Main Menu

Пенсионная реформа: как добиться справедливости?

     На днях чиновники Социального фонда обсудили с общественностью проект концепции развития системы пенсионного обеспечения КР.  В  дискуссии за круглым столом, где Соцфонд представил свои разработки, выводы и рекомендации продолжающейся в Кыргызстане  уже два года пенсионной реформе,  участвовали представители правительства, гражданского общества, депутаты парламента, журналисты. Дискуссия явно удалась — вопросов было столько, что ответов на многие их них разработчики законопроекта пока не нашли. Но обещали найти непременно.

Что предлагает Социальный фонд?

pens1     Презентацию доклада  «Пенсионная реформа: основные выводы и рекомендации» сделала советник председателя СФ КР Гульнура Джуматаева. Задачи пенсионного фонда, подчеркнула чиновница, — это обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, стабилизация роста расходов системы в будущем, повышение  ее привлекательности для населения.
Она рассказала о главных направлениях реформы: совершенствование тарифной политики государственного социального страхования; повышение эффективности расходов республиканского бюджета на пенсионное обеспечение; совершенствование политики пенсионного страхования в целом и  работы накопительного компонента пенсионной системы в частности; развитие рынка негосударственных пенсионных услуг и инфраструктуры системы пенсионного страхования; повышение грамотности населения в вопросах пенсионного обеспечения. Конкретно Соцфондом было предложено видение путей решения проблемы по пяти  главным вопросам:  тарифная политика соцстрахования; льготные пенсии и надбавки к пенсиям из бюджета страны; пенсионное обеспечение трудовых мигрантов; развитие негосударственных пенсионных фондов (НПФ); пенсионное обеспечение военнослужащих.
Изменения в тарифной политике соцстрахования предлагаются следующие: для сельских товаропроизводителей, владеющих земельными наделами, за 10 лет (2015 — 2024)  базовая ставка земельного налога (сегодня составляющая 30 сомов в месяц) вырастет  таким образом: владельцы  земель до 2 га будут платить 70 сомов в месяц первые два года, следующие два — 172,  затем еще два — 314, в 2021-м — 497, 2022-м — 677, 2023-м — 886, 2024-м — 1 288 (в процентах это составляет 0,5%, 1, 1,5, 2, 2.5, 3, 4%).
Для тех, кто владеет участками от 2 до 10 га, рост ставок рассчитан на 5 лет (2015 — 2019), в месяц это составит: в 2015-м 139 сомов, 2016-м — 234, 2017-м — 345, 2018-м — 571, 2019-м — 837 сомов. Для крупных землевладельцев (от 10 га)  рост ставок рассчитан на три года (2015 — 2017) с 2 до 4%, и они составят в месяц 278, 469 и 690 сомов соответственно.
Ставки тарифов для индивидуальных предпринимателей (по патенту) и физлиц на рынках (работающих в контейнерах) изменяются таким образом: если сейчас индивидуальщики по патенту платят 400 сомов, а рыночные торговцы — 200, то (исходя из роста планируемой в стране средней зарплаты в 2015 — 2018 гг. с  13,8 тысячи до 19 тысяч сомов) ставка  будет повышаться ежегодно за это время на 2%, начиная с базовых 4%, и составит в год от 556 сомов в 2015-м до 1 902 в 2018-м.
Торговцы с лотков и занимающие торговые места, которые ныне платят на рынках в среднем от 80 до 150 сомов, с 2015-го по 2018 год будут платить от 278 в 2015-м до 951 сомов  в 2018-м.
Есть изменения и  для организованного сектора экономики (хозяйствующих субъектов). Им предложены  такие возможные меры: установление верхнего предела облагаемого размера     зарплаты при начислении страховых взносов или рассмотрение возможности снижения ставки тарифов страховых взносов с работодателя. Если верхний предел составит 50 тысяч сомов при численности застрахованных хозсубъектов, составляющей 4 791, и средней зарплате свыше 96 391, то потери бюджета СФ КР  превысят 700 млн. сомов, встревожены руководители  Соцфонда.
