Main Menu

Планировать будущее, корректируя настоящее, — вот цель поиска путей укрепления государственности и страны

     (Окончание. Начало 27-июня)

Как найти свою нишу в эпоху глобализации?

     Тынычбек Калыбеков, представитель Министерства энергетики и промышленности, отметил: «Конечно, каждый из нас должен знать свою историю. Но жить надо  историей и достижениями не минувшего, а настоящего. Есть ли  у нас сегодня прогнозы на будущее: как будет жить страна через 10, 20, 30, 100 лет? У нас нет таких прогнозов, все по инерции: сегодня прожили — и ладно! А надо нести ответственность за то, в каких условиях будут жить наши потомки. Не секрет: мы живем под боком огромного государства с  внушительным населением. Если в 1952 году на Земле насчитывались два миллиарда человек, то сегодня уже подходим к семи! В 80-х годах в Китае осуществлялась политика: одна семья — один ребенок. Многие хотели мальчика. В результате сегодня  там  выросло около 40 миллионов холостых парней от 20 до 30 лет, которые не могут найти себе жен. По неофициальным данным, в Центральной Азии уже работает около 200 тысяч китайцев.  Наш народ небольшой, но у нас действуют четыре института по изучению основ учения Конфуция (в Узбекистане — всего один). Для чего эти институты? У них две цели — изучение китайского языка и пропаганда китайской культуры. Пройдет время, наша молодежь будет в большинстве своем знать китайский язык. Наши предки в прошлых веках не от хорошей жизни вошли в состав России. Мы должны прогнозировать, что нас ожидает в ближайшие десятилетия, что делать, чтобы найти свою нишу в мире глобализации и не потеряться там».
О сложностях и утратах  для развития страны в суверенный период  говорила представитель АГУПР Бактыкан Торогельдиева: «Создание и мощь государства зависят от населения и его элиты. Современное государство создавалось в жестких условиях: распад Союза ССР, отсутствие управленческого опыта и сильное давление внешних факторов (МВФ, ВТО и т.д.). Эти факторы способствовали разрушению экономики, но не это тема моей реплики. Хочу сказать о разрушении системы образования, системы ценностей, переходе к рыночным отношениям в условиях полного хаоса как в экономике, так и в системе управления. Как выходить из этой ситуации? Что будет в будущем? Ни для кого не секрет, что за эти годы снизился уровень системы образования и науки. В АГУПР два года идет реформа системы подготовки кадров и очень своевременно возник лозунг «Новые люди — для нового государства».

А. Какеев: «Кто мы такие?»

     Академик, доктор философии Аскар Какеев, анализируя полигенез кыргызской государственности,  говорил о многом и важном. О том, что вышла книга «История Кыргызстана глазами очевидцев», авторы которой   чешский историк Петр Кокайсл и  кыргызский журналист  Амирбек Усманов проанализировали  этапы формирования государственности суверенного Кыргызстана с XVIII века, связав свое повествование с судьбами конкретных людей.
А. Какеев напомнил, что кыргызские диаспоры есть во многих странах, но наиболее крупные — в Турции, на Памире, в Китае и Афганистане, и что их усилия по сохранению этнической идентичности уникальны: проживая вдали от исторической родины, большинство из них смогли сохранить свой язык, культуру. Перейдя на более современные темы,  философ  рассказал, что в странах, принимающих трудовых мигрантов (России, Казахстане, США и других), действует множество сообществ  кыргызской диаспоры, выпускаются газеты,  журналы,  проводятся конференции, обсуждаются живые темы. Для эмигрантов очень важно, чтобы их дети в России и других странах имели возможность посещать воскресные школы, где их силами самих мигрантов могли бы обучать родному языку, истории, рассказывать о культуре и ценностях народа. Сейчас идет речь на уровне правительств Кыргызстана и России о возможности открыть в Подмосковье филиал КРСУ, чтобы дети эмигрантов могли там учиться.
Опасается  Аскар Чокутаевич разгула религиозных течений в стране, кроме традиционного мусульманства, сейчас кыргызская молодежь нередко  попадает под влияние буддистов, баптистов, свидетелей Иеговы, последователей церкви Муна. «Почему это происходит? Нужно найти объединяющий дух,  объединяющую идею, определиться: кто мы такие? Среди таких идей — дух этноса. Если, по выражению академика Лихачева, «Слово о полку Игореве» — это о судьбе русского народа и русской земли, то эпос «Манас» — о судьбе, прошлом и будущем Кыргызстана».

