Main Menu

Главное сегодня — сохранить стабильность

Стабильность (постоянство, устойчивость, прочность) — одна из существенных сторон   политических,   трудовых, семейных, управленческих  и   множества других отношений  власти и  подчинения. Она  отражает   состояние  общества и  характер его настроений. Если  распускается парламент,  президент  подается в бега, тихо или со скандалом  «исчезают» премьер-министры, правительство в  полном составе  уходит в отставку, один  министр сменяет другого, то  все равно стабильность  в   управленческих отношениях   (она представляет  наибольший интерес) должна сохраняться.

И  сохраняется. Вспомним о   странах с  устоявшейся демократией. Там  борьба за власть в различных ее  проявлениях  и калейдоскоп «штучных»  субъектов власти    не  дестабилизируют  процесс госуправления.  Остаются на местах и    выполняют  привычные обязанности аппараты правительства, президента, парламента,  центральные аппараты министерств и ведомств, не говоря уже  о  местном самоуправлении.    Работают суды, полиция, налоговая,  таможенная и пограничная службы, армия  живет по своему уставу.  Население, бизнес  продолжают  нормально жить.  Возникает  вопрос: почему вот уже на протяжении двадцати лет  мы   не  можем  стабилизировать процесс  госуправления  в своей стране?
Не пытаясь искать ответа  в нашем  недалеком историческом  прошлом, замечу, что  «сохранение стабильности» требует  от правительства  конкретных действий. Они  заключаются в  побуждении    руководителей министерств и ведомств  к  активному   использованию   должностных   прав и к   не менее активному  исполнению должностных   обязанностей. Естественно, в этом процессе нельзя  забывать о  юридической ответственности (административной, имущественной, уголовной) госчиновников.  И не случайно звучали  предупреждения руководителям Таможенной, Пограничной служб об увольнении  в связи  с контрабандой бензина в Таджикистан, что   является  признаком  коррупции фискальных и  силовых структур     на  местах и служит показателем  нестабильности госуправления.
Правительство сегодня стремится  построить систему, которая не будет зависеть от персоналий, а станет  эффективно работать сегодня, завтра и в будущем.   Бесспорно,  имеется в виду система  народного хозяйства, которая  состоит из организаций, учреждений, предприятий    государства и   бизнеса, и завершает  это система нормативных актов, определяющих  их  деятельность.
Вторая, регулируя  действия  субъектов госуправления, обеспечивает в пределах своих возможностей стабильность управленческих отношений  и  преемственность   в  управлении вне «зависимости от персоналий». В эту систему  входят  концепции, программы, кратко-, срочно- и долгосрочные   стратегии  развития отраслей   народного хозяйства, утверждаемые  указами президента  или постановлениями правительства, что делает их обязательными для   исполнения.  К слову, украинский  президент В. Янукович, отмечая успехи  экономики страны, связал их со  «стабильным  управлением».
В экономике  Кыргызстана  стабильное развитие   сельского хозяйства   — одна из главных задач  любого  правительства. Не  помню  уж,  кто был премьером в 2004 году,  но им была  утверждена  Концепция аграрной политики до 2010 г. (Дата  завершения программы дарит  надежду на  «толстый» отчет о результатах ее исполнения.)   Она   была  призвана  определить и финансово-кредитную политику   в аграрно-промышленном комплексе.  В  качестве  одной из  задач стабильного развития  сельхозпроизводства  в концепции названо  «стимулирование  развития кредитной кооперации», обеспечивающей стабильное  кредитование  фермеров.      Но кто в 2004-м мог знать, что    дважды неконституционным путем (март 2005 г.) и с человеческими жертвами (апрель 2010 г.)  лишатся   своих  постов всенародно избранные  президенты, не оправдавшие искренних  надежд своего народа.  Неизбежным результатом революционных переворотов стала  смена  чиновников аппарата президента, правительства —  кураторов АПК,  министра сельского хозяйства, а  заодно и отдельных  начальников  департаментов,  управлений.    Только прежней кадровой  чехардой в аппарате  правительства,  министерстве  и связанной с ней дестабилизацией  управления   можно объяснить  пятилетнюю задержку  в  разработке проекта государственной программы развития кооперативного движения (2009 г.) и ее  продолжительные, до настоящего времени,   согласование, переработку и доработку,  которым, кстати,  еще конца-края не  видать.
В то же время Закон «О  развитии  сельского хозяйства (2009 г.) в противовес Концепции аграрной  политики АПК  и госпрограмме, в которых    юридическими формами  организации взаимного кредитования  названы  кредитные кооперативы,  говорит об  «организации и  кредитовании    кредитных товариществ  (союзов)»,  что является нарушением  принципа внутренней непротиворечивости  законодательства  и не   способствует   стабилизации  управления  сельхозпроизводством. Между кредитными кооперативами и кредитными товариществами есть существенная разница.
Не задаваясь целью  искать  другие примеры  дестабилизации отраслевого управления (их множество),  подведем итог: основными организационно-правовыми условиями,  обеспечивающими  стабильные характер госуправления и развитие экономики  страны, являются «вполне завершенная»  и внутренне непротиворечивая  система  законодательства, преемственность в выполнении госпрограмм,  реальная юридическая ответственность, адекватная кадровая политика  как основное  средство не борьбы, подчеркиваю, а  предупреждения  коррупции и  соблюдения  госчиновниками государственной дисциплины, участие граждан и  бизнеса  в      госуправлении.    Нарушение  любого из них (к примеру, неадекватная кадровая политика,  выраженная в  перманентной смене управленческих кадров… во внедрении  во власть людей, не имеющих опыта управления, или нарушение преемственности в   реализации  политических решений, что выражается  в  принятии  программ, которые  не выполняются)  ведет к  нестабильности   госуправления  и сдерживает темпы  социально-экономического  развития  страны.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий