана Виктора Арнольдовича Шестопала. 

1     Издание прекрасно иллюстрировано изображениями работ ваятеля, созданных им за все эти десятилетия начиная с 1953 года. С предисловием к альбому выступили народный поэт Кыргызстана Вячеслав Шаповалов и профессор КРСУ Валентина Воропаева. Свои размышления о том, чем для него является избранное дело, которому посвящена вся жизнь, представил на суд читателя и сам Виктор Арнольдович. Это своего рода признание в любви и к творчеству, и к Ее Величеству Скульптуре. Вот слова самого автора: «О скульптуре можно писать много, если ты в нее влюблен, если ты думаешь о ней, если у тебя после завершения работы наступает пустота и она затягивается, и ты чувствуешь свою беспомощность, и никто за внешним спокойствием не видит, что творится в душе, страх бесплодия… Но вдруг в тебя что-то запало, зацепилось и зреет, зреет, и ты в себе увидел то, что вызывает трепет в душе. Есть! Нашел! Жизнь в творчестве продолжается!».
Виктор Шестопал — автор хорошо известный в нашей республике, и особо представлять его читателю, пожалуй, не требуется. Своеобразным символом столицы за эти годы стало изваяние в честь неординарной личности прошлого столетия — Курманджан датки. Ее величественная фигура украшает проспект Эркиндик и прекрасно вписалась в уже существующий образ этого уголка города. И, конечно же, знаковым стал памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, установленный перед Кыргызско-Российским Славянским университетом. О мастере и его вкладе в культуру Кыргызстана говорят и другие его творения. Тут и бронзовый памятник одному из основоположников отечественной науки К. И. Скрябину, и мемориальная доска, установленная в честь великого хирурга Исы Ахунбаева, и бюст Героя Советского Союза Г. Е. Конкина, и памятник павшим защитникам    Отечества в Токмоке. Нельзя не упомянуть и памятник-мемориал «Ата-Бейит» в селе Чон-Таш. Это словно реквием в камне по невинно убиенным во времена сталинских репрессий. Исполнен мемориал Виктором Шестопалом совместно со скульптором С. Ажиевым  и творческим коллективом архитекторов под руководством К. М. Алымкулова. К такого рода работам можно отнести и установленный относительно недавно в парке Победы им. Даира Асанова мемориал блокадникам Ленинграда.
2     А вообще, работы В. Шестопала разбросаны по миру. Есть они и в знаменитой Третьяковской галерее, и в собрании министерства культуры России, а также созданные им памятники возведены в Магнитогорске, Южно-Сахалинске, Ташкенте. Скульптурные творения имеются в  частных коллекциях Нью-Йорка, Стамбула, Бишкека. Большое собрание находится в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.
«Творчество мастера скульптуры В. А. Шестопала отличается непосредственностью, достоверностью, прочувствованностью, стремлением понять и передать в своих работах характер образа, живущего в согласии и взаимодействующего с окружающей действительностью, — так пишет в своей вступительной статье к альбому Валентина Воропаева. — С самого начала его творческого пути было ясно, что В. А. Шестопал — художник большой творческой целеустремленности, многосторонне развитый, неуклонно набирающий качественную высоту. Основательная профессиональная подготовка, композиционное пластическое мышление, пристальный интерес к жизни и, главное, титаническая работоспособность позволяют ему постоянно добиваться значительных творческих успехов».
4     А вот мнение Вячеслава Шаповалова: «Творчество яркого представителя современной классики Виктора Шестопала значительно обогащает кыргызскую станковую и монументальную пластику, оказывает значительное влияние на развитие национальной школы ваяния. Посмотрите на его героев и увидите, что монументально-декоративный жанр скульптуры Виктор Шестопал повернул лицом к человеку, точнее, вгляделся в человеческое лицо нашего времени. Искусство заглянуть в глаза отдельного человека — это вообще свойство души, магический кристалл современного художника».
6     Это умение обращаться к современникам, видеть и запечатлевать их лица ярко демонстрируют скульптурные портреты, выполненные мастером.  Среди тех, чьи образы сохранил в искусстве В. Шестопал, и простые рабочие, например, формовщик завода им. M. B. Фрунзе Д. Мусабеков, токарь М. Абдыкадыров, портрет работницы Фрунзенского камвольно-суконного комбината А. Акилбаевой, и люди известные, например, народная артистка СССР Б. Кыдыкеева, знаменитый хирург И. Ахунбаев, известная скульптор О. Мануйлова и многие другие. Сам Виктор Арнольдович так размышляет о своем видении создания портретного облика: «Иногда скульптора может привлечь просто интересная форма головы человека, иногда внешние своеобразные черты. Но, конечно, кроме внешней пластики, лично меня всегда привлекает внутренний мир человека. Если внешние черты обогащаются внутренним содержанием, такую личность интересно портретировать. Работая над портретом, необходимо проникнуть в глубину личности, раскрыть ее сущность, даже то, что человек старается скрыть глубоко в себе. Взгляд, морщины, мимика должны быть прочитаны мной, как страницы книги. Если эта личность чем-то меня привлекает, я с удовольствием буду работать над портретом».
И еще один отрывок из обращения к читателю книги-альбома В. Шестопала бросился мне в глаза своей поэтической силой. После этого понимаешь, что не зря автор смог передать так точно образ А. Пушкина.
Видимо, родник поэзии  живет в душе скульптора, только свое вдохновение он облекает не в строки, а в камень и бронзу. Послушайте, как емко и сильно рассказывает Виктор Шестопал о тайне сотворения скульптуры:   «Складки, — как музыка: где-то они звучат мощными аккордами, а где-то мелодичны. Их не нужно слепо переносить с натуры, они становятся мертвыми, дробят весь образ».
Как мне показалось, очень интересны и  размышления самого автора о себе, о поиске своего «я» в творчестве: «Я всю свою жизнь старался постичь суть скульптуры, понять ее, и только сейчас мне стали открываться тайны скульптурного мастерства, — пишет В. Шестопал. —      Скульптура — это не буквальное отражение жизненных явлений и конкретных персонажей, а самостоятельная сущность, облеченная в присущую только для ее существования форму. В скульптуре не нужно стремиться к подобию форм реальных предметов, они лишь служат для рождения творческой идеи».
В целом издание позволяет читателю, порой далекому от мира искусства, словно заглянуть в творческую мастерскую скульптора, туда, где из глыб камня, кусков металла и обрубков дерева рождаются гармония и красота, и еще раз вспомнить или познакомиться с творениями замечательного скульптора Виктора Шестопала.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Иллюстрации из книги-альбома «Скульптор Виктор Шестопал».






Добавить комментарий