Main Menu

Ислам и насилие несовместимы

     На вопросы о терроризме в Кыргызстане и мире, конфликте исламской и неисламской цивилизаций отвечает кандидат политических наук, директор Государственной комиссии по делам религий Орозбек МОЛДАЛИЕВ. 

Возможен ли джихад в Кыргызстане?

1     — По информации ГКНБ, свыше 70 кыргызстанцев находятся в Сирии, якобы они выехали туда, чтобы участвовать в сражениях. Можно ли говорить о том, что в нашей стране часть граждан верит, что если кто-то скажет: «Идет джихад», нужно воевать? И что если джихад объявят в Кыргызстане государству или другой группе граждан, они станут участвовать в незаконных действиях здесь?
— Теоретически такая опасность есть. Некоторые малограмотные мусульмане объявляли джихад Президенту Кыргызстана. Руководству нашего государства тоже несколько лет назад объявляли джихад. Но это не соответсвует канонам ислама. Малый джихад разрешен только в трех случаях. Первый: если в отношении страны совершается агрессия. Но его объявляет не любой желающий, а государство. Тогда обязанность каждого мусульманина защищать свой край от агрессора. Второй: когда мусульман заставляют отказаться от веры. Третий: когда нарушается соглашение, например мирное. Почему такие виды борьбы называют малым джихадом? Потому что, согласно исламу, самый большой джихад — духовное самосовершенстование. Есть понятие «навс». Очень трудно человеку бороться со своими пороками, соблазнами.
Что касается того, что 70 наших граждан находятся в Сирии. Молодежь отдельные люди обманывают заявлениями о том, что надо защищать единоверцев. Но происходящее там к нам отношения не имеет. Это гражданская война, внутреннее дело этого государства. Поэтому наши духовные лидеры ведут разъяснительную работу.
     — Какова вероятность того, что в июньском конфликте 2010 года участвовали члены «Исламского движения Туркестана» или других запрещенных в КР экстремистских организаций, если и не в качестве организаторов, то хотя бы хотели воспользоваться ситуацией в своих целях? Потому что мне доводилось слышать свидетельство очевидца, который утверждал, что в те дни звучали крики: «Джихад, начался джихад».
— Прямых доказательств этого нет. Многие люди утверждали, что в начале беспорядков прозвучал призыв с минбара, но это к религии никакого отношения не имеет. Правоохранительные органы расследовали эти факты. Потом они находили в мечетях людей, причастных к июньским событиям, оружие изымали. Но религиозные деятели тут ни при чем. Следует пояснить. Ислам — это религия мира, взаимной любви, толерантности. Но мусульмане  разные. Некоторые прикрываются вероучением, другие не тем толкованием увлекаются, попадают в сети организаций радикального толка. К примеру, молодежь завлекают в ряды «Хизб-ут Тахрира», заявляя, что пока не будет создан халифат, не дождаться справедливости в стране. Ребята верят.
 — По меньшей мере два широко известных в Кыргызстане человека, называющих себя членами Союза мусульман Кыргызстана (правда, неизвестно, сколько людей, кроме них, в него входят), демонстрируют отрицательное отношение к США. Несколько лет назад они пытались публично сжечь флаг этого государства. Такие проявления единичны или, можно сказать, что мусульманская община в нашей стране негативно относится к США? Если да, то почему? Нет ли чувства сочувствия или солидарности, скажем так, движению «Талибан» или другим зарубежным организациям? 
— Что из себя представляет Союз мусульман Кыргызстана, мало кто знает. У нас есть разные организации, называющие себя Советом мусульман Кыргызстана, Ассоциацией мусульман Средней Азии и Казахстана и так далее. Это их право. И демонстрация отрицательного отношения к Соединенным Штатам Америки — тоже, потому что и в США не все граждане имеют взгляды, идентичные с государственной политикой. Но не надо границу дозволенного, закона, приличия переходить.
Если это Союз мусульман Кыргызстана, они не должны идти на экстремистские действия. Последователи ислама отличаются терпимостью, на этот счет в знаковой суре «Аль-Аср» (что в переводе означает «Послеполуденное время») сказано: все люди будут в убытке, кроме тех, у кого есть вера, кто творит добро, кто совершает справедливость и кто проявляет терпение. Те, у кого есть эти четыре качества, попадут в рай. Сжигать флаг какого-то государства, выражая тем самым неуважение и к нему, и к его гражданам, — нехарактерно для правоверных. Конечно, Соединенные Штаты Америки порой дают повод для недовольства мусульман: события в Ираке, Афганистане и других странах они считают притеснением последователей ислама. У бывшего лидера Ирака Саддама Хусейна, к примеру, немало сторонников в мире.