Брать уроки у истории и передавать потомкам

     Тему продолжил академик, доктор исторических наук  Жумагул Байдильдээев, напомнивший о том, что белые пятна в истории народа и страны нужно ликвидировать,  да и уже пора менять старые взгляды на новые в русле идей глобализации. По его словам, первые интеллигенты республики, которых репрессировала советская власть в 30-е годы ХХ века, призывали к независимости Кыргызстана, но советские идеологи назвали это «пантюркизмом». «Их смерть, возможно, затормозила борьбу за независимость. Всего репрессировано свыше 40 тысяч человек, за время обретения независимости мы реабилитировали всех», — сказал историк и напомнил, что, хотя 8 ноября — День памяти погибших в репрессиях, в нашей стране этот день пока никак не отмечается, хотя в столице есть памятный камень (в сквере на пересечении Тыныстанова — Абдумомунова) и табличка, на  которой говорится, что когда-то здесь будет воздвигнут памятник. «День 8 ноября должен стать мероприятием на государственном уровне. К примеру, в Казахстане в этот день проходят уроки памяти во всех школах и вузах», — призвал ученый. Также он отметил, что сведения об исторических личностях нашей страны нужно искать в архивах России, Казахстана, Китая, и вновь  сравнил с  Казахстаном, где  недавно выделено 30 миллионов долларов на поиск сведений о казахстанцах в исторических источниках других стран. Представитель посольства России в Кыргызстане согласился с этим и высказал мнение, что проблем с допуском в архивы не будет.  «Нужно брать уроки у истории и передавать их следующему поколению», — закончил свое выступление академик Байдильдээев.

Все решения принимаются по принципу землячества, родства

     Чолпон Койчуманова, доктор исторических наук,  напомнила о вехах истории становления суверенного Кыргызстана: первая Конституция КР периода независимости (1993 год); 1994-й — референдум о двухпалатном парламенте; 1996-й —  референдум о расширении полномочий ЖК КР; 1998-й — вновь референдум и  вторая Конституция; 2003-й — референдум о переходе от двухпалатного к однопалатному парламенту; 2007-й — референдум о расширении полномочий президента (о президентском совете и ЦАРИИ); 2010-й — референдум о парламентской республике и ликвидации Конституционного суда.
«Все эти преобразования свидетельствуют о том, что у нас действовали и президентская, и смешанная, теперь парламентская республика, но от внесенных  в Основной закон изменений те проблемы, которые имели и имеют место в политической, экономической и социальной жизни общества, были, есть и остаются нерешенными. Проблема — не в  изменении Конституции, а в нас самих, в нашей политической элите, когда одна ее группировка заменяет другую и основная цель их заключается в борьбе за власть. К сожалению, некоторые оппозиционные силы также преследуют эту цель. Самая большая проблема в том, что все решения у нас принимаются по принципу однопартийности, землячества, родственных связей и т.д., что привело к коррупционности всех уровней госаппарата и стало уже просто нормой жизни, выше, чем Конституция. А это наносит значительный ущерб и урон защите и соблюдению прав человека в Кыргызстане», — справедливо замечает профессор.
Вполне справедливо она связывает вышеизложенное с неизбежным торможением в экономике и социальной жизни, ведущими к дискомфорту и дестабилизации общества, утверждая, что одной из главных причин событий 2005-го и 2010 годов стало именно ущемление прав граждан со стороны госструктур. Завершая  свое выступление, Ч. Койчуманова вспомнила выражение российского классика А. Солженицына, подходящее к нашей действительности, на ее взгляд, на 90%: «Беда наша в том, что нами правят те люди, которые в дальнейшем не видят себя с этим народом и в этой стране».
Советник российского посла А. Зареулов, поблагодарив участников за блестящие доклады,  вернулся к проблеме кыргызских трудовых мигрантов в России: «Для кыргызских мигрантов и приехавших на ПМЖ мы могли бы создать режим        наибольшего благоприятствования, так как кыргызские мигранты — это элита миграции, законопослушные, трудолюбивые люди. Сегодня я услышал много хороших идей, но хочу возразить, к примеру,  по поводу идеи о кыргызских школах в Москве, поскольку это увеличит приток мигрантов в Россию, и Москву в частности. А это  опасная тенденция «утечки мозгов» и рабочих рук из страны». Что касается репрессий и обвинения в них конкретно России, А. Зареулов подчеркнул, что такие карательные меры применялись не только к кыргызам, но и ко всем прочим народам. «Ну а по поводу вероятности обретения независимости Кыргызстаном в 30-е годы прошлого века — если бы это тогда произошло, то сегодня  этой страны уже не было бы», — считает представитель посольства РФ в КР.

7% роста ВВП — амбициозная планка. Как ее достичь?

     Экономист, доктор наук Асылбек Аюпов говорил о связи государственности с экономической стратегией государства. В частности, он отметил: «Процесс  восстановления экономики идет медленнее, чем хотелось бы. В Кыргызстане стали хроническими бегство капиталов и увод их в тень. До настоящего времени в стране сохраняется одна из самых сложных  и противоречивых проблем: рост экономики базируется не на основе собственных средств и достижений,  а на основе привлеченных прямых инвестиций. Макроэкономическая стабилизация предполагает
7% роста ВВП ежегодно. Для нас 10% — фантастическая, а 7 — амбициозная планка. Как ее достичь?». Основные угрозы для Кыргызстана, по мнению А. Аюпова, это: ухудшение качества человеческого капитала; огромный износ основных фондов; упование на золотые запасы; узкие места в  инфраструктуре (транспорт, водо- и энергоснабжение); ограничение экспортного потенциала; ограничение  по энергетическим ресурсам, которое будет расти по мере развития потребления. Также эксперт отметил: реального усиления экономического потенциала не происходит, а управление все еще является централизованным.
Доктор экономики, профессор и авторитетный эксперт в сфере энергетики Валентина Касымова затронула особенности госрегулирования в ТЭК Кыргызстана как основного фактора функционирования страны: «Без ТЭК невозможно обеспечить темпы экономического развития, нормальную жизнь населения. В начале суверенитета у нас главенствовала эйфория, что мы можем обеспечивать свою энергетическую независимость. Но будем смотреть на это реально. В  объединенной энергосистеме  Средней Азии в советский период обеспечивался жесткий режим работы,  действовала система перетоков электроэнергии. С 1991-го в регионе обнаружился большой дефицит углеводородного топлива. Главными в республике с 1996 года стали проблемы реформирования отрасли энергетики, в результате которых появились 8 энергокомпаний. К сожалению, их появление не привело к улучшению работы системы, зато  при росте расходов сократились доходы. Катастрофически выросли потери (технологические и экономические),  понизился потенциал отрасли —  в среднем износ основных фондов составил 80%, из них: износ Токтогульской ГЭС — 76,8, ТЭЦ Бишкека — 70, Уч-Курганской ГЭС — 97%. Кыргызстан потерял свои позиции в Объединенной энергосистеме региона. Токтогульская ГЭС обеспечивала потребности всего на 48%. Главной функцией регулятивного органа в этом секторе экономики является тарификация. В структуре тарифов в развитых странах затраты на производство энергии составляют 70%, передачу — 26, другие  — 1,3%.
Одно из направлений госрегулирования в ТЭК — установление тарифов в департаменте при Минэнергопроме. Из-за неразработанности формирования тарифов и неутверждения их в законодательном порядке эта инициатива встречает противодействие общественности и населения. «Если бы в стране утвердили методологию формирования тарифов как закон, то люди  понимали бы, что за электроэнергию надо платить, как и за любой другой товар на рынке. И рост цен на нее связан с инфляцией. Введение индексации тарифов на электроэнергию является самым главным рычагом регулирования. Но в нашей стране не использовали этот рычаг регулирования почти 20 лет. В других странах — России, Узбекистане, Казахстане и др. — ежегодно умножают размер тарифов на коэффициент инфляции», — говорит эксперт.
Как член наблюдательного совета   Минэнергопрома, В. Касымова отмечает: «Мы в совете обсуждали предложение энергетиков по поводу градации тарифов, когда до 300 кВт.ч потребитель будет платить по 0,7 сома, а свыше — уже по гораздо большей цене. Мы против таких норм, т.к. был такой опыт раньше, и это вызвало всплеск коррупции на бытовом уровне — потребитель договаривался с контролером. Или наоборот. Выход — во внедрении «умных счетчиков», автоматизации учета и сведению к минимуму человеческого фактора. Также стоит устанавливать дифференцированные тарифы по зонам суток — в утренние и вечерние часы, когда идет максимум нагрузки — один тариф, а в обед и ночью другой, ниже. Это позволит потребителю выбирать, когда пользоваться услугами электроснабжения».
Также она рассказала, что в этом году  начата реализация пилотного проекта  по установлению счетчиков предоплаты на поставку электроэнергии, в первую очередь по проблемным потребителям: ресторанам, саунам, парикмахерским, потребляющим много энергии, VIP-потребителям, т.е. владельцам особняков. «Простой народ  будет охвачен «умными счетчиками» позже, поскольку он — самая сознательная часть общества», — считает В. Касымова.
Резюмируя, стоит сказать, что тема государственности широка и многопланова и ее обсуждать предстоит много, долго. И во многом правы лекторы и участники дискуссии: выбирать пути развития нам предстоит самим. Как и двигаться по выбранной траектории.

 Елена МЕШКОВА,
обозреватель.






Добавить комментарий