В части льготных пенсий опять  идет речь о повышении пенсионного возраста для льготных категорий граждан. Так, предложено с 2015 г. повысить его до 58 лет для мужчин и 53 для женщин, проживающих в условиях высокогорья, а для женщин, имеющих трех и более детей, — повысить время выхода на пенсию с 45 до 48 лет.
Критерии назначения пенсий за особые заслуги предлагается пересмотреть. По мнению СФ, надо отменить  имеющуюся сейчас практику, когда надбавки к пенсиям в несколько раз выше  их самих. Надбавка к пенсии не должна превышать размер самой пенсии.
Пенсии трудовых мигрантов — вопрос для нашей страны тяжелый. Поскольку от 500 тысяч до 1 миллиона кыргызстанцев зарабатывают себе на хлеб в других странах и мало кто из них думает о будущих пенсиях, Соцфонд справедливо опасается, что рано или поздно большинство из них обратится за назначением пенсий по возвращении, которые не с чего будет рассчитывать, поскольку  пенсионные отчисления с зарплат мигрантов удерживаются не в наш бюджет. По инициативе стран-доноров рабочей силы, к числу которых принадлежит и Кыргызстан, предлагалось уже не раз обсудить это в парламентах принимающих мигрантов стран, в первую очередь в Госдуме России. В 2012-м и 2013 годах  наш бывший соотечественник Б. Силаев поднимал этот вопрос в России и Кыргызстане. Он с представителями негосударственных пенсионных фондов (НПФ) двух стран предлагал ряд эффективных мер, способных переломить зыбкую и взрывоопасную в перспективе  ситуацию с пенсиями мигрантов. Но пока особых сдвигов не видно, хотя его инициатива возымела действие — все больше людей стали задумываться о своем пенсионном будущем и возможности формировать пенсию через НПФ.
Как рассказала Г. Джуматаева, КР и РФ в настоящее время разрабатывают проект договора о сотрудничестве в  области социального страхования. Им предусмотрен перевод пенсий гражданам обеих стран по месту постоянного проживания по принципу «пропорциональности».      Правда, осталось непонятным, каковы же эти пропорции и на чем основаны.
А по законам КР для наших граждан — трудовых мигрантов предусмотрены восстановление трудового стажа для начисления пенсии с 1.01.1996 г. и возможность добровольного пенсионного страхования не менее 8% в месяц от размера среднемесячной   зарплаты в Пенсионный фонд. Если среднемесячная (номинальная) зарплата в стране составляла на начало июня т. г. 11,5 тыс. сомов, то для мигранта 8%  (920 сомов) — вполне посильная плата на свое будущее.
Что касается негосударственных пенсионных накоплений, то для стимулирования НПФ СФ обещает принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие защиту пенсий и регулирующие отношения между участниками негосударственных пенсионных систем. Предусматривается создавать предпосылки для привлечения работодателей (которые могут быть и вкладчиками НПФ) к участию в негоспенсионных системах за счет льготного налогообложения.  Есть идея и корпоративных и профессиональных пенсионных фондов для работников крупных предприятий/объединений по профессиональному или отраслевому признаку, в т. ч.  с предусмотрением для таких предприятий льготного налогообложения. А чтобы укрепить доверие людей к НПФ, Соцфонд устанавливает для них нормативы минимальной доходности, платежеспособности и покрытия убытков.
По пенсиям для военных и правоохранителей развернулась целая мини-дискуссия. Сейчас в этом секторе много споров, претензий и вопросов. В частности, зарплата этой категории работников неунифицированная, в результате сохраняется диспропорция среднего уровня пенсий от 4 200 (в Агентстве по пожарной безопасности) до 13 800 сомов (в Финполиции). Споры вызывают и разные стандарты при назначении пенсий этим категориям (по размерам продпайка, денежным компенсациям, оптимальному механизму повышения пенсий).
СФ предлагает разделить системы пенсионного обеспечения военных и правоохранителей, закрепить за МО КР полномочия единого госоргана в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих.  Также разрабатывается концепция пенсионного обеспечения правоохранителей и будет определен  ответственный  за это госорган и для них. Этот вопрос отдельно рассмотрит Совет обороны республики.

