Main Menu

РАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

     В формате акции правительства  «Министр на связи» руководитель  Фонда государственных материальных резервов при правительстве Шералы Итибаевич Абдылдаев рассказал о  стратегических задачах ведомства, формировании  запасов государственных материальных резервов и обеспечении продовольственной безопасности страны.

1     — Известно, что до 2013 года из бюджета Фонду госматрезервов ежегодно выделялось 43 млн. сомов, но с минувшего года он перешел на самостоятельное финансирование, с чем это связано? 
— Теперь наш фонд существует за счет спецсредств со специального счета. Формируются они от реализации разбронированной продукции, ими оплачиваем хранение запасов продуктов, делаем закуп, 10 % выручки идут на содержание самого фонда. Мы полагаем, что этих средств сегодня вполне достаточно, что позволяет снизить нагрузку на госбюджет.
   — Шералы Итибаевич, чтобы читатели были в курсе, расскажите, что входит в само понятие Фонд государственных материальных резервов?
— Прежде всего он представляет собой государственный материальный резерв, который в свою очередь включает в себя два независимых друг от друга резерва: государственный и мобилизационный. Если характеризовать последний, то его предназначение — обеспечение экономики в мобилизационный период, то есть в таких ситуациях, когда сложились чрезвычайные обстоятельства либо объявляется военное положение. Названные мной ресурсы могут использоваться и МЧС, Министерством обороны, чтобы при экстренной необходимости покрыть потребности нашего  населения и экономики Кыргызстана, и для поддержки жизнедеятельности республики. Госрезерв также выполняет и такую стратегическую задачу, как обеспечение продовольственной безопасности страны. А еще фонд играет одну из главных ролей в стабилизации цен и помогает регулировать внешние воздействия на отечественный рынок.
Приведу такой пример. В 2012 году в республике резко возросли цены на муку, правительство тогда разбронировало запасы зерна продовольственной пшеницы из госрезерва, и полученная из нее мука помогла нам  снабдить его граждан и госпредприятия, а еще это привело к снижению цен. В том же году фонд закупил 20 тысяч тонн пшеницы в Казахстане,  согласно предварительному соглашению между главами наших государств. Еще 20 тысяч тонн в качестве гуманитарной помощи нам предоставила Российская Федерация. Полученным зерном государство пополнило запасы госматрезервов. Все это говорит о важной роли нашего фонда в обеспечении продовольственной безопасности страны.
     — Кто дает команду или указание пополнять либо разбронировать госзапасы? Из каких товарно-материальных ценностей формируются резервы государства и где вы приобретаете продовольствие?
— Решение о разбронировании или пополнении государственного материального резерва принимает только правительство страны. Наш фонд — это государственный орган, уполномоченный осуществлять исполнительные и контрольные функции, руководить системой госматрезерва, согласно предписанным нормативно-правовым актам Кыргызстана. В прошлом году  по договоренности между правительствами Кыргызстана и Узбекистана о поставке минеральных удобрений в 2014 году нас определили их оператором-поставщиком.
В минувшем декабре наши специалисты посетили  соседей и заключили с ними контракт на закуп селитры и др. веществ в объеме 60 тысяч тонн и уже с наступившего года стали их поставлять в регионы. Предпринятые нами шаги помогли упорядочить и стабилизировать ценовую конъюнктуру на рынке, обеспечить бесперебойные поставки  минудобрений для поддержки сельских товаропроизводителей, а они смогли в указанные сроки провести весенне-полевые работы.  Сейчас у нас достаточный резерв минеральных удобрений. Так, по договору с Узбекистаном их объем составит до 200 тысяч тонн. При необходимости соседняя сторона готова рассмотреть и наши дальнейшие просьбы и предложения.
Сейчас, кстати, рассматривается вопрос об импорте сахара, поскольку собственное производство обеспечивает потребность населения в нем лишь на 20-25 %. По поручению правительства мы побывали в Азербайджане и изучили возможности этой страны. По итогам проведенных переговоров заключили предварительное соглашение о поставке 10 тысяч тонн сладкого продукта. Сегодня документ одобрен решением нашего правительства, и эти поставки планируется  осуществлять в плановом порядке. Данные меры позволят стабилизировать рыночную цену, оказать регулирующее воздействие на рынок,  предусмотреть и избежать летом резкого колебания стоимости сахара. Подобную деятельность фонд проводит и в отношении других товарно-материальных ценностей. Отмечу, что,  когда истекают сроки хранения отдельных их видов, мы приступаем к реализации запасов, а взамен закладываем свежие, от нового урожая или изготовленные недавно.