     — Вы учились и бывали в США и могли наблюдать: а как там государство относится к мусульманам, мусульманской общине? Соблюдаются ли в отношении них гарантии свободы вероисповедания, другие человеческие и гражданские права? Нет ли предвзятого отношения?
— Многие граждане воспринимают исповедующих ислам негативно, об этом свидетельствуют исследования. Но внешне это не выражают, они веротерпимы. Да, есть те, кто оскорбляет, но основная масса толерантна. Поэтому в стране есть мечети, издаются журналы для мусульман. То есть гарантии свободы вероисповедания соблюдаются.
Стереотип «мусульманин — террорист» был силен в обществе после событий 2001 года, но постепенно из-за разъяснительной работы понимание приходит. Хотя я далек от мысли, что американцы воспылали любовью к последователям Мухаммеда, но это дело не одного дня — забыть о трагедии.
Компания Harris Interactive узнавала, как американцы и жители пяти европейских государств относятся к приверженцам ислама, и выяснила, что 38% британцев, 30% итальянцев и 28% немцев считают, что наличие в их стране большой мусульманской общины негативно отражается на национальной безопасности. Схожего мнения придерживаются 23% испанцев, 21% американцев и 20% французов.
В западных государствах порой публикуют хлесткие статьи оскорбительного для мусульман содержания. Но в демократических государствах они могут обратиться в судебные органы.
     — Недавно в Бишкеке гость из Саудовской Аравии прочитал лекцию о толерантности ислама. Между тем в этом Королевстве государственной религией является ваххабизм. Разве он не представляет угрозу?
— Да, шейх Махир приезжал. Он в филармонии прочитал лекцию не только о толерантности ислама, а обосновал со ссылками на суры Корана мысль, что в исламе нет места экстремизму, терроризму. Он настолько убедительно доказал это, что присутствовавшая молодежь записала его выступление и сейчас распространяет диски с записью, очень многим оно понравилось, это положительное явление.
После теракта 2001 года власти Саудовской Аравии официально отказались от того, что ваххабизм является государственной религией. Так что утверждать это мы не можем. Что касается ваххабизма, приверженцы этого течения есть и в Кыргызстане, они сейчас называют себя салафитами. Но человек может всю жизнь быть ваххабитом или салафитом, но не проявлять экстремизма. С другой стороны, когда такую идеологию начинают претворять на практике, проявляется неуважение к другим мусульманам, в первую очередь потому что идеологи ваххабизма утверждают: «Неверные или люди другой веры лучше, чем мусульмане, которые не с нами, потому что те не знают, а эти знают, но не соблюдают, поэтому их надо в первую очередь убивать».
     — Может ли быть ислам толерантен? 
— Конечно, он к этому и призывает. В Коране сказано, что самые близкие мусульманам — иудеи и христиане. Есть понятие «люди Писания».      Мусульмане уважительно должны относиться к народам, к которым пришли Писания, и всех пророков иудейских и христианских ислам считает и своими. Говорится также, что надо терпеливо относиться к людям любой веры. Каждый сам ответит на том свете за свои дела. Когда пророк Мухаммед хотел принудительно обращать людей в религию, к нему пришел аян (откровение) такого смысла: «Мы направляли вас только с пророческой миссией. Вы только объявите, призовите. А придут, не придут — это их дело».
     — А что он говорит о терроризме?
— Насилие и ислам несовместимы. Даже если человек попадет в сложную ситуацию, он должен проявлять терпение и с честью выдержать трудности, потому что Всевышний его испытывает. Когда пророк Мухаммед совершил последний хадж и вернулся, его окружение стало замечать, что он больше наставлений стал делать, как бы прощаться, и спросило: «Вы, наверное, собрались в вечный мир. Тогда оставьте после себя преемника». А он ответил: «Нет. Мусульмане сами должны выбрать». Вот что значит демократия в исламе. Он сказал им: «Сейчас самые лучшие времена. Потом могут наступить трудности. Тогда молитесь дома. А если и такой возможности у вас не будет, уходите в горные ущелья, выпасайте там овец и там молитесь». Он не говорил: «Объявляйте войну, устанавливайте халифат».
     — Можно ли ради целей, которые кажутся благими, жертвовать жизнями невинных людей? Речь, например, о так называемых шахидах.
— В исламе самоубийство не то, что не поощряется, а осуждается. Человек не имеет права отнимать жизнь, данную Богом.
 — Почему тогда у нас некоторые люди, называющие себя верующими, постоянно пытаются заставить все общество жить в соответствии с их мировоззрением? Например, отдыхать в пятницу, а не воскресенье, не праздновать Нооруз или 8 Марта, не смотреть определенные телепередачи и не носить какую-то одежду, не использовать суррогатное материнство и так далее?
— Некоторые предлагают отдыхать в пятницу, говоря, что не успевают на намаз. На него уходит один час, а то и меньше. Мечетей, слава Богу, много. Этот вопрос можно решить, потому что государство светское, и надо жить в соответствии с Конституцией и законами. Многие считают Нооруз мусульманским праздником, но этот обычай остался у нас с доисламских времен, это зороастрийский праздник, и никто не может запретить людям отмечать его. Кто не хочет, пусть не празднует. Так же, как и 8 Марта. Государство объявляет их праздничными днями, а в государственные вопросы религиозные организации не имеют права вмешиваться. Надо исходить из Основного закона.
Есть отдельные радикалы, которые призывают вообще не смотреть телевизор. Но это личное дело каждого. Они могут не смотреть какие-то телепередачи, если они им не нравятся, ради Бога, пусть сами отдыхают в пятницу, но навязывать всему обществу свои правила, еще и на законодательном уровне, не имеют права. При таких спорах надо обращаться в официальные мечети, а не к муллам-недоучкам. Там могут дать разъяснения. Наши религиозные деятели не запрещают телевидение, наоборот, используют его возможности, выступают в передачах и обращаются к нам с просьбой посодействовать выделению эфирного времени. Когда приезжал шейх Махир, все присутствовашие на его лекции записали ее на видеокамеры и теперь смотрят.
В отношении одежды. Не только у религиозных людей, даже и у неверующих вызывает ужас то, что полуголые люди могут ходить по нашим улицам. Правила приличия в обществе должны соблюдаться. Не надо путать повседневную одежду и спортивную или пляжную. Это недостаток общей культуры. Молодежи нужно прививать вкус и понимание, что спортивная форма — для спортзалов, слишком открытая — для пляжа. Есть другая крайность. Молодые люди ходят в пакистанской или арабской одежде и раздражают окружающих. Недавно приезжал ученый из Саудовской Аравии. Мы беседовали с ним в присутствии муфтия. И гость сказал: «Они не понимают, что своим внешним видом отталкивают людей от ислама». Надо жить сообразно местным условиям.
Да, в Коране четко сказано, что мусульманки должны прикрывать определенные части тела. Многие не знают историю вопроса. Знатные женщины Саудовской Аравии носили на голове платок, прикрывали шею и ходили в длинных платьях. Это был признак принадлежности к знати. Другим это не разрешалось. Но мусульманкам разрешили одеваться как представителям элиты, потому что они чистые, благородные.      Раз в Коране это сказано, верующие должны это соблюдать, однако у светского государства есть свои нормы. Мусульманка, работающая в определенном учреждении, должна соблюдать его дресс-код. Если же она считает, что это противоречит ее убеждениям, пусть ищет другую работу. Известный исламский ученый Фетхулла Гюлен, когда во Франции стали запрещать в государственных образовательных заведениях носить религиозные атрибуты, не только платки,  но и кресты и так далее, сказал: «Если в противоречие приходят одежда и знание, надо выбрать знание».
     — Что ислам говорит о попытках дискриминировать других граждан?
— Мы с муфтиятом обсуждали этот вопрос и решили: Духовное управление мусульман Кыргызстана не может принимать решения, противоречащие нашей Конституции и законам. Это будет считаться вмешательством в дела государства. Это муфтий и новая его команда понимают.
(Продолжение в следующем номере)

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото из архива О. Молдалиева.






Добавить комментарий