О «тонких местах» будущего и настоящего пенсионного обеспечения

     Начал дискуссию первый замглавы Федерации профсоюзов Кыргызстана Темирбек Джаналиев, сообщив, что в его ведомстве обсудили проект концепции и в целом с ним согласны, особенно в той части, что раньше в пенсионной сфере наблюдался неполный охват сельских товаропроизводителей и  торговцев на рынках. Предварительное обсуждение с этими категориями показало их согласие с предложенным решением вопроса. Но, отметил профсоюзный лидер, пока не охвачены концепцией работники лесного хозяйства.
Начальник управления Минэкономики  Айдаралиев, в целом поддержав основы концепции Соцфонда, отметил, что в стране тысячи людей на основе договора имеют земли лесного фонда и их, как и сельчан, следует охватить  страховыми взносами. А в отношении  роста тарифных взносов для сельчан в зависимости от размера земель он предположил, что в будущем возникнет много  недовольства из-за разного уровня урожайности участков не только внутри страны, но даже внутри каждого села, что означает и разную доходность. Он предложил учесть этот фактор в соответствии с Земельным кадастром.
Глава профсоюза работников торговли Дамира Долоталиева также высказала ряд сомнений: во-первых, охват работников рынков пока неполный: «Самое страшное — что предприниматели на рынках  в большинстве не знают, насколько важно для  их будущего делать отчисления в Соцфонд. Надо больше разъяснительной работы. Просим выпускать буклеты, брошюры, а мы поможем их распространять. Многие даже 200 сомов не хотят платить, так как не понимают, сколько через 15 лет получат в виде пенсий. Они справедливо ссылаются на то, что не могут получить выписку в СФ КР  о накопленных средствах, где ссылаются на отсутствие данных. Мы готовы сотрудничать с СФ».
Азиза Юлдашева из Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызстана сообщила, что сотрудники альянса провели исследование предпринимателей по вопросу, как они формируют свою  будущую пенсию. Оказалось, рассказывает она, в большинстве люди считают систему соцобеспечения негибкой, устаревшей: «Многие правоохранители выезжают из Кыргызстана в Россию, чтобы там получать пенсию, поскольку  там выше минимальная зарплата, а соответственно и пенсии. У простых предпринимателей нет такой возможности. Действительно, Соцфонд требует большой реформы. Всеобщая система уравниловки (когда мелкий фермер или преуспевающий бизнесмен с огромными доходами выплачивает одинаковые проценты) привела к тому, что сейчас размер начисляемой пенсии просто мизерный — не выше 4 тысяч сомов. И это не мотивирует никого платить в СФ больше».
Она сообщила, что участники опроса в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях (водители-грузоперевозчики, таксисты) не имеют патентов  и не заинтересованы в оплате. На рынке в Кара-Суу лишь часть торговцев платит 200 сомов, но только те, кто вскоре планирует выйти на пенсию. Остальные платят  по 200 сомов работникам Соцфонда, совершающим обход торговых точек раз в полгода,  причем им  не выдают страховых полисов, только квитанции.  И этих людей тоже нет в базе данных СФ.
«Соцфонд идет самым легким путем, предлагая повысить тарифы, но если народ не платит и при существующих ставках, то потом он вообще уйдет в тень. Второй вопрос: куда идут собранные деньги? Доходят ли они до Соцфонда? Здесь существуют «хорошие» коррупционные схемы.  Далее, оказалось, что на юге можно заплатить только в «Айыл банке». В Оше он находится на окраине, куда сложно добраться, в Араване — в центре, где все забито торговцами и сложно подъехать. Оказалось, что «Айыл банк» выиграл тендер на сбор этих средств. Везде очереди, и вообще вся система крайне неудобна для предпринимателей. Поэтому мы предлагаем реформу в другом: начните с себя, уважаемый Соцфонд! Нужно, во-первых, улучшить администрирование платежей  при существующих тарифных ставках, так как есть возможность собирать больше, не повышая тарифов. Во-вторых, реформировать данные СФ КР по  обновлению базы данных по плательщикам. В-третьих, реформировать работу в части накопительного компонента системы. Почему даже бизнес-ассоциации, выплачивая 25-30%, в накопительной части имеют всего 2%, что абсолютно не мотивирует никого? В-четвертых, надо повысить прозрачность работы СФ, это повысит доверие к нему. В-пятых, все банки должны принимать платежи за патент. Также на рынках должны действовать терминалы по оплате, а общение работников  фонда с предпринимателями следует свести к минимуму. И вообще, надо признать наличие патента и страховых взносов основанием для выплаты пенсии», — очень грамотно и доходчиво объяснила предложения НАБА А. Юлдашева.

     Назгуль Ташбаева, независимый эксперт в сфере соцзащиты, подчеркнула огромную работу СФ по концепции, но отметила, что  краткий вариант и вариант на сайте СФ различаются. Цель концепции, отметила она, в том, чтобы заинтересовать людей платить, зная, какая у них будет пенсия. Также она просила участников обратить внимание на то, что текущая и будущая ситуации развития пенсионной системы связаны с ростом финансирования из республиканского бюджета: «Сборы страховых взносов СФ в 2013 году составили 17 млрд. сомов, а ассигнования из бюджета — около 13 млрд. Почти паритет. И потому растет нагрузка на бизнес. Также неясно, почему перспективы развития пенсионного страхования основаны на повышении тарифов, но не обращены в сторону улучшения администрирования и сбора страховых взносов? Поддерживаю и предложения бизнес-сектора по упрощению доступности таких взносов и росту заинтересованности. Соцфонд неоднократно акцентировал, что размер пенсий должен отражать, сколько человек заработал за всю жизнь. К сожалению, система надстроек и надбавок к пенсиям этого не отражает. Почему? Трудоспособные граждане должны быть заинтересованы в увеличении доходов, зарплаты, и это закономерно должно влиять на пенсии. Но нельзя лоббировать интересы отдельных категорий — военных, правоохранителей, рассматривать надбавки всего для двух категорий — судей и персональных  пенсионеров. Давайте идти не в сторону повышения надбавок, а в сторону роста зарплат. Думаю, Минфин должен нас поддержать».  Также она затронула вопрос управления накопительной частью пенсий. Система эта введена у нас с 2010 года, но до сих пор действует временное положение об управлении этой частью, вопрос несомненно требует доработки. Другой момент связан с открытостью и доступностью работы СФ КР, именно неполная прозрачность ведет к коррупционным схемам, и этого вообще нет в концепции. Продолжая вопрос о трудовых мигрантах, она подчеркнула, что «предложенная концепция в этом варианте повторяет пункты варианта 2007 года. Не видно,  к какому году проблему пенсионеров наконец решат Кыргызстан и Россия. Может быть, есть другие, более действенные варианты?».

Замминистра  финансов Арзыбек Кожошев озвучил некоторые замечания Минфина к проекту концепции: «В части надбавок и льгот к пенсиям. До 2005 года  доля этих надбавок к бюджету составляла  около 70 миллионов сомов, в 2010-м — 164, в 2014-м — 286 миллионов. Мы выращиваем особую касту льготников! Может ли такое маленькое государство, как Кыргызстан, это потянуть? И нужно ли оно нам? Принципы социализма нужно вытеснить.
Надбавки судьям — Минфин изначально возражал против них. Пенсии некоторых работников Конституционного суда составляют от 25 до 40 тысяч сомов. Это нормально в наших условиях? В концепции есть пункт об отмене этих привилегий, но одновременно есть и закон о том, что условия для пенсионеров не должны ухудшаться. И судьи, лишившись надбавок, обратятся в суды.
Второй вопрос — о надбавках военным. Раньше у нас действовало «право входа к президенту» — кто был туда вхож, у того пенсия и увеличивалась. В результате главенствовали ГСНБ, Финпол и т.д.  Поддерживаем и вопрос  повышения стажа выслуги лет для военных. 25 требуемых сейчас лет, и они — 40-летние пенсионеры, в то время как у них огромный стаж и много сил. Также Минфин против передачи оборонному ведомству вопроса  пенсионного обеспечения силовых структур, поскольку оно не знает специфики работы ГСНБ, МВД. Мы предлагаем создать департамент при СФ КР, который и будет отвечать за политику, назначение и выплаты пенсий».
По базовой части пенсий Минфин отмечает:  хотя до 2010 года она полностью покрывалась  резервами СФ КР, «сейчас почти покрывается республиканским бюджетом и составляет 8 миллиардов, а с 2015-го  достигнет 9 миллиардов сомов и будет закрываться из бюджета полностью. Надо внедрять принцип справедливости!»
Автор этих строк также задала вопрос напрямую главе СФ КР: «Почему в концепции  столь важной темы, как пенсионная реформа, говорится только о будущем пенсионной  системы, но никак не о  настоящем — о пенсионерах сегодняшнего и вчерашнего дня. В 1994 году, когда приняли действующую пенсионную систему, в  недавно получившей суверенитет стране отмечались сложности как с бюджетом, так и с экономикой в целом. Видимо, тогда социальный орган получил заказ от правительства минимизировать расходы в социальном блоке как наиболее безответном. В результате люди, выходящие на пенсию в последние годы, в 2010-х, при имеющемся трудовом стаже свыше 35 лет и при  заметных трудовых заслугах — в образовании, науке, медицине и проч. — получают мизерные пенсии в 3-4 тысячи сомов, недотягивающие даже до прожиточного минимума. Почему никто в Соцфонде и правительстве не говорит о необходимости пересмотра и пересчета этих несправедливых норм? Почему в расчет пенсий берутся только годы до 1996-го, ведь люди работали и после этого? Почему при расчете применяются столь мизерные коэффициенты, составляющие десятитысячные доли процента?  Когда этот антинародный порядок будет пересмотрен? И не надо говорить нам о том, что в бюджете нет денег для улучшения положения пенсионеров, — мы прекрасно знаем, сколько средств в стране тратится на содержание всерастущего аппарата управления, сколько ежегодно разворовывается и уходит по теневым и коррупционным каналам».
Кроме того, участники задали еще несколько десятков вопросов: о различиях в пенсионных системах Кыргызстана и Казахстана, где также работают наши мигранты и где  начисленные пенсионные отчисления (за вычетом 10% пенсионного налога) вручают человеку при отъезде из страны;  о теневом бизнесе в КР, который, по ряду оценок, превышает 70%; о необходимости пересмотра актуарного коэффициента, низкий уровень которого заставляет людей в 70 и более лет работать, чтобы получить опять же мизерную добавку к пенсии; о том, что не нужны льготы в тарифах, а следует вводить нормальные тарифы; о том, что государство должно создавать политику, при которой бизнесу было бы выгодно выходить из тени; о том, что принципы пенсионной политики (принципы социального обеспечения, социальной справедливости и пенсионного обеспечения) находятся в остром противоречии; о необходимости усилить социальную ответственность государства за людей с ограниченными возможностями здоровья; о необходимости развивать НПФ как фактор здоровой конкуренции между государством и негосударственными структурами; о необходимости внести героев-чернобыльцев в перечень Минобороны по начислению пенсий; о том, что люди, с зарплаты которых отчисляются средства в СФ, не могут получить данные о сумме отчислений, и о многом другом.
Подытожила двухчасовую оживленную дискуссию вице-премьер по социальным вопросам  Эльвира Сариева, предложив всем участникам отправить свои предложения в Соцфонд и продублировать их лично ей. Это предложение особенно понравилось присутствовавшим.
Отметим, что проект концепции реформ в пенсионном  обеспечении размещен на сайте ведомства (www.sf.kg)  и все желающие и имеющие сказать что-то по его сути могут направлять свои замечания и предложения в Соцфонд.

 Елена МЕШКОВА.

 






Добавить комментарий