     — Всем известно, что огромные бюджетные средства расходуются в сфере государственных закупок, а этот процесс всегда соседствует с коррупционными проявлениями, удается ли им противоборствовать?  
— Мы сегодня сами не занимаемся госзакупками, а ведем их только по конкретным поручениям правительства. И то, что  переговоры о них происходят на правительственном уровне и  поставки осуществляются напрямую, позволяет нам получать определенную продукцию дешевле. Влиять на снижение рыночных цен нам помогает и последующая реализация ресурсов, ведь мы продаем  их по фиксированной цене. Это выгодно как переработчикам, так в конечном итоге и самим потребителям, гражданам страны. Это, на наш взгляд, позволяет нам исключить в этом процессе какие-либо  коррупционные схемы.
     — Что является приоритетом в сегодняшней деятельности фонда? 
— Время не стоит на месте, и приходится практически едва ли не ежедневно совершенствовать свою работу. В стране принята новая редакция Закона «О государственном материальном резерве», мы разрабатываем соответствующее ему положение о Фонде государственных материальных резервов  с четким определением  функций и задач, вытекающих из необходимости государства влиять на необоснованный рост цен, действия монополистов. На это мы должны максимально своевременно и эффективно реагировать, как случилось с минеральными удобрениями.
В летний сезон, например, возможен рост цен на сахар, ведь Кыргызстан богат на ягоды и фрукты, и население вскоре возьмется за заготовку различных варений и джемов. На сахарном рынке действуют несколько крупных поставщиков, которые попытаются диктовать стоимость. И дабы не допустить резких ценовых скачков, мы планируем поставить в республику определенное количество сладкого продукта. Постараемся придерживать рост цен, даже если на их конъюнктуру повлияет ситуация на мировом рынке. Правительство уже прорабатывает процедуру сотрудничества с Международной торгово-финансовой корпорацией (МТФК), чья деятельность нацелена на обеспечение продовольственной безопасности отдельных стран, и они готовы профинансировать приобретение некоторых товаров, например, пшеницы, сахара, растительного масла и других продуктов питания. Если правительство примет решение о взаимном сотрудничестве, то фонд готов обеспечивать Кыргызстан продуктами первой необходимости, используя финансовые средства МТФК.
     — А как фонд сотрудничает с аналогичными ведомствами в странах Содружества или иных государствах? Дает ли необходимый эффект такое взаимодействие?
— В СНГ, как известно, существует Консультативный совет руководителей органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющий управление государственными материальными резервами в государствах-участниках Содружества. Наш фонд входит в него, в 2014 году мы там даже председательствуем, и я являюсь руководителем Консультативного совета.  Его очередное, 10-е заседание в текущем году пройдет у нас в республике. Мы наладили связи и сотрудничество с резервирующими органами стран СНГ, работает и институт при нашем  российском аналоге — Росрезерве — базовая организация для членов Консультативного совета. Там  разрабатываются методики, технологии, инструкции по обеспечению и хранению государственных резервов для всех заинтересованных стран-участниц.
     — Какой от этого взаимодействия прок?  
— А вот какой. В рамках Консультативного совета рассматриваются создание и использование на территории государств-участников СНГ совместных целевых запасов для ликвидации последствий ЧС и оказания гуманитарной помощи. Ведь стихийные катаклизмы или катастрофы не имеют границ, все страны участвуют в ликвидации их последствий. Россия внесла это предложение, мы его поддержали на Консультативном совете. Сейчас проект направлен для изучения и принятия решения в Исполком СНГ. После того как его одобрят главы государств, изучат в правительствах стран-участниц, управление процессом возложат на нас, как на операторов реального сотрудничества.  И в одиночку бороться с  ударами стихии уже ни одно государство не будет. Разве это не эффективное взаимодействие, не обоюдная польза?!

Беседовал Александр ШЕПЕЛЕНКО.
На фото: глава Фонда госматрезервов Ш. Абдылдаев